Дyxхристианского благочестия требует, чтобы христианин, соединяясь со Христом живой верой и общением в спасительных Таинствах Православной Христианской Церкви, во всех делах своих выражал любовь к Богу и ближним, по учению Господа Спасителя: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею. И возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12, 30—31).
Этот дух благочестия составляет необходимое условие нашего истинного счастья во времени и блаженства в вечности. Только через веру в Иисуса Христа мы познаем спасительное учение и истинный путь к блаженной вечности, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14, 6). Только в единении с Господом Иисусом человек приобретает истинный мир, радость и утешительную надежду на жизнь вечную. А в удалении от Христа Спасителя человек слеп, немощен, лишен истинного мира и утешения и движется к вечной погибели.
Поэтому главная наша обязанность в продолжение всей настоящей жизни, в каких бы обстоятельствах мы ни находились,— следуя евангельскому учению, верою и любовью стремиться к Богу, питать сыновний страх к Нему, все более и более утверждаться в союзе с Ним, чтобы, наконец, навсегда соединиться с Ним блаженным единением в жизни нескончаемой.
В этом духе христианского благочестия написана предлагаемая книга. Вот главные истины, к которым и ней возводится все остальное:
— С самого начала бытия своего дети должны быть посвящены Богу через Иисуса Христа. Потом, во все время воспитания и образования детей, главной обязанностью родителей и воспитателей должно быть попечение о возбуждении и утверждении в них сыновнего страха и деятельной любви к Богу Отцу, Господу Иисусу Христу и Всесвятому Духу Божию.
— Ни одной способностью человеческой природы при воспитании не должно пренебрегать, но их надо пробуждать, направлять и совершенствовать, притом так, чтобы они в стройном согласии содействовали достижению главного предназначения человека, то есть вечного общения с Богом в жизни будущей, или, по крайней мере, чтобы ни одна из них не препятствовала этому.
Тело и душа христианина должны быть орудием и храмом Святого Духа и членом таинственного Тела Христова. Ум, сердце и воля, как силы богоподобного духа человеческого, среди всех разнородных познаний, чувств и желаний должны всегда стремиться к первому Началу и последнему Концу всякой истины, всякого блага и совершенства — к Единому, в Троице славимому, Господу Богу, ибо начало премудрости страх Господень (Пс. 110, 10), и конец слова: Бойся Бога и заповеди Его соблюдай (Еккл. 12, 13).
Родители и воспитатели как при обыкновенном общении с детьми, так и при обучении их необходимым занятиям и искусствам никогда не должны упускать из вида главного: необходимости развивать воспитанника так, чтобы он мог быть полезным членом земного общества и истинно благочестивым христианином, всегда твердо сохранял веру в Бога и любовь к Нему и среди всех обстоятельств носил в сердце своем утешительное ожидание блаженной вечности.
— Для этого родители, учителя и все, имеющие отношение к детям, при всяком удобном случае должны и словом, и примером способствовать утверждению и развитию в детях истинного христианского благочестия, как первого и необходимого условия истинного счастья человека в настоящей жизни и блаженства в жизни будущей.
— Много погрешают те родители и воспитатели, которые не заботятся о насаждении в сердцах детей искренней любви к Богу и ревности к исполнению Его святых заповедей; много погрешают все, которые небрежно обходятся с детьми и не заботятся о сохранении их детской невинности, а еще более погрешают соблазняющие детей своим примером или наставлениями. Горе тому, по слову Господа Спасителя, кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 6).
— Кто хочет воспитывать детей только для земных целей, тот, читая эту книгу, увидит, что он забывает главное, т.е. назначение человека к жизни вечной и приготовление к ней. Господь говорит: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мф. 16, 26)?
— Кто думает, что нельзя воспитывать одновременно для Отечества земного и для Отечества небесного, тот узнает, что он не имеет правильного понятия ни о земле, ни о небе. Земля есть временное жилище наше, а небо — вечное. Бог послал нас на землю для того, чтобы мы здесь приготовились как должно к жизни небесной.
— Кто думает, что он достаточно сделал для детей, если развил их разум и сообщил им немного сведений, но не научил их истинно любить Бога Отца и Господа Иисуса Христа, тот увидит, что детей, вверенных ему Промыслом, он оставил слишком далеко от цели истинного воспитания. Он не указал им истинного пути к счастью и блаженству, не привел их к Господу Спасителю и не исполнил Его Божественного наставления: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть царство небесное (Мф. 19, 14).