Сегодня работодателя все меньше интересует диплом, он оценивает претендента по наличию у него профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Эти новые требования привели к необходимости пересмотра содержания образовательной среды, к созданию условий повышения образования, с целью формирования у будущих специалистов профессионально и личностных качеств (ключевых компетенций), способствующих их адекватной адаптации к сегодняшним и завтрашним изменениям.

В психологии и акмеологии под личностно – профессиональным развитием понимается процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, обучении, профессиональной деятельности и взаимодействиях[ 1].

Основными составляющими социально – психологического портрета будущего специалиста, способного успешно адаптироваться в условиях современного рынка, по мнению участников Всероссийского совещания работников системы профессионального образования [3], могут выступать такие качества, без относительно профессии, как культура системного мышления, культура организационного поведения, коммуникативная культура и умение работать в команде, толерантность, высокая профессиональная ответственность, стремление к саморазвитию и устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам, умение представлять свои профессиональные и личностные качества.

Если же коснуться отдельных профессий, то наряду с вышеуказанными характеристиками, по мнению специалистов [3] претендент на должность менеджер должен продемонстрировать компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных отношений в коллективе.

В литературе отмечается [3] ,что представители юридической специальности должны обладать такими качествами как стремление к истине, эмоциональная устойчивость и выдержка, способность ясно и конкретно излагать свои мысли, честность и принципиальность.

 В качестве наиболее значимых характеристик для специалистов по рекламе и дизайну называют  креативность или способность к творческой активности, установку на новое, способность генерировать новые идеи, умение преодолевать стереотипы.

В формировании профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств (компетенций) будущих специалистов важную роль, на наш взгляд, может сыграть психологический мониторинг их личностно-профессионального развития.

Психологический мониторинг представляет собой систему отслеживающего контроля личностно-профессионального развития студентов в процессе их обучения.

В рамках психологического мониторинга студентов АФ НОУ ВПО ЮРГИ была сформирована программа исследования, построенная на основе концепции функционально-динамической структуры личности К.К.Платонова.

Одним из ключевых элементов мониторинга выступает система инструментального контроля, позволяющая достаточно объективно отслеживать динамику личностно – профессионального развития. Идеальная модель органичного включения психологической диагностики в систему учебно-воспитательного процесса студентов предполагает решение целого комплекса взаимосвязанных задач учебно-воспитательного характера.

Входной контроль (входная диагностика) призван решать несколько достаточно разных задач:

  • определение стартового уровня личностно-профессионального развития, выступает исходной точкой отсчета при отслеживании динамики личностно-профессионального роста;
  • выявление существенных психологических ограничений позволяющих рассматривать вопросы о корректировке учебно-воспитательного процесса в вузе;
  • определение круга индивидуальных психологических проблем абитуриента, которые могут быть решены в процессе его обучения в вузе.

Каждая из этих задач требует своего специфического инструментария, специфики организации и диагностики.

Проводится групповое психологическое тестирование, которое включает в себя (табл.1):

Диагностический аппарат выявления индивидуально–личностных особенностей студентов первого курса. Табл.1

п/п

Название подструктуры личности

Содержание подструктуры личности

Предполагаемые к использованию психодиагностические методики

1

2

3

4

1.                    

Социальная направленность

Мировоззрение, идеалы, интересы, ценности, отношения, нравственность,

Ценностные ориентации М.Рокича

Мотивация к обучению в ВУЗе

2.                    

Готовность к практической деятельности

Запас имеющихся у человека знаний, навыков, умений

Практические задания по степени подготовленности к обучению в вузе

 

3.                    

Биологически обусловленные особенности психики.

Тип высшей нервной деятельности, темперамент.

Опросник Айзенка (выявление темпераментных особенностей, обусловленных ВНД)

4.                    

Подструктура характера

 

16-факторный личностный опросник Р.Кэттела (диагностика черт темперамента и характера личности)

5.                    

Подструктура способностей

 

Методики оценки общих способностей:

-                                 Краткий ориентировочный тест

Третий этап: на данном этапе мониторинга составляются индивидуальные психологические характеристики, на основании которых разрабатываются психологические рекомендации по развитию студентов.

Четвертый этап: проведение индивидуальных психологических консультации, психологических тренингов, направленных на повышение психологической культуры студентов. Итогом данной работы являются психологические паспорта групп студентов первого курса и передача их на кафедры для обеспечения максимальной индивидуализации учебного процесса с учетом личностно-профессиональных характеристик слушателей.

