Воспитание необходимо для того, чтобы человек мог удобнее достигать доступного ему совершенства. В этом убеждает нас не только всеобщее наблюдение как за каждым человеком, так и за целыми народами, но и само существо дела. Если оставить способности ребенка без надлежащего возбуждения и руководства, то они или не разовьются, или подвергнутся повреждению; а если в основу воспитания будут положены ложные начала, то дети получат превратное образование, и вред от этого часто бывает неисцелимый.
Что, например, выйдет из бедного воспитанника, если посредством ложных правил с ранних лет будут удалять его от Бога и Искупителя, ввергнут в пучину суетной жизни по духу мира, как будто ничего нет выше настоящей жизни? Если от этого настоящее поколение получит превратное направление, то что произойдет с будущим?
Юношество — это питомник, откуда через несколько лет выйдут отцы, матери, начальники и подчиненные, и данное им образование, ложное или истинное, они наследственно передадут дальнейшему потомству, с тем только различием, что плохие впечатления будут еще более усиливаться, еще далее распространяться; а добрые, если не будут постоянно поддерживаемы, скоро совсем изгладятся.
Поэтому в деле воспитания очень важно, чтобы родители и все, принимающие участие в воспитании детей, хорошо и основательно знали, к какой главной цели и каким образом они всегда должны стремиться, воспитывая детей, вверенных им Богом. Особенно же пастырю должны быть хорошо известны начала истинно христианского воспитания.
Как он будет возводить к высшей христианской нравственности вверенную ему паству, если не будет полагать к этому основания в расцветающем юношестве? Его высокое звание непременно требует, чтобы он: а) как в общественных своих поучениях, так и в частной беседе учил родителей их обязанностям, обращал внимание на их ошибки и умел всегда подавать им добрые советы; б) как учитель благочестия и как друг детей, воздействовал на них сильно и благотворно.
Спрашивают иногда: если дело воспитания сопровождается такой великой пользой, то почему нередко бывает так, что при всем, по-видимому, старании о воспитании детей святая вера и нравственность, вместо того, чтобы цвести, едва не совсем угасают в них? На это можно дать такой ответ:
- не всегда начинают воспитание с начал истинно христианских, а если и положены добрые начала, то очень нередко бывает так, что детей не учат тому, как применять их к главной цели;
- наилучшее воспитание не будет иметь успеха, если ему не содействуют родители, домашние и все, имеющие влияние на ребенка. А как редко это бывает! И кому не известно, что разрушать гораздо легче, чем созидать;
- при этом, если мы без всякого предубеждения сравним одно общество, один народ с другим, один век с другим, то ясно откроется, что посредством воспитания, несмотря на частые препятствия, сделано и всегда делается очень много доброго.