Как конечное назначение людей, так и способ­ности их, по крайней мере в главном, одинаковы, а поэтому подлежат и одинаковым законам образова­ния. Если мы представим себе общие правила воспи­тания и приведем их в порядок, так что все частные правила будут выведены из одного начала и приве­дены в стройное и связное целое, то составится на­ука воспитания.

Родители, которые с рассуждением воспитыва­ют своих детей, всегда соотносят свои действия с ка­ким-либо главным началом, то есть всегда имеют в виду какую-нибудь главную цель, хотя и не ясно представляемую, к которой они постоянно стремятся и которой подчиняют все прочее. Конечно, это нача­ло всегда соответствует господствующему образу их мыслей и чувств.

Если родители увлекаются заблуждениями и предрассудками, если сердце их удаляется от Бога и во всем предается земному, то у таких родителей или воспитателей обыкновенно и главное начало воспи­тания бывает ложное и приводит к новым заблужде­ниям. Очень нередко случается, что, воспитывая де­тей, они имеют в виду только земные цели и к ним направляют все действия воспитания: о них каждый день и толкуют детям, а о главном,— об их назначе­нии для небесной жизни,— или только изредка и мимоходом упоминают, или и совсем не говорят.

Не грех ли это, вопиющий на небо,— скрывать от невинного ребенка его конечное назначение и единый истинный путь, ведущий к небу, и оставлять его на распутьях без руководства к вечному его Отечеству!

Нет сомнения, что учение о воспитании, изло­женное в форме науки, приносит очень много поль­зы, ибо наш созерцающий разум до тех пор не успо­каивается, пока не приведет всего к единству и не составит правильного и связного целого. Главное на­чало или правило воспитания должно указывать на ту цель, к которой мы обязаны приводить детей и от которой образование каждой из их способностей должно получать свою меру и направление. Какое же это главное начало, или правило воспитания?

Наше истинное назначение — единение с Богом в будущей вечной жизни. Поэтому на земле главная для нас обязанность состоит в том, чтобы постоянно приближаться к Богу, исполняя святейшую волю Его. Но каждый человек не только должен достигать этой цели для себя, но обязывается по силам помогать в этом и своим собратьям, то есть всем ближним; ибо общая обязанность всех людей — любить Бога всем сердцем и ближнего своего, как самого себя. Если бы это правило всегда и всеми было выполняемо, то как возвысилось бы состояние человечества!

Но в настоящем состоянии нравственного по­вреждения и отпадения от Бога спасение возможно для нас только через Божественного Ходатая — Иисуса Христа, и это ходатайство можем мы полу­чать, только пребывая в Его Святой Церкви, потому что здесь только слово жизни и источники благодати открываются нам в неповрежденной чистоте и всегда оплодотворяются Духом, нисшедшим на святых апо­столов в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1 и далее).

Поэтому главное начало воспитания можно вы­разить следующим образом: старайся развить вос­питанника так, чтобы он, как живой член Христовой Церкви, любил Бога всем сердцем, а ближних, как самого себя; или: старайся, чтобы твой воспитанник был свят и совершенен, как свят и совершенен Отец наш Небесный (Мф. 5, 48; 1 Пет. 1, 15—16). Вос­питатель должен помнить эту обязанность во все время воспитания и каждую способность воспитан­ника совершенствовать так, как это нужно для до­стижения главного и конечного назначения его, или, ли не было затрудняемо. Ближайшее приложение этого начала будет показано впоследствии.

Умение пользоваться правилами воспитания со­гласно с целью называется искусством воспитания. Искусство воспитания предполагает знание верных правил и притом еще требует частью врожденной, частью приобретенной опытом способности прила­гать правила к делу.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top