Адам, согрешив, утратил праведность и святость, какими Бог украсил его, его тело и душа подверглись повреждению, и на него произнесен суд: Ты земля, и в землю отойдешь (Быт. 3, 19).
Грех Адама и его вредные последствия преемственно переходят на всех людей; как потомки Адама, мы все по природе чада гнева, подверженные многим трудам и скорбям, и, наконец, смерти. Хотя человек и теперь еще имеет многие и различные способности, но их первоначальное согласие разрушено: ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти (Гал. 3, 17).
По духу мы ощущаем в себе стремление к высшему, но чувственность сильно влечет нас к земле. Поэтому мы часто одобряем лучшее, а делаем худшее. Человек, предоставленный самому себе, подобен растению, которое очень сильно увядает, если не будет согреваемо солнцем и освежаемо росой и дождем.
Вследствие удаления от Бога беспорядок занял господствующее положение как в сердце каждого человека, так и в жизни целых обществ. Даже и неодушевленная природа как бы невольно служит поврежденному роду человеческому: она производит терния и сорняки, и с трудом можно выращивать на ней более благородные растения. И она, как бы находясь в болезнях рождения, с сильным желанием ожидает дня своего обновления (см. Рим. 8, 22; Быт. 3; Сир. 40, 1—8).
История мира подтверждает сказанное поразительными фактами. Она показывает нам в человечестве, предоставленном самому себе, всегда и везде:
а) самые жалкие заблуждения в понятиях о Боге, о бессмертии, о достоинстве и назначении человека и т.п.;
б) опустошительные взрывы человеческих страстей, скотских похотей, алчного корыстолюбия и разрушительной гордости;
в) беспрестанно набегающий прилив всякого рода скорбей и бедствий;
г) наконец, всеобщее, всеми древними мудрецами признанное бессилие человека уничтожить повсюду распространившееся зло.
Были и теперь есть воспитатели, которые в ребенке не хотят видеть ничего, кроме ростков добродетели. Но против них говорят ясные изречения Божественного Откровения, так что их можно обличить в недостаточно основательном познании человека. Кто внимательно наблюдает за детьми, тот согласится, что уже с ранних лет в детях обнаруживаются не только слабость и легкомыслие, но и беспорядочное желание удовольствий, склонность к тщеславию, зависти и другие плохие проявления, которые, как ростки пороков, очень быстро размножаются, если этому не будет постоянного и твердого противодействия.
Впрочем, эта наклонность ко злу по-разному видоизменяется. Есть дети, в которых наследственное повреждение оставило только слабые признаки, между тем как в других оно показывает открытые раны и струпы: в детях часто обнаруживается склонность то к жестокости, то к наглому своеволию, то к воровству, то к суетной заботе нравиться и т.п.
Такое различие, без сомнения, зависит от организации и темперамента ребенка, от влияния климата, от прежнего обращения с ним и воспитания, от примеров других и вообще как физического, так и нравственного влияния на него родителей, кормилиц и т.д. Но каким бы хорошим ни казался ребенок по природным свойствам, горе ему, если он не получит правильного воспитания и будет предоставлен только своим, постепенно раскрывающимся склонностям! Худые плоды скоро изобличат худое дерево.