Каждый ваятель прежде всего делает себе эскиз предполагаемого произведения. Так должен поступать и каждый достойный своего имени воспитатель. Сначала ему надо приобрести истинное понятие о том, каким должен быть совершенный человек, а потом уже пусть он рассматривает, каким человек является на самом деле. Если мы представим человека в том виде, как он был задуман, то увидим, какое он превосходное создание вечной премудрости и любви Божией!
Будучи сотворен по образу Божию, он носит в себе два мира, то есть невидимую душу и видимое тело, и тем показывает, что ему определено в себе и через себя возводить все окружающие его творения к Богу, как конечной цели всего. Хотя тело человека образовано из земли, но как превосходно его устройство! Какая соразмерность в членах! Какая нежность и вместе крепость в его мускулах! Какая способность к самым разнообразным занятиям! Какое достоинство в его прямом, как бы стремящемся к небу стане и какая выразительность в его воодушевленном взоре!
В бренный состав Творец вдохнул разумную душу. Она познает не только явления мира чувственного, но и истину, и нравственное добро, и красоту. Человек познает и Самого Бога как верховную причину всего сотворенного; в раскинувшемся Его творении везде встречаются взору его следы Божества, и его духовный слух оглашается дивной гармонией вселенной.
Он в себе самом носит образ Божий, и его главная обязанность в настоящей жизни — все более и более уподобляться Богу. Без сомнения, человек для этого и прежде своего падения имел нужду в помощи высшей благодати. Для возвышения человека, как существа конечного, над природой и над самим собой нужно было, чтобы благодать милосердно нисходила к нему. Поэтому и для первых людей, когда они, еще невинные, жили в раю, необходимо было как Божественное учение извне, так и внутреннее просвещение, укрепление и освящение.
Тем более все это нужно человеку падшему. Для спасения падшего человечества Единородный Сын Божий, по определениям Вечной Правды, соделал- ся Человеком. Внутренне соединяясь с Богочеловеком и ходя в свете веры, истинный христианин всегда следует влечению святой любви и силою Духа Христова преображается от славы в славу (2 Кор. 3, 18), пока наконец не достигнет такой высоты, что осмелится к самому себе отнести слова апостола Павла: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20).
Высочайший образ совершенного человечества есть Богочеловек Иисус Христос. Чем больше уподобляемся мы этому Первообразу, чем более вселяется в нас Христос Своею благодатью, тем совершеннее мы становимся. Сияют, хотя и меньшим блеском, перед взорами нашими добродетели Богочеловека, отраженные в жизни святых, которых Православная Церковь представляет нам для подражания и для общественного почитания.
Поистине восхитительное зрелище представляется нам: люди того и другого пола, разных возрастов и состояний, сами по себе слабые, подобно нам, но возвысившиеся и укрепившиеся Божественной благодатью, исполненные живой веры и детской преданности, всецело и нераздельно принесли себя в жертву Богу, Источнику любви и всякого блага!
Если бы каждый человек своей жизнью подражал жизни святых, то чем было бы все человечество? Не совокупностью только однородных неделимых, но одним семейством Божиим, которое одушевлялось бы духом святой любви и стремилось соединенными силами к своему общему назначению. Через посредство людей и неразумные творения всегда прославляли бы Бога, чтобы Он был все во всем.