Как конечное назначение людей, так и способности их, по крайней мере в главном, одинаковы, а поэтому подлежат и одинаковым законам образования. Если мы представим себе общие правила воспитания и приведем их в порядок, так что все частные правила будут выведены из одного начала и приведены в стройное и связное целое, то составится наука воспитания.
Родители, которые с рассуждением воспитывают своих детей, всегда соотносят свои действия с каким-либо главным началом, то есть всегда имеют в виду какую-нибудь главную цель, хотя и не ясно представляемую, к которой они постоянно стремятся и которой подчиняют все прочее. Конечно, это начало всегда соответствует господствующему образу их мыслей и чувств.
Если родители увлекаются заблуждениями и предрассудками, если сердце их удаляется от Бога и во всем предается земному, то у таких родителей или воспитателей обыкновенно и главное начало воспитания бывает ложное и приводит к новым заблуждениям. Очень нередко случается, что, воспитывая детей, они имеют в виду только земные цели и к ним направляют все действия воспитания: о них каждый день и толкуют детям, а о главном,— об их назначении для небесной жизни,— или только изредка и мимоходом упоминают, или и совсем не говорят.
Не грех ли это, вопиющий на небо,— скрывать от невинного ребенка его конечное назначение и единый истинный путь, ведущий к небу, и оставлять его на распутьях без руководства к вечному его Отечеству!
Нет сомнения, что учение о воспитании, изложенное в форме науки, приносит очень много пользы, ибо наш созерцающий разум до тех пор не успокаивается, пока не приведет всего к единству и не составит правильного и связного целого. Главное начало или правило воспитания должно указывать на ту цель, к которой мы обязаны приводить детей и от которой образование каждой из их способностей должно получать свою меру и направление. Какое же это главное начало, или правило воспитания?
Наше истинное назначение — единение с Богом в будущей вечной жизни. Поэтому на земле главная для нас обязанность состоит в том, чтобы постоянно приближаться к Богу, исполняя святейшую волю Его. Но каждый человек не только должен достигать этой цели для себя, но обязывается по силам помогать в этом и своим собратьям, то есть всем ближним; ибо общая обязанность всех людей — любить Бога всем сердцем и ближнего своего, как самого себя. Если бы это правило всегда и всеми было выполняемо, то как возвысилось бы состояние человечества!
Но в настоящем состоянии нравственного повреждения и отпадения от Бога спасение возможно для нас только через Божественного Ходатая — Иисуса Христа, и это ходатайство можем мы получать, только пребывая в Его Святой Церкви, потому что здесь только слово жизни и источники благодати открываются нам в неповрежденной чистоте и всегда оплодотворяются Духом, нисшедшим на святых апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1 и далее).
Поэтому главное начало воспитания можно выразить следующим образом: старайся развить воспитанника так, чтобы он, как живой член Христовой Церкви, любил Бога всем сердцем, а ближних, как самого себя; или: старайся, чтобы твой воспитанник был свят и совершенен, как свят и совершенен Отец наш Небесный (Мф. 5, 48; 1 Пет. 1, 15—16). Воспитатель должен помнить эту обязанность во все время воспитания и каждую способность воспитанника совершенствовать так, как это нужно для достижения главного и конечного назначения его, или, ли не было затрудняемо. Ближайшее приложение этого начала будет показано впоследствии.
Умение пользоваться правилами воспитания согласно с целью называется искусством воспитания. Искусство воспитания предполагает знание верных правил и притом еще требует частью врожденной, частью приобретенной опытом способности прилагать правила к делу.