Организация и проведение промежуточного контроля. (2 курс - бакалавры, 3 курс - специалисты)

В рамках промежуточного контроля проводиться психологическая диагностика по двум направлениям:

  • психологический контроль результатов личностно-профессионального развития студентов.
  • Проведение промежуточной психологической диагностики с целью дальнейшего развития студентов и приближение их психологического профиля к идеальной модели выпускника.

Промежуточный контроль проводится также как и входной поэтапно:

Первый этап: подготовка психологического инструментария.

Второй этап: проведение психодиагностики. Программа тестирования (табл.2):

Диагностический аппарат выявления индивидуально–личностных особенностей студентов третьего курса. Табл.2

п/п

Название подструктуры личности

Содержание подструктуры личности

Предполагаемые к использованию психодиагностические методики

1

2

3

4

1.                    

Социальная направленность

Мировоззрение, идеалы, интересы, ценности, отношения, нравственность,

Мотивация к обучению в ВУЗе.

2.                    

Готовность к практической деятельности

Запас имеющихся у студента знаний, навыков, умений полученных в процессе обучения

Практические задания по степени овладения знаниями в процессе начального обучения в  вузе. Социальный интеллект. (Возможно, использовать программу «Прометей», результаты ФЕПО, результаты внутрисемистровой аттестации).

 

3.                    

Подструктура характера

 

Опросник Шмишека (акцентуации личности).

Уровень саморегуляции.

 

Третий этап: сравнение и анализ показателей входного и текущего контроля, составление психологических характеристик и разработка или уточнение предыдущих методических рекомендаций личностно-профессионального развития.

 Четвертый этап: проведение индивидуальных психологических консультации, психологических тренингов, направленных на развитие необходимых качеств личности. Итогом данной работы являются психологические паспорта групп студентов третьего курса, которые используется для организации учебно-воспитательного процесса в институте, а также разработка индивидуальных карт личностно-профессионального развития.

Организация и проведение выходного контроля (студенты 4 курсов – бакалавры, 5 курсов - специалисты).

 Выходной контроль проводить в первом семестре перед выпуском бакалавров и специалистов вуза.

Задачами выходной (итоговой) диагностики выступают:

  • оценка изменения динамических профессионально-значимых психологических характеристик студентов;
  • оценка итогового интегративного уровня личностно-профессионального развития (потенциала);

Выходная диагностика включает несколько видов работ:

  • итоговая психологическая диагностика (по методикам направленным на выявление личностно-профессиональных характеристик);
  • составление итогового индивидуально-психологического паспорта выпускника (модели выпускника). Программа тестирования включает в себя:

Диагностический аппарат выявления индивидуально–личностных особенностей студентов пятого курса. Табл.3

п/п

Название подструктуры личности

Содержание подструктуры личности

Предполагаемые к использованию психодиагностические методики

1

2

3

4

4.                    

Социальная направленность

Мировоззрение, идеалы, интересы, ценности, отношения, нравственность,

Социальные ценности

 

5.                    

Готовность к практической деятельности

Запас имеющихся у студента знаний, навыков, умений полученных в процессе обучения

Практические задания по степени овладения знаниями в процессе обучения в  вузе (теоретическая и практическая готовность): результаты успеваемости, участия в конкурсах и научно-практических конференциях, личные достижения, результаты прохождения практик.

6.                    

Подструктура характера

 

Локус контроля

Ориентационные стили профессионально – деятельного общения

Уровень притязаний

Третий этап: сравнение и анализ показателей входного, промежуточного и текущего контроля, составление психологических характеристик и разработка или уточнение предыдущих методических рекомендаций личностно-профессионального развития.

 Четвертый этап: проведение индивидуальных психологических консультаций, составление индивидуального психологического паспорта выпускника сравнение его с идеальной моделью студента. Итогом данной работы являются психологические паспорта групп студентов пятых курса.

 По результатам обследования проводятся индивидуальные консультации с участниками опроса, в ходе которых им предлагаются индивидуальные и групповые развивающие программы. Тренинговые занятия проводятся по следующим направлениям: формирование эмоциональной устойчивости и навыков саморегуляции; проектирование будущей карьеры; выявление и формирование ценностных ориентаций в профессиональной сфере; освоение знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной самореализации.

Участие в данных тренингах помогает не только сформировать адекватную Я - концепцию, но и профессиональные умения и навыки.

Список литературы:

  1. Деркач А.А., ЗазыкинВ.Г., Синягин Ю.В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и преподготовки государственных служащих. – М.: Изд-во РАГС, 1999. - 144с.

2.Красильникова Г.А. Роль психологического мониторинга в формировании профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств будущих специалистов // Тезисы научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. С. 71-73.

3.Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся// М.: Просвещение, 2007. 223 с.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Меню

Рекомендуемые статьи

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top