Воспитывать надо в духе христианского благочестия.
Воспитывать — значит не только пробуждать в ребенке дремлющие способности и давать им то или другое направление, но и выводить воспитанника из состояния повреждения природы и в результате довести его до того, чтобы он самостоятельно мог достигнуть своего истинного назначения, временного и вечного. Как член гражданского общества, он должен возрастать для общественной деятельности, к которой Бог призывает его, а как предназначенный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принести неувядаемые плоды.
Кто думает, что невозможно воспитывать детей одновременно для отечества земного и небесного, тот показывает совершенное незнание дела. Сам Бог дал нам эту землю как приготовительное училище, как место испытания, и Ему угодно, чтобы каждый в своем звании, сколько может, содействовал общему благу. Для этого каждому Он дал известные таланты и от каждого некогда потребует отчета в употреблении этих талантов (Мф. 25, 14 и далее). Поэтому главного и конечного нашего назначения мы можем достигнуть только верным исполнением повседневных наших обязанностей в настоящей жизни, по мере дарованных нам сил: что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6, 7).
Так, воспитание для земли и воспитание для неба нераздельны между собой. Только тогда встретилось бы противоречие, когда под воспитанием для общества стали бы мы понимать воспитание для одних земных целей, как будто земное благосостояние составляет главную цель человека и после этой жизни не нужно ни на что надеяться и ничего бояться. К сожалению, такой взгляд не редок, и горе ребенку: таким образом скрывают от него истинное назначение!
Но поскольку каждый человек имеет нужду в Божественном наставлении, внутреннем укреплении и освящении, чтобы возвыситься к духовному общению с Богом и поскольку он, поработившись греху, стал предметом Божественного неблаговоления и подвергся повреждению души и тела, то Спаситель наш, Богочеловек Иисус, по беспредельной любви Своей к человеку, принеся умилостивительную жертву за грехи людей, просвещает душу человека светом истины, сообщает ей новые силы и волю его, погруженную в греховное самолюбие, опять направляет к горнему.
Он по воле Отца Небесного совершил искупление рода человеческого, предав Самого Себя в жертву за наши грехи, и тем утвердил в Своей Церкви новый порядок спасения на все времена до скончания мира. Поэтому для человека нет другого пути ко спасению, как только через Иисуса Христа (см. Деян. 4, 12).
Итак, чтобы воспитание соответствовало своей цели и приводило возрастающих детей к достижению главного своего назначения, оно необходимо должно совершаться в духе христианского благочестия. Мало, если воспитание сообщает воспитаннику только познание учения христианского,— оно должно быть всецело проникнуто животворным дыханием Божественного учения. Мы вводим детей в гибельные заблуждения, если не приводим их ко Христу, нашему Спасителю.
Воспитание без духа благочестия никогда не будет в полной мере содействовать и земному благосостоянию. Без истинного благочестия нет ни истинной любви к себе и ближним, ни постоянной верности властям и Отечеству, ни настоящего стремления к общей пользе. Только христианское благочестие соединяет нас как с Богом, так и с нашими братьями, и плоды его: любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22—23). Напротив, чем меньше оно имеет влияния на человека, тем разрушительнее становятся дела плоти, в том же месте перечисляемые апостолом (см. Гал. 5, 19; Иак. 4, 1 и далее). И кто не знает, что этот путь ведет к разрушению благополучия человека не только вечного, но и временного?