Актуальность темы исследования определяется тем, что в условиях социально-экономических реформ, сопровождаемых непрекращающимся системным кризисом в стране, особенно остро ощущается потребность в высококвалифицированных, компетентных специалистах по социальной работе, от деятельности которых существенно зависит социальная стабильность в обществе. Их миссия определяется уровнем их личностно-профессионального становления. От социального работника на современном этапе развития общества требуется не просто использование полученных в высшем учебном заведении знаний, умений, навыков, но и готовность к творческому саморазвитию, как в профессиональном, так и в личностном плане.

Социальная работа, как системная совокупность требований, предъявляемых к социальному работнику, охватывает комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.).

Именно отсюда возникает необходимость уделять чрезвычайно важное внимание личностно-профессиональному становлению специалистов по социальной работе, в силу их сегодняшней востребованности и ответственности, которую возлагает на них современное общество.

Социальная значимость профессиональной деятельности социального работника, повышение его влияния на развитие самосознания конкретной личности, общества, человечества, вызывает необходимость анализа имеющегося практического опыта и изучения теоретических и прикладных основ развития личности самого социального работника, а также выявления новых социально-психологических условий его продуктивного личностно-профессионального становления как профессионала-практика. Все это указывает на практическую востребованность темы настоящего исследования.

Сегодня работодателя все меньше интересует диплом, он оценивает претендента по наличию у него профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Эти новые требования привели к необходимости пересмотра содержания образовательной среды, к созданию условий повышения образования, с целью формирования у будущих специалистов профессионально и личностных качеств (ключевых компетенций), способствующих их адекватной адаптации к сегодняшним и завтрашним изменениям.

В психологии и акмеологии под личностно – профессиональным развитием понимается процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, обучении, профессиональной деятельности и взаимодействиях[ 1].

Основными составляющими социально – психологического портрета будущего специалиста, способного успешно адаптироваться в условиях современного рынка, по мнению участников Всероссийского совещания работников системы профессионального образования [3], могут выступать такие качества, без относительно профессии, как культура системного мышления, культура организационного поведения, коммуникативная культура и умение работать в команде, толерантность, высокая профессиональная ответственность, стремление к саморазвитию и устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам, умение представлять свои профессиональные и личностные качества.

Если же коснуться отдельных профессий, то наряду с вышеуказанными характеристиками, по мнению специалистов [3] претендент на должность менеджер должен продемонстрировать компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных отношений в коллективе.

В литературе отмечается [3] ,что представители юридической специальности должны обладать такими качествами как стремление к истине, эмоциональная устойчивость и выдержка, способность ясно и конкретно излагать свои мысли, честность и принципиальность.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.

Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).

  1. Гипертимный — личности со склонностью к повышенному настроению.
  2. Застревающие — со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.
  3. Эмотивные, аффективно лабильные.
  4. Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.
  5. Тревожные.
  6. Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.
  7. Демонстративные, с истерическими чертами характера.
  8. Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
  9. Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.
  10. Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации.

Перечень вопросов к зачету

 

  1. Какова связь между психологией деловых отношений и психологией управления, общей психологией и социологией? Что общего между ними и в чем разница?
  2. Каковы психологические задачи в деятельности менеджера?
  3. Объясните понятие "деловое общение". Каковы механизмы воздействия в процессе общения.?
  4. Как сказывается психология личности в деловом общении? Покажите на примерах.
  5. Каким, на Ваш взгляд, должен быть руководитель? Попытайтесь доказать свою позицию.
  6. Каковы особенности женщины как руководителя? Достоинства и недостатки женщины-руководителя. Ваше мнение по этому поводу.
  7. Основные виды делового общения. Какова роль психологических факторов в деловом общении? В проведении деловых переговоров? Ваше отношение к форме проведения совещаний "без совещаний"?
  8. Психологические приемы в публичных выступлениях.
  9. Насколько важен вопрос создания имиджа руководителя? Поясните на примерах.
  10. Объясните разницу в понятиях "спор", "дискуссия", "полемика", "дебаты", "диспут", "прения".  В споре распадается или испаряется истина? Обоснуйте свою точку зрения.
  11. Роль невербальных способов в деловом общении. Приведите примеры.

 

 

 

Авторизоваться

Меню

|
Copyright © 2021 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top