Без сомнения, прежде всего надо обучать детей тому, что необходимо. Это правило важно как отно­сительно познаний, так и относительно приобрете­ния привычек к известным действиям.

Самая же необходимость определяется отноше­нием предметов к временному и вечному назначению человека. Но конечная и главная цель наша, к кото­рой мы должны стремиться всегда, есть Бог и единый Посредник между Богом и падшим человеком — Иисус Христос, без Которого нет спасения; а первый наш долг на земле — вера, действующая любовью. Будучи приняты в дом спасения, в Церковь Господа Иисуса Христа, объемля Его верой и одушевляясь Его Духом, мы должны любить Бога всеми силами, а ближних, как самих себя.

Далее следует вопрос: в каком объеме должны преподаваться предметы, как необходимые, так и по­лезные? Без сомнения, здесь опять главным указате­лем для воспитателя должно служить главное назна­чение человека — стремление к вечному единению с Богом, а также предполагаемое будущее звание де­тей. Кроме познаний, нужных в общественной жиз­ни, дети, выходя из училищ, должны хорошо знать отечественный язык и правильно говорить на нем, читать осмысленно и с приличным рассуждением, исправно и четко писать и знать правила счета и из­мерения, нужные во всяком состоянии.

Время, какое должно быть уделено каждому предмету, зависит от многих обстоятельств. Здесь надо обращать внимание на важность и необходи­мость предметов, на сложность их изучения, а по от­ношению к ученикам — на их возраст и здоровье, на их способности и приобретенные уже успехи, нако­нец, на продолжительность времени, назначенного им для ученья.

Первый долг каждого учителя — дать своим ученикам основательное образование. Это значит, что он должен для каждого предмета заложить твер­дое основание, потом постепенно строить здание и, наконец, в продолжение всего времени образования учеников, никогда не допускать, чтобы его препода­вание было только поверхностным, но стараться, чтобы все, чему он учит, глубоко пускало корни в ду­ше их или, как говорили древние, входило в плоть и кровь учеников. Так он должен обучать — учить для действительной жизни, а не для одного училища.

Для того чтобы учение было основательным, нужно занимать умственные силы воспитанников и содержать их в деятельности. Учиться не значит только повторять слышанное, но все, что нужно ус­воить уму, надо обдумать и достигнуть, насколько возможно, сознательного убеждения в истине. Ма­терия, возбуждение и руководство могут приходить извне, но понимать и рассуждать должны сами уче­ники, и притом как в продолжение самого учения, так и после него.

Для достижения этой цели необходимо забо­титься о том, чтобы преподавание было заниматель­но для учеников и чтобы они, внимая учителю, оду­шевлялись живой ревностью к учению. Чего можно ожидать от учеников, когда вместо того, чтобы охот­но стремиться к своей цели с деятельной ревностью, они, подобно закованным невольникам, только по принуждению едва движутся вперед? А потому учение для воспитанников нужно делать весьма при­ятным и привлекательным. Здесь многое зависит от личности учителя, от внешнего способа преподава­ния и от разных сопутствующих обстоятельств.

Как вселенский апостол старался быть всем для всех и потому младенцам по духу предлагал молоко, а взрослым — твердую пищу, так должен поступать и учитель. Он обязан всегда брать во внимание воз­раст, способности и уже приобретенные познания своих учеников, чтобы привязывать что-нибудь но­вое уже к готовым нитям, за которые они крепко держатся. Поэтому наставник иначе должен гово­рить с детьми и иначе с людьми уже образованными.

Форма обучения должна быть сообразна с част­ными целями воспитания, Хотя конечная цель каж­дого человека всегда и везде одна и та же, и потому учитель должен иметь ее в виду на всех своих уроках, однако же иногда мы хотим передать ученикам пре­имущественно новые понятия, иногда стараемся убе­дить их в известных истинах, иногда желаем подей­ствовать на их сердце и волю, а иногда наше намере­ние клонится к тому, чтобы дети твердо содержали в памяти известные предметы или приобрели извест­ные навыки, например, говорить на каком-нибудь иностранном языке или петь по нотам и т.д.

Никто не может научить тому, чего сам не уме­ет. Поэтому прежде всего учителю необходимо са­мому иметь ясные и раздельные понятия о том, что предлагает он своим ученикам. При этом он не дол­жен забывать, что понятий нельзя передать или как бы втолкнуть механически и что есть большое раз­личие между словами и представлениями. Хотя сло­ва суть знаки представлений и служат средством к возбуждению их, однако они сами не являются пред­ставлениями. Представления в человеке всегда должны быть порождением собственного его ума. Действительно, нередко случается, что дети умеют пересказывать слова и определения, но не понимают того, что говорят.

Наставник должен не только сообщать учени­кам своим новые понятия, но и убеждать их в изве­стных истинах. Для этой цели ему прежде всего на­до снискать полное уважение своих учеников, тогда предлагаемые им доказательства ученики будут охотно принимать и усваивать.

Поэтому наставник всегда должен опасаться, как бы не потерять ему личного своего достоинства, а это верно случится, если он часто будет сам себе противоречить, станет говорить ученикам неправду либо показывать явное пристрастие к одной стороне и предубеждение против другой, и особенно если его поведение будет противоречить преподаваемым пра­вилам.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top