Наставник должен не только сообщать ученикам своим новые понятия, но и убеждать их в известных истинах. Для этой цели ему прежде всего надо снискать полное уважение своих учеников, тогда предлагаемые им доказательства ученики будут охотно принимать и усваивать.
Поэтому наставник всегда должен опасаться, как бы не потерять ему личного своего достоинства, а это верно случится, если он часто будет сам себе противоречить, станет говорить ученикам неправду либо показывать явное пристрастие к одной стороне и предубеждение против другой, и особенно если его поведение будет противоречить преподаваемым правилам.
Учитель также легко может лишиться доверия своих слушателей по причине самохвальства и пустого тщеславия. Напротив, наилучшие средства заслужить уважение и доверие учеников — всегда ровный и беспристрастный образ мыслей, ясность и твердая основательность уроков, скромность, во всем обнаруживающаяся любовь к истине и всегда постоянный, благочестивый характер.
Доказательства необходимо приспособлять к различным свойствам предметов. Есть много событий, которые нельзя доказывать, исходя из внутренних оснований, они могут быть доказываемы только достоверными свидетельствами. Наставник чаще должен внушать, особенно уже довольно образованным ученикам, как неразумно отвергать доказанные происшествия или ставить их под сомнение, ибо, при таком худом взгляде, надлежало бы отвергнуть всю древнюю и современную историю, и с особенным вниманием показывать, на каком непоколебимом основании утверждено здание православной кафолической веры.
Какое событие более известно и неопровержимо, чем то, что Иисус Христос жил, учил и вполне доказал учением и чудесами, что Он есть не только Посланник, но и Сын Божий! И так как Он — Сын Божий, то все Его изречения и обетования верны и неизменны; следовательно, непреложно и то обетование, что врата адовы никогда не одолеют Его Церкви, основанной на камне веры, и что Он будет охранять ее до скончания мира.
Следовательно, если мы пребываем в Церкви, то обладаем истиной. Правда, мы не можем понять некоторых откровенных истин, но нам довольно знать, что они суть Божественные изречения, ибо ничто не может быть приличнее для разума, чем с полной и несомненной верой принимать Божественное учение.
И в таких истинах, которые взрослый человек может находить и доказывать, ребенок, пока не достигнет зрелого разума, часто должен бывает руководствоваться больше суждениями родителей и наставников, нежели собственным усмотрением. Тот показывает недостаточное знание человеческой души, кто думает, что воспитанникам можно доказывать всякое учение, исходя из внутренних оснований. Есть много истин, которые ребенок должен знать и сообщения о которых нельзя отложить, между тем как доказывать их невозможно.
Ребенок должен верить матери, что вкушение таких-то ядовитых плодов причиняет болезнь и смерть, ибо ни внутренне удостовериться в этом, ни опытом доказать этого нельзя. Что сказано о ядовитых плодах, то же самое надо сказать и о многих других важных истинах.
Надо, впрочем, остерегаться, чтобы обучение, особенно предметам веры, не основывалось на одном уважении к словам родителей и наставников, ибо что будет с такими людьми, когда они впоследствии встретятся с неверующими или с такими сочинениями, в которых учение веры встречает возражения, подвергается сомнению или прямо опровергается? Как они будут защищать свою веру от подобных нападений, если она зиждется на таком слабом основании? Родители и наставники в этом отношении часто ошибаются. Ребенок, быть может, знает все, что должен знать христианин, но при этом его вера не цмеет твердого основания, и потому в последующие годы его убеждение в вере от разных искушений очень легко бывает потрясаемо и падает, подобно зданию, подмытому водой.
Приводя доказательства, никогда не надо довольствоваться только мнимыми основаниями, нетвердость которых ученик рано или поздно заметит, из-за чего может потерять всякое доверие к своему учителю. Глубокомысленные и собственно философские доказательства, сколько бы они ни были сильны, также неуместны при обучении маленьких детей: какая в них польза, если ученики не будут понимать их?
Поэтому детям надо предлагать такие доказательства, которые заимствуются из собственного и чужого опыта, из достоверных свидетельств, преимущественно же из удобопонятных для детей мест Св. Писания, равно и такие, которые основываются на очевидной аналогии и удобопонятных сравнениях. Имея дело с уже довольно образованными учениками, надо обращать больше внимания на здравый смысл, на чувство истины и нравственного добра и на идеи ума; так что чем больше укрепляется дух, тем тверже должны быть и узы, соединяющие его с истиной, от чего он сделается истинно свободным. Только истина делает нас свободными, а грех и заблуждения, напротив, повергают дух наш в постыдное рабство (см. Ин. 8, 32 и далее).
Лучше приводить немного доказательств, но хорошо отобранных, чем слишком много. По древнему правилу, доказательства должны быть более тверды, нежели многочисленны. Притом каждое доказательство должно быть предлагаемо так, чтобы ученики ясно видели его важность и доказательную силу, а без этого дети хотя легко умеют повторять прежде сказанные им доказательства, но нередко повторяют их только по памяти, не вникая во внутреннюю связь того, что сами говорят.
Есть и такие истины, которые здравому разуму открываются сами собой и только в том случае подвергаются сомнениям, когда их предлагают в виде спорных вопросов и с усилием доказывают. Таковы первые и коренные истины веры и нравственности.
Для чистой и непредубежденной души кажется невозможным, чтобы кто-нибудь стал сомневаться, например, в бытии Божием, в нравственной свободе, в бессмертии человеческого духа и подобном. Поэтому крайне было бы неблагоразумно, если бы учитель такие и подобные истины вздумал подробно исследовать, стал бы говорить, что они были некоторыми оспариваемы и отвергаемы или подвергаемы сомнениям и подобное. Это послужило бы явным соблазном для маленьких детей: опыт, к сожалению, показывает, какое зло могут причинять учителя, по неразумию или тщеславию обольщающиеся таким способом преподавания.
Нет сомнения, что святая вера, утвержденная на непоколебимом основании, Самого Иисуса
Христа краеугольным камнем (Еф. 2, 20), не боится никаких возражений и из каждой борьбы всегда выйдет с победой, но разрешение возникших против веры сомнений и затруднений часто требует многих предварительных познаний, всегда зрелого, а не детского рассуждения и опытности в мышлении; а потому легко может случиться, что сделанные возражениябудут действовать на учеников сильнее и продолжительнее, чем основания истины. Опровержение, может быть, они мало поймут или скоро забудут, а возбужденное сомнение останется в душе их надолго.
«Неужели ученикам не нужно говорить ни о каких сомнениях и возражениях?» — спросит кто-нибудь. Нет, этого нельзя утверждать, но надо приводить только такие сомнения и возражения, в отношении которых есть опасность, что дети действительно встретят их, и приводить так, чтобы опровержение было основательно и вместе приспособлено к детскому понятию.
Наконец, как уже сказано было, истину всегда надо изображать в настоящем ее виде, то есть всегда достойной уважения, вожделенной и необходимой. Воспитатель о доказываемой истине должен всегда говорить с полным убеждением и своим поведением показывать, что он глубоко проникнут ею.