Адам, согрешив, утратил праведность и свя­тость, какими Бог украсил его, его тело и душа под­верглись повреждению, и на него произнесен суд: Ты земля, и в землю отойдешь (Быт. 3, 19).

Грех Адама и его вредные последствия преемст­венно переходят на всех людей; как потомки Адама, мы все по природе чада гнева, подверженные мно­гим трудам и скорбям, и, наконец, смерти. Хотя че­ловек и теперь еще имеет многие и различные спо­собности, но их первоначальное согласие разрушено: ибо плоть желает противного духу, а дух — про­тивного плоти (Гал. 3, 17).

По духу мы ощущаем в себе стремление к выс­шему, но чувственность сильно влечет нас к земле. Поэтому мы часто одобряем лучшее, а делаем худшее. Человек, предоставленный самому себе, подобен растению, которое очень сильно увядает, если не будет согреваемо солнцем и освежаемо росой и дождем.

Вследствие удаления от Бога беспорядок занял господствующее положение как в сердце каждого человека, так и в жизни целых обществ. Даже и не­одушевленная природа как бы невольно служит по­врежденному роду человеческому: она производит терния и сорняки, и с трудом можно выращивать на ней более благородные растения. И она, как бы на­ходясь в болезнях рождения, с сильным желанием ожидает дня своего обновления (см. Рим. 8, 22; Быт. 3; Сир. 40, 1—8).

История мира подтверждает сказанное порази­тельными фактами. Она показывает нам в человече­стве, предоставленном самому себе, всегда и везде:

а) самые жалкие заблуждения в понятиях о Бо­ге, о бессмертии, о достоинстве и назначении чело­века и т.п.;

б) опустошительные взрывы человеческих стра­стей, скотских похотей, алчного корыстолюбия и разрушительной гордости;

в) беспрестанно набегающий прилив всякого ро­да скорбей и бедствий;

г) наконец, всеобщее, всеми древними мудреца­ми признанное бессилие человека уничтожить по­всюду распространившееся зло.

Были и теперь есть воспитатели, которые в ре­бенке не хотят видеть ничего, кроме ростков добро­детели. Но против них говорят ясные изречения Божественного Откровения, так что их можно обличить в недостаточно основательном познании человека. Кто внимательно наблюдает за детьми, тот согласится, что уже с ранних лет в детях обнару­живаются не только слабость и легкомыслие, но и беспорядочное желание удовольствий, склонность к тщеславию, зависти и другие плохие проявления, которые, как ростки пороков, очень быстро размно­жаются, если этому не будет постоянного и твердого противодействия.

Впрочем, эта наклонность ко злу по-разному ви­доизменяется. Есть дети, в которых наследственное повреждение оставило только слабые признаки, между тем как в других оно показывает открытые раны и струпы: в детях часто обнаруживается склон­ность то к жестокости, то к наглому своеволию, то к воровству, то к суетной заботе нравиться и т.п.

Такое различие, без сомнения, зависит от орга­низации и темперамента ребенка, от влияния клима­та, от прежнего обращения с ним и воспитания, от примеров других и вообще как физического, так и нравственного влияния на него родителей, кормилиц и т.д. Но каким бы хорошим ни казался ребенок по природным свойствам, горе ему, если он не получит правильного воспитания и будет предоставлен только своим, постепенно раскрывающимся склонностям! Худые плоды скоро изобличат худое дерево.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top