Под сочувствием мы разумеем благожелательное участие в благополучии или несчастий других. Сочувствие обнаруживается не только к людям, но и к животным, а в нежных душах — и ко всему, что носит на себе следы чувства. Сочувствие служит для человека источником искренней и благородной радости и вместе плодовитым зародышем хороших поступков. Оно расширяет сердце так, что человек с любовью обращается во все стороны и часто желает осчастливить других, забывая о себе самом.
Впрочем, если эти чувства происходят только от нежной настроенности природы и в них нет теплоты высшей жизни, то они еще не имеют нравственного достоинства и легко могут принять превратное направление. Поэтому как возбуждение этих чувств, так и управление ими требует большого попечения. Здесь первое дело воспитателя состоит в том, чтобы отстранять от воспитанника все притупляющее способность сочувствия, а именно:
а) нельзя позволять детям мучить животных. Такие поступки сами по себе уже противны любвеобильным намерениям Творца, Который сотворил животных, хотя и для служения нам, но вместе и для благополучия, свойственного их природе. Такими поступками дети ожесточают свое сердце и очень быстро становятся нечувствительными и жестокими к подобным себе. Воспитатель тем строже должен охранять детей от этого злоупотребления, чем оно распространеннее, особенно между детьми. Превосходные правила в этом отношении дает Ветхозаветный закон, повелевающий при каждом случае щадить животных (Исх. 20, 10; 23, 4 и далее; Лев. 22, 28; Втор. 22, 6 и далее; Притч. 12, 10);
б) необходимо оберегать детей от того, что вызывает притупление чувств, именно от привычки видеть страдания других, от вредных предрассудков против беднейшего класса людей, от худых расположений души, от неразумных насмешек над детьми, когда они обнаруживают живое участие в других, и особенно от жестокого обращения с ними. Любовь возбуждается только любовью.
Если эти препятствия будут устранены, то сердце ребенка само собой откроется для сочувствия, ибо оно для того и создано. Эти чувства столь естественны человеку, что на бесчувственного человека обыкновенно смотрят как на не человека и называют его бесчеловечным. Впрочем, можно и надо употреблять еще особенные средства к возбуждению сочувствия. Для этого:
а) надо внушать воспитаннику с ранних лет уважение и любовь к своим ближним. Святая вера говорит нам, что все мы имеем одного общего родоначальника, что каждый человек сотворен по образу Божию и что все мы созданы для одной и той же главной цели.
Слово Божие уверяет нас, что Бог любит всех нас, невзирая на неравные преимущества или дары счастья. И грешника терпит Его беспредельная благость. Бог хочет не смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив, и поэтому дает ему время для покаяния. Он, по Своему милосердию, ищет грешника так же, как заботливый пастырь ищет заблудшую овцу. По этой беспредельной любви Иисус Христос умер за всех нас и все мы искуплены бесконечной ценой Его крови.
Поэтому презирать кого-либо из ближних значит презирать бесконечную цену искупления — кровь Богочеловека. Во Христе и через Христа все мы — дети одного Отца, престол Которого на небе, члены одного тела, Глава которого — Сам Христос, и все имеем надежду на небесное наследие, где, если до конца жизни сохраним любовь ко Христу, будем наслаждаться вечной и неизреченной радостью.
Святая вера простирается еще дальше: она заповедует нам в каждом из наших братьев, особенно в бедных и в тех, которые низки в глазах мира, видеть Самого Спасителя. Он Сам как бы алчет и жаждет в лице их, и благодеяние, которое мы оказываем одному из малых сих, усваивает Самому Себе. Могут ли нежные души детей оставаться холодными к несчастью других, если часто и с непритворным чувством будут внушать им эти и подобные истины?
б) надо знакомить детей с примерами и живыми изображениями искреннего участия. Таких картин исполнена Священная История, и в этом случае является нам образцом Сам Христос: Он плакал над гробом друга Своего Лазаря и пролил слезы сострадания даже о том Иерусалиме, который готовил Ему поносную и мучительную смерть;
в) родители и воспитатели должны собственным примером оправдывать предлагаемые детям наставления. Только в таком случае указанные средства произведут на детей прочное действие. А если этого не будет, то все останется без ожидаемой пользы.
При возбуждении сочувствия надо возбуждать не только сострадание к несчастьям других, но и сердечное участие в их благополучии. Это второе действие сочувствия — сочувствие любви — в сравнении с первым более трудно. Сострадание к несчастным требует от человека меньше власти над собой, нежели искреннее сорадование другим в их счастье. Даже между друзьями, если только они не вполне преданы духу благодати, сердечная радость о счастье другого нередко возмущается тайным неприятным ощущением.
Справедливо один из древних мудрецов, Еврипид, называет зависть самой общей и самой сильной из всех болезней, какими только страдают люди. А другой, Цицерон, говорит: «Много у нас врагов; но завистники — почти все».
Причина этого столь неприятного явления скрывается в свойственном падшему человеку самолюбии, которое каждый раз чувствует болезнь, как скоро другим достается то счастье, которого мы желали бы самим себе. Поэтому очищение детского сердца от этого гнойного чирея, как один языческий мудрец, Сократ, называет зависть, при воспитании должно быть предметом особенного попечения.
Священное Писание предлагает очень поучительные примеры, ясно изобличающие недостоинст- во и низость как самого этого порока, так и его последствий. Но главное врачевство против порока зависти заключается в сыновнем страхе к Богу и в непрестанном благоговении перед Ним.
Впрочем, ошибочно было бы думать, что в этих чувствах не нужно опасаться ни чрезмерности, ни превратного направления. Как ни хорошо сердечное участие в судьбе других, но оно всегда должно быть управляемо умом. А ум носит в себе святой и непреложный закон, предписывающий все чувства направлять и употреблять так, чтобы они помогали достижению нашего временного и вечного назначения. Этому закону противны:
а) чрезмерная нежность чувства, отчего человек, следуя влечению своего удобопреклонного сердца, соглашается на всякую просьбу другого, а иногда делает даже несправедливости против одних, чтобы оказывать благодеяния другим. Эта чрезмерная доброта сердца, которая никогда не хочет огорчать и никому ни в чем не хочет отказывать, часто служит претыканием для совести, особенно когда такие люди, занимая в обществе высокие места, должны управлять другими и, в случае безуспешности кротких мер, употреблять строгость для достижения благих целей. Пример таких людей Священная История показывает в первосвященнике Илии (1 Цар. 2 и далее);
б) чрезмерная чувствительность, которая, увлекаясь сильным участием в положении других, выходит за пределы приличия или пренебрегает даже высшими обязанностями. Такая чувствительность обнаруживается обыкновенно в людях со слабыми нервами, особенно в девицах, и не только к людям, но и к животным. Впрочем, нередко основанием видимой чувствительности бывает одно притворство. По этой причине молодому человеку нужно привыкать с природной добротой сердца соединять непоколебимую верность и постоянную твердость характера; необходимо, чтобы сердце всегда было охраняемо и управляемо умом;
в) сознательное или бессознательное стремление к другому полу. За этим надо особенно внимательно наблюдать. Эта тайная склонность, будучи допущена в детях, быстро усиливается, движет ими и оковывает их, и часто весьма рано обнаруживается в пагубных действиях.