Никакой вопрос для человека не представляет такой важности, как следующий: в чем состоит истинное предназначение человека, данное ему Богом? Этим должно определяться каждое свободное его действие, и от достижения конечной цели зависит как внутреннее достоинство человека, так и его блаженство. Кто счастливо достигает главной цели своего земного бытия, тот все имеет, а кто от нее уклоняется, тот все теряет.
Впрочем, не будем здесь обсуждать этот вопрос. Для нас довольно вывода, который содержится в Божественном Откровении и которого здравый разум никогда не мог отвергать, потому что он неизгладимо начертан в душе человеческой. Этот вывод следующий:
а) главная цель всего сотворенного есть Сам Бог. Один Он есть Существо Всесовершенное, Альфа и Омега, Начало и Конец всего (Апок. 1, 8). Разумные создания должны добровольно предаваться Ему, соединяться с Ним любовью и через это соединение достигать высочайшего блаженства, а неразумным творениям назначено служить средством к тому;
б) наша земная жизнь есть время испытания и приготовления к вечности. Мы не имеем здесь постоянного града (Евр. 13, 14), но все на этой земле — пришельцы и странники, которые прежде всего должны искать своего отечества. Здесь время «сеяния», а там мы будем пожинать. Поэтому какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26; см. Гал. 6, 8; Евр. 13, 14; 1 Пет. 2, 11);
в) итак, конечное назначение наше — теснейшее единение с Богом в вечности, а главное назначение земной нашей жизни состоит в том, чтобы все более и более приближаться к Богу через исполнение Его святейшей воли. Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл. 12, 13).
Бог сотворил человека для Себя. Поэтому человек всегда должен помнить о Боге и стремиться всеми силами своего существа к единению с Ним. Это главная цель его земной жизни. При этом каждый должен смотреть на себя не как на что-либо отдельное, но как на часть целого: все человечество составляет одно целое, и каждый человек принадлежит к этому целому как часть его. Все мы одно семейство, общий Отец которого — Бог, и должны тесно соединяться между собой, как члены одного Тела, Глава которого — Христос.
Поэтому мы не только должны заботиться о достижении своей высокой цели для самих себя, но обязаны также подкреплять и друг друга взаимной братской помощью. Как члены одного тела, мы должны жить одним духом, духом святой любви, или любовью Святого Духа (см. 1 Кор. 12, 12 и далее).
Но чтобы человечество составило единое целое, для этого у людей, в зависимости от их занятий, должны быть различные состояния и все они обязаны действовать ко благу целого, каждый на своем месте, какое кому Промысл назначил. Не в том дело, какое ты занимаешь место, но необходимо, чтобы ты стоял там, где угодно было поставить тебя великому Отцу семейства, и чтобы ты хорошо использовал вверенные тебе таланты.
Итак, если мы все — дети одного Отца, а Сам Бог — главная наша цель, и единение с Ним в вечности есть конечное наше назначение, то какая иная заповедь может быть для нас первой и главнейшей, если не первая и большая всех заповедей: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37—39). В этой заповеди содержится сущность закона и пророков, и если бы все исполняли ее, то человечество достигло бы своего конечного назначения.