Для достижения этой цели необходимо заботиться о том, чтобы преподавание было занимательно для учеников и чтобы они, внимая учителю, одушевлялись живой ревностью к учению. Чего можно ожидать от учеников, когда вместо того, чтобы охотно стремиться к своей цели с деятельной ревностью, они, подобно закованным невольникам, только по принуждению едва движутся вперед? А потому учение для воспитанников нужно делать весьма приятным и привлекательным. Здесь многое зависит от личности учителя, от внешнего способа преподавания и от разных сопутствующих обстоятельств.
Чтобы предмет сделать для детей занимательным, учитель сам должен находить в нем истинную занимательность. С притворным убеждением он тут не достигнет успеха; ему надо действительно ощущать важность предмета и живо сочувствовать истинам его.
Только в этом случае нетрудно будет убедить учеников в пользе предмета. В ходе обучения учитель должен то обращать внимание воспитанников на важность предмета самого по себе, то показывать выгоды для жизни общественной и для будущего их состояния, то приводить в пример опыты из истории. Если же все это мало подействует на душу воспитанников, то учитель должен постараться возбудить в них благородное соревнование, пробуждая в них стремление к чести или представляя им другие выгоды, соединенные со знанием объясняемого предмета.
Впрочем, учителю при этом надо остерегаться всяких несправедливых похвал своему предмету и нескромного унижения других, может быть, гораздо более важных наук. Каждому — свое. Каждый продавец может хвалить свои товары, но если он хвалит их чрезмерно и клевещет на соседа, который, возможно, несравненно более заслуживает честь иметь у себя многих покупателей, то он обманщик.
Вообще, надо желать, чтобы не только воспитатель, но и родители, и все окружающие ребенка показывали уважение к полезным предметам. Какое удовольствие ребенок может находить в учении, если родители или родственники все преподаваемое в училище будут называть бесполезным, а труды, употребляемые на изучение этого — потерей времени!
Недавно был предложен такой способ сделать обучение приятным: обратить его в игру и забаву. Но этот способ, если и может быть полезен при обучении малолетних детей, для довольно взрослых воспитанников весьма вреден.
Важное правило в этом отношении: учение не должно быть слишком обременительно, но должно идти вперед с самой точной постепенностью и всегда как можно более правильно прилагаться практически.
Никогда не надо утомлять учеников длинными и сухими умозаключениями; но как скоро ученик сделал некоторые успехи, нужно тотчас показывать ему применение этого на деле, например, при изучении иностранных языков — в небольших переводах, при изучении правил словесности — в кратких опытах собственного сочинения. Подобные упражнения иногда могут служить как бы местом отдыха для ума воспитанников, откуда они с удовольствием смотрят на пройденное ими поприще и с новыми силами стараются взойти на ближайшее возвышение.
При этом очень многое зависит от личных свойств учителя. Если он обладает всеми качествами, которые были кратко изложены выше, если поведение его точно соответствует преподаваемому им учению и если он тем самым заслужил полное уважение и любовь своих учеников, то они будут охотно слушать его и уважать все то, что уважает он сам. Даже одно желание доставить учителю удовольствие будет побуждать их учиться прилежнее.
Напротив, если учитель не нравится ученикам или чем-либо заслужил их ненависть, то это нерасположение часто переходит и на преподаваемый им предмет. Это приносит особенный вред, когда предмет науки, по своему значению, должен служить не только образованию ума, но и усовершенствованию сердца воспитанников. Что может быть постыднее для учителя и вреднее для достижения цели обучения, когда учитель своим поведением возбуждает нерасположение или даже отвращение в учениках не только к себе, но и к науке, которую преподает им?
Привлекательность учения для учеников во многом определяется внешним образом преподавателя, его исправностью. Особенные достоинства его в этом отношении — ясность, живость и искренность.
Ясность требует, чтобы объяснение преподаваемого материала было применяемо к способностям и степени образования учеников и чтобы учитель говорил не слишком быстро и непрерывно, а с расстановками, громко и внятно произносил каждое слово.
Живость преподавания заключается не в крике, не в быстроте речи или движениях рук, но в свободном излиянии проникнутой своим предметом души, которая во время преподавания вся стремится к тому, чтобы сообщить ученикам свои мысли и чувства. Кто проникнут таким воодушевлением, тот не будет говорить сердито и с неудовольствием или вяло, одним тоном или глухим голосом; напротив, речь его будет литься свободно, живо и с чувством удовольствия; голос его, произношение и телодвижения — словом, все в нем будет естественно.
А где есть такая живость, там будет и искренность. Она есть живое излияние сердца, горящего любовью и ревностью к истине. Кто учит только тому, что истинно и спасительно для человека, кто, как говорит Писание, алчет и жаждет правды (Мф. 5) тут не имеет нужды прибегать к притворству, и все, что он говорит, исходит прямо из его сердца и проникает в сердце слушателя. Напротив, притворная чувствительность и поддельность не только оставляют слушателей холодными, но и возбуждают скуку, даже иногда отвращение.
Есть учителя, которые в своем преподавании больше всего заботятся о кудрявых словах и красивых выражениях. Это люди, не имеющие правильного понятия о своем звании и надлежащем преподавании или увлекающиеся разгоряченным воображением.
Умный учитель, занимающийся святым делом с любовью и верностью своему долгу, не позволит себе так шутить важными предметами и своим званием. Может быть, его простота и безыскусственность не будут оценены надлежащим образом, так как мир любит, чтобы его обманывали; но человек здраво рассуждающий и прямодушный заботится больше всего об истине и не захочет скрывать или затемнять ее красными словами и привлекательными выражениями, льстящими испорченному вкусу.
Наконец, надо также обращать внимание и на некоторые внешние обстоятельства, чтобы учение не было для детей слишком обременительно, но доставляло им более удовольствия. Относительно времени здесь заметим, что не нужно давать уроки в неудобное время и малолетних детей не надо заставлять сидеть за учением слишком долго. Что касается места, нужно стараться, чтобы учебные комнаты были просторны, с высокими потолками и достаточно снабжены учебными принадлежностями. В отношении исправительных мер и обхождения с детьми необходимо, чтобы было устранено все то, чем можно напугать робкого ребенка, нежного и чувствитель-ного — слишком сильно огорчить, а непослушного — еще более ожесточить.