Форма обучения должна быть сообразна с част­ными целями воспитания, Хотя конечная цель каж­дого человека всегда и везде одна и та же, и потому учитель должен иметь ее в виду на всех своих уроках, однако же иногда мы хотим передать ученикам пре­имущественно новые понятия, иногда стараемся убе­дить их в известных истинах, иногда желаем подей­ствовать на их сердце и волю, а иногда наше намере­ние клонится к тому, чтобы дети твердо содержали в памяти известные предметы или приобрели извест­ные навыки, например, говорить на каком-нибудь иностранном языке или петь по нотам и т.д.

Из сказанного само собой становится понятно, что путь, по которому учитель должен идти, необхо­димо изменять в соответствии с тем, какова его бли­жайшая цель: образование разума, памяти, сердца или какого-нибудь навыка. Как, например, несо­гласно было бы с целью, если бы учитель стал пред­лагать учение о святой вере так же равнодушно, как равнодушно рассказывают какие-нибудь незначи­тельные истории, где нужно только знание и удер­жание в памяти!

Правда, благоразумный учитель всегда имеет в виду и посторонние цели, близкие к главной. Он не только вообще заботится о формальном образовании способностей в учениках и о сообщении им положи­тельных знаний, но и при каждом занятии, напри­мер, при чтении, письме, во время преподавания арифметики, истории, одним словом, при каждом встречающемся предмете, делает необходимые за­мечания, отчего образование детей становится мно­госторонним.

Как много, например, посторонних целей можно соединить с обучением письму, когда при этом в де­тях возбуждают вкус к чистоте, порядку, соразмер­ности и когда, при помощи хороших по содержанию прописей, сообщают им полезные сведения, присое­диняя к этому сообразное с целью устное наставле­ние, и таким образом пробуждают в них умственные способности, действуют на их сердце и развивают память, заставляя заучивать если не все, что нужно написать, то, по крайней мере, некоторую часть. В особенности достойный своего имени учитель никог­да не упустит удобного случая к внушению спаси­тельных истин святой веры.

Но при всем этом никогда не нужно забывать главной цели урока. Кто хочет сделать все вдруг, тот в результате не сделает ничего. Поэтому не лишним будет здесь более подробно поговорить об этом предмете.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top