Форма обучения должна быть сообразна с частными целями воспитания, Хотя конечная цель каждого человека всегда и везде одна и та же, и потому учитель должен иметь ее в виду на всех своих уроках, однако же иногда мы хотим передать ученикам преимущественно новые понятия, иногда стараемся убедить их в известных истинах, иногда желаем подействовать на их сердце и волю, а иногда наше намерение клонится к тому, чтобы дети твердо содержали в памяти известные предметы или приобрели известные навыки, например, говорить на каком-нибудь иностранном языке или петь по нотам и т.д.
Из сказанного само собой становится понятно, что путь, по которому учитель должен идти, необходимо изменять в соответствии с тем, какова его ближайшая цель: образование разума, памяти, сердца или какого-нибудь навыка. Как, например, несогласно было бы с целью, если бы учитель стал предлагать учение о святой вере так же равнодушно, как равнодушно рассказывают какие-нибудь незначительные истории, где нужно только знание и удержание в памяти!
Правда, благоразумный учитель всегда имеет в виду и посторонние цели, близкие к главной. Он не только вообще заботится о формальном образовании способностей в учениках и о сообщении им положительных знаний, но и при каждом занятии, например, при чтении, письме, во время преподавания арифметики, истории, одним словом, при каждом встречающемся предмете, делает необходимые замечания, отчего образование детей становится многосторонним.
Как много, например, посторонних целей можно соединить с обучением письму, когда при этом в детях возбуждают вкус к чистоте, порядку, соразмерности и когда, при помощи хороших по содержанию прописей, сообщают им полезные сведения, присоединяя к этому сообразное с целью устное наставление, и таким образом пробуждают в них умственные способности, действуют на их сердце и развивают память, заставляя заучивать если не все, что нужно написать, то, по крайней мере, некоторую часть. В особенности достойный своего имени учитель никогда не упустит удобного случая к внушению спасительных истин святой веры.
Но при всем этом никогда не нужно забывать главной цели урока. Кто хочет сделать все вдруг, тот в результате не сделает ничего. Поэтому не лишним будет здесь более подробно поговорить об этом предмете.