Воспитывать может, собственно, только святая любовь, возбуждаемая и питаемая тем Духом, Который в начале носился над водою (Быт. 1, 2), и Который там, где приготовляет Себе благовременные орудия, во всех действует, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12, 11). Хотя и человеческого искусства достаточно для того, чтобы пробудить в ребенке как телесные, так и духовные силы сообразно с природой и сообщить им определенное, только естественное направление. И мы знаем, как много сделано в этом отношении не только в новейшее время, но и в древности. Однако же если говорить об истинном воспитании, то сами мы можем только сажать и поливать, а взращивает один Бог (1 Кор. 3, 6).
Впрочем, этим не исключается ни собственная деятельность воспитываемого лица, ни содействие других. Дух Божий, носящийся над творением, действует на каждое существо соразмерно его природе и назначению, равно и на существа свободные действует Он соразмерно нравственной приемлемости, не совершая насилия над их свободой. Для этого Он избирает особенные орудия. Счастлив ребенок, если его воспитатели, взирая на себя, только как на орудие Божественного Духа, благоговейно следуют тихому Его влечению и стараются действовать единственно в Нем и через Него.
Поэтому воспитатель всегда должен помнить свою великую, столь важную для ребенка, обязанность: он должен быть орудием, через которое Отец Небесный привлекает детей с самых ранних лет к высокому их назначению. Кроме того, что сам он должен быть хорошо воспитан и уже в зрелом возрасте, для этого важного дела ему необходимо иметь следующее:
а) не преходящую, но обратившуюся в навык склонность к образованию детей, соединенную с таким талантом, который и без ученого руководства умеет попадать на прямой путь, руководствуясь здравым рассудком и истинно благочестивым христианским чувством. Этот талант иногда встречается в самых обыкновенных людях, особенно в матерях, которые, следуя стремлению своего благочестивого, чувствительного сердца, бывают нередко удивительно счастливы в своих приемах. Впрочем, такие люди, действуя больше безотчетно и как бы по инстинкту, нежели по началам науки воспитания, часто подвергаются таким ошибкам, которых при надлежащем образовании легко могли бы избежать;
б) знание того, что такое человек и для чего он здесь, на земле; как и чем может он достигнуть своего назначения; что при этом делает природа; что благодать; и что может и должен сделать воспитатель; какие препятствия нужно преодолевать и какие средства надо употреблять; какой наилучший путь к легчайшему и вернейшему достижению цели воспитания и т.п.;
в) истинное, нелицемерное благочестие, откуда сама собой проистекает сердечная любовь к детям, приятное провождение времени в кругу их и снисходительное чувство в обращении с ними, неутомимая в отношении к их слабостям и погрешностям ласковая строгость, которая умеет обуздывать их резвость, укрощать детское упрямство и снискивать себе у них любовь и искреннее уважение. Необходима также постоянная бдительность над самим собой, чтобы не увлекаться ни своенравием, ни страстями или сердечными возмущениями, но всегда сохранять ровность характера, и таким образом идти своим путем со спокойным, любвеобильным благоразумием;
г) внешность, не имеющую, по крайней мере, значительных недостатков, известное приличие в осанке и движениях тела, открытое дружелюбное лицо, хороший выговор и т.д. Это тем более заслуживает внимания, чем более юный возраст реагирует на внешние впечатления.
В обхождении со своими воспитанниками учитель должен показывать истинное радушие, которое, конечно, приходит не извне, но глубоко утверждается в духе и есть плод святой любви и искренней благожелательности к детям. Кто этого расположения не ощущает в себе, тому не надо желать наставнической должности: он может быть полезным отечеству в другом отношении. Наемник мало принесет пользы для училища: здесь должен управлять верный, добрый друг и отец, с любовью и лаской, с надеждой и радостным упованием на Бога. Жатва иногда поздно приходит, но верно придет, если добрый учитель усердно трудится с надеждой на Бога. Счастлив тот, кто сеял верно и правильно!
Особенно важен пример воспитателя не только в нравственном, но и во всяком другом отношении. Поэтому мы часто будем обращаться к этой истине: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 6). Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10).
Чтобы воспитатель полнее и совершеннее усвоил эти качества, он должен чаще размышлять о высоком достоинстве и назначении человека, особенно ребенка, сохраняющего еще свежий цвет невинности, дарованной ему в Крещении, и всегда помнить пример Господа Спасителя, Который так любвеобильно относился к малым детям и говорил: примет одно такое дитя во имя , тот Меня принимает (Мф. 18, 5).
Воспитатель должен с надеждой на Бога представлять благословенные плоды, произращаемые добрым воспитанием, и оком веры взирать на обильную жатву, которую благочестивый воспитатель встретит в стране вечности, хотя бы здесь, на земле, его труды и очень мало были вознаграждаемы.
Дети составляют будущий мир, поэтому тот, кто содействует их воспитанию в духе христианского благочестия, не только им доставляет пользу, но и будущему поколению: семя, которое он сеет на доброй земле, будет расти, может быть, в продолжение веков, и Отец Небесный, видящий тайное, вознаградит доброго сеятеля в день великой жатвы.
