Как вселенский апостол старался быть всем для всех и потому младенцам по духу предлагал молоко, а взрослым — твердую пищу, так должен поступать и учитель. Он обязан всегда брать во внимание возраст, способности и уже приобретенные познания своих учеников, чтобы привязывать что-нибудь новое уже к готовым нитям, за которые они крепко держатся. Поэтому наставник иначе должен говорить с детьми и иначе с людьми уже образованными.
При обучении детей главные достоинства — простота и ясность; в преподавании уроков более образованным слушателям — краткость, определенность и сила выражения. Что для одного класса людей весьма хорошо, то для другого может оказаться совершенно негодным. Как при обучении языкам нужно делать большое различие в зависимости от того, каковы учащиеся, то есть знакомы ли они с внутренним строением известного языка или еще и в своем отечественном языке нисколько не сведущи, так и вообще в преподавании надо учитывать степень образованности слушателей.
Итак, учитель, чтобы успешнее выполнить обязанности своего звания, должен прежде всего поставить перед собой вопросы: «Кого он будет учить? Какие познания уже имеют ученики его? Как может он сделать предмет свой понятным для них, занимательным и полезным? Как можно убеждать их? Какого порядка надо держаться в изложении мыслей? Каким говорить слогом, чтобы удобнее достигнуть назначенной цели?» Эта предосторожность часто упускается из виду. Иные думают, что их преподавание тогда только и хорошо, когда они говорят ученым языком; и чтобы показать, что они не напрасно выслушали полный курс учения, кормят бедных детей, вместо простого молока, которое одно им и нужно, философским бульоном.