В способности воображения различают много видов. Обратим внимание преимущественно на два из них: на воображение воспроизводительное и про­изводительное.

Воображение называется: а) воспроизводитель­ным, когда оно живо представляет прежде замечен­ные предметы, и в этом случае есть то же, что вос­поминание, оживленное яркими образами; б) произ­водительным, когда оно или первоначально произ­водит образы, живо изображая предметы, или уже перерабатывает, соединяет, разделяет и видоизме­няет их по своим законам, отчасти свободно, отчас­ти подчиняясь некоторой необходимости, чтобы не нарушать законов мышления или законов действи­тельно возможного бытия вещей.

Каждое живое существо имеет врожденную на­клонность выражать вслух свои представления и чувства. Для этого каждому дана способность, соот­ветствующая его назначению. Не нужно и говорить о том, насколько человек превосходит неразумных животных и в отношении этой способности. Он мо­жет весьма многое выражать положением своего те­ла, телодвижениями, чертами лица и особенно своим воодушевленным взором.

Человек должен не только уметь правильно обо­значать каждый предмет понятными и ясными сло­вами, но и приобретать искусство убеждать других в истинном и добром и располагать их любить истину и добродетель. Для этого необходим дар живого изображения — красноречие. Хотя лишним было бы требование, чтобы из каждого воспитанника об­разовывать оратора или поэта, однако ни в одном человеке не нужно оставлять этой способности без внимания. Образование ее может быть частью по­средственное, частью непосредственное.

Как в теле, так и в душе бывают повреждения и расстройства. Такие недостатки часто происходят от болезненного состояния тела — в этом случае ис­правление недостатков есть больше дело врача, не­жели воспитателя. Но иногда они имеют основание в самой душе — в усыплении ее, в чрезмерном раз­дражении некоторых ее способностей, в расстроен­ном ее расположении; или же причина в прежнем не­хорошем обхождении с детьми. Таковы, например, следующие недостатки: постоянная рассеянность, невнимательность, слабость памяти, сухое или, на­против, необузданное воображение, нетвердость в мыслях и суждениях или, наоборот, кичливая на­стойчивость в своих мнениях и умничанье и т.д.

Должно не только непрерывно умножать и глуб­же укоренять в себе те знания, которые были собра­ны в продолжение нашего воспитания, но надо так- же постоянно упражнять свои способности, совер­шенствовать их, чтобы приблизиться к идеалу ис­тинной образованности. Особенно необходима забота об этом по отношению к образованию высших способностей души — разума и ума — и, в частно­сти, по отношению к приобретению истинно христи­анской мудрости.

Посредством познавательной способности мы ставим предметы как бы перед взором своего ума, составляем о них определенные понятия, восходим от известного к неизвестному и употребляем этот умственный запас для весьма различных целей. Хо­рошо, если мы, правильно понимая самих себя и ис­тинное свое назначение, все производим от Единого и опять все направляем к Единому!

Способность чувств, особенно благороднейших, подобно нежным бутонам цветов, от вредного влия­ния очень легко повреждается или, по крайней мере, затрудняется в своем раскрытии. Это происходит особенно:

а) от недостатка возбуждения. Низшие чувства пробуждаются в человеке сами собой, но высшие требуют правильного возбуждения и содействия из­вне. Без этого они остаются нераскрытыми, а мало- помалу и сам зародыш их скрывается. Еще хуже, когда обхождение с воспитанником и окружающие его предметы препятствуют пробуждению благо­родных чувств.

Нужно также остерегаться и того, чтобы чувст­ва не были чрезмерно раздражаемы или напрягаемы. Они должны быть легко колеблющимися волнами, по которым душа тихо и спокойно могла бы стре­миться к своему назначению, а не диким и шумным потоком, который в бурную ночь может разбить нас о скалы или утесистые берега.

Главная задача воспитателя здесь состоит в воз­буждении способности чувств и управлении ею. Возбуждение, как выше было замечено, особенно необходимо для чувств высших, потому что низшие обыкновенно пробуждаются сами собой и требуют не столько намеренного возбуждения, сколько бла­горазумного удержания в определенных границах.

Прежде других раскрываются в человеке низ­шие чувства, посредством которых мы получаем представление о приятных или неприятных впечат­лениях, производимых на наше тело и его внешнее состояние: таковы ощущения телесного здоровья или болезни, удовольствия или неудовольствия и т.п. Хотя эти чувства почти только животные и очень легко принимают превратное направление, однако разрушать их не нужно.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top