Один благочестивый писатель так рассуждает: «Кто такой христианский воспитатель? Человек, которому Иисус Христос вверил несколько детей, на коих Он взирает, как на искупленных ценою пролитой за них Крови Его, как на обители Святого Духа, как на Своих братьев и сонаследников, которые как цари и священники с Ним и через Него предопределены вечно царствовать и прославлять Бога. И для какой цели Он вверил их воспитателю? Неужели для того, чтобы сделать из них стихотворцев, ораторов, философов и светских мудрецов? Кто осмелится утверждать или даже думать что-нибудь подобное?
Иисус Христос вверил их воспитателю для того, чтобы он сберегал для них драгоценное, ничем не вознаградимое сокровище невинности, полученной в Крещении, и образовал из них истинных христиан. Это первое и самое необходимое дело, все прочее имеет свою цену только в правильном подчинении сему».
Если станем смотреть с этой точки зрения, то какую важность приобретает воспитание! Какой оно требует заботливости, какой внимательности и какого бдительного ока! Как глубоко воспитатель всегда должен сознавать свою зависимость от Иисуса Христа! От такого взгляда зависит и истинная заслуга воспитателей, равно как и наилучшее их утешение. Чтобы хорошо руководствовать своих воспитанников, воспитатель должен иметь достаточный запас сведений, благоразумие, терпение, кротость и твердый характер, внушающий воспитанникам уважение к нему. Как много утешения доставляет воспитателю внутреннее убеждение, что Иисус Христос Сам подает все эти дары смиренно и постоянно молящимся Ему!
Воспитатель может взывать ко Господу: «Ты, Господи, мое терпение и крепость! Ты мой свет и мой наставник! Ты вверил мне сих детей! Не оставляй же меня никогда! Дай мне как для руководство- вания другими, так и для собственного моего спасения Духа премудрости и разума, Духа совета и крепости, Духа ведения и благочестия и Духа спасительного страха Божия!» Если воспитатель получит сего Духа, то этот внутренний наставник не только всегда будет научать его и указывать, что ему делать, но будет сообщать и хотение, и исполнение.
Доказательством того, что наставник получил Духа, может служить его сильная ревность ко благу детей, такая, что опасности, угрожающие им, равно как и их недостатки, много занимают его сердце, и он часто размышляет о том, сколь драгоценна благодать святого Крещения и как трудно, потеряв однажды, возвратить ее себе, и о том, сколь строгого отчета потребует от нас некогда Иисус Христос, если мы, поставленные от Него стражами, засыпаем тогда, когда враг похищает у детей драгоценное сокровище.
Добрый воспитатель должен прилагать к себе слова, сказанные Господом Моисею, вождю избранного народа Божия: Н его на руках твоих, как нянька носит ребенка (Чис. 11, 12). Он должен чувствовать ту же нежность и беспокойство, какие ощущал Павел, когда болезновал о галатах, ожидая воображения Христа в них (Гал. 4, 19).
Не могу удержаться, чтобы не сообщить здесь воспитателям некоторые правила поведения, заимствованные из письма к одной особе: «Первое средство сохранить и усовершить вверенный вам залог (любезных детей) есть то, чтобы вы всегда с живою ревностью старались освящать самих себя. Вы орудие и посредник, которое Богу угодно употребить для устроения счастья детей, потому будьте исполнены Его Духа. Вы должны на других низводить благословение Божие, потому не удаляйте его от себя.
Второе средство состоит в том, чтобы вы не ожидали никаких плодов для себя, кроме труда во имя Иисуса. То есть вы должны трудиться так, как трудился Он для освящения человека. Он прежде Сам совершал те добродетели, которым учил. Его снисхождение и кротость были удивительны. Он даже предал Свою жизнь за Своих овец. Взирайте же на Него, как на образец для пастырей и для вас. О, если бы вы никогда не отвращали от Него вашего взора! Старайтесь и заботьтесь, таким образом, о ваших воспитанниках, которые теперь ваши дети. Старайтесь, чтобы они вас более любили, нежели боялись, и воспользуйтесь их любовью к вам для того, чтобы все их сердце было предано Иисусу Христу.
Втретьих, вы не должны ничего приписывать ни вашей попечительности, ни вашему благоразумию, ни вашему искусству и труду, но все приписывайте только Божественной благодати. Господь не благословляет того, у кого нет смирения, и наши слова тщетно оглашают слух, если Сам Господь не говорит сердцу. Напрасно мы насаждаем и поливаем, если Бог не возращает. Иные думают, что творят чудеса, если говорят много, или мечтают, что можно умягчить сердца суровыми выговорами, унижением и наказаниями.
Это может быть полезно, когда свыше содействует благодать. Но если ожидают всего от сих только средств, то противопоставляют благодати тайную преграду, и благодать верно будет отнята у гордого самонадеяния. Если Бог благословляет ваши наставления и попечения, то не приписывайте себе успеха, вас не должно вводить в заблуждение ни тайное внушение вашего сердца, довольного самим собою, ни одобрение других людей.
Равно не должны вы ослабевать, если ваше старание оказывается тщетным. Не отчаивайтесь ни в себе, ни в других и не оставляйте начатого вами дела. Только один Бог знает то время, которое Он избирает для Себя. Ночь, проведенная в безуспешном груде, часто вознаграждается поутру (см. Ак. 5, )—7). Наш труд казался нам бесполезным, но он не был таким. Бог требует от нас усердия, а не успеха».