Эти новые требования привели к необходимости пересмотра содержания образовательной среды, к созданию условий повышения образования, с целью формирования у будущих специалистов профессионально и личностных качеств (ключевых компетенций), способствующих их адекватной адаптации к сегодняшним и завтрашним изменениям.
В психологии и акмеологии под личностно – профессиональным развитием понимается процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, обучении, профессиональной деятельности и взаимодействиях[ 1].
Основными составляющими социально – психологического портрета будущего специалиста, способного успешно адаптироваться в условиях современного рынка, по мнению участников Всероссийского совещания работников системы профессионального образования [3], могут выступать такие качества, без относительно профессии, как культура системного мышления, культура организационного поведения, коммуникативная культура и умение работать в команде, толерантность, высокая профессиональная ответственность, стремление к саморазвитию и устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам, умение представлять свои профессиональные и личностные качества.
Если же коснуться отдельных профессий, то наряду с вышеуказанными характеристиками, по мнению специалистов [3] претендент на должность менеджер должен продемонстрировать компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных отношений в коллективе.
В литературе отмечается [3] ,что представители юридической специальности должны обладать такими качествами как стремление к истине, эмоциональная устойчивость и выдержка, способность ясно и конкретно излагать свои мысли, честность и принципиальность.
В качестве наиболее значимых характеристик для специалистов по рекламе и дизайну называют креативность или способность к творческой активности, установку на новое, способность генерировать новые идеи, умение преодолевать стереотипы.
В формировании профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств (компетенций) будущих специалистов важную роль, на наш взгляд, может сыграть психологический мониторинг их личностно-профессионального развития.
Психологический мониторинг представляет собой систему отслеживающего контроля личностно-профессионального развития студентов в процессе их обучения.
В рамках психологического мониторинга студентов АФ НОУ ВПО ЮРГИ была сформирована программа исследования, построенная на основе концепции функционально-динамической структуры личности К.К.Платонова.
Одним из ключевых элементов мониторинга выступает система инструментального контроля, позволяющая достаточно объективно отслеживать динамику личностно – профессионального развития. Идеальная модель органичного включения психологической диагностики в систему учебно-воспитательного процесса студентов предполагает решение целого комплекса взаимосвязанных задач учебно-воспитательного характера.
Входной контроль (входная диагностика) призван решать несколько достаточно разных задач:
- определение стартового уровня личностно-профессионального развития, выступает исходной точкой отсчета при отслеживании динамики личностно-профессионального роста;
- выявление существенных психологических ограничений позволяющих рассматривать вопросы о корректировке учебно-воспитательного процесса в вузе;
- определение круга индивидуальных психологических проблем абитуриента, которые могут быть решены в процессе его обучения в вузе.
Каждая из этих задач требует своего специфического инструментария, специфики организации и диагностики.
Проводится групповое психологическое тестирование, которое включает в себя (табл.1):
Диагностический аппарат выявления индивидуально–личностных особенностей студентов первого курса. Табл.1
п/п |
Название подструктуры личности |
Содержание подструктуры личности |
Предполагаемые к использованию психодиагностические методики |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Социальная направленность |
Мировоззрение, идеалы, интересы, ценности, отношения, нравственность, |
Ценностные ориентации М.Рокича Мотивация к обучению в ВУЗе |
2. |
Готовность к практической деятельности |
Запас имеющихся у человека знаний, навыков, умений |
Практические задания по степени подготовленности к обучению в вузе
|
3. |
Биологически обусловленные особенности психики. |
Тип высшей нервной деятельности, темперамент. |
Опросник Айзенка (выявление темпераментных особенностей, обусловленных ВНД) |
4. |
Подструктура характера |
|
16-факторный личностный опросник Р.Кэттела (диагностика черт темперамента и характера личности) |
5. |
Подструктура способностей |
|
Методики оценки общих способностей: - Краткий ориентировочный тест |
Третий этап: на данном этапе мониторинга составляются индивидуальные психологические характеристики, на основании которых разрабатываются психологические рекомендации по развитию студентов.
Четвертый этап: проведение индивидуальных психологических консультации, психологических тренингов, направленных на повышение психологической культуры студентов. Итогом данной работы являются психологические паспорта групп студентов первого курса и передача их на кафедры для обеспечения максимальной индивидуализации учебного процесса с учетом личностно-профессиональных характеристик слушателей.
Организация и проведение промежуточного контроля. (2 курс - бакалавры, 3 курс - специалисты)
В рамках промежуточного контроля проводиться психологическая диагностика по двум направлениям:
- психологический контроль результатов личностно-профессионального развития студентов.
- Проведение промежуточной психологической диагностики с целью дальнейшего развития студентов и приближение их психологического профиля к идеальной модели выпускника.
Промежуточный контроль проводится также как и входной поэтапно:
Первый этап: подготовка психологического инструментария.
Второй этап: проведение психодиагностики. Программа тестирования (табл.2):
Диагностический аппарат выявления индивидуально–личностных особенностей студентов третьего курса. Табл.2
п/п |
Название подструктуры личности |
Содержание подструктуры личности |
Предполагаемые к использованию психодиагностические методики |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Социальная направленность |
Мировоззрение, идеалы, интересы, ценности, отношения, нравственность, |
Мотивация к обучению в ВУЗе. |
2. |
Готовность к практической деятельности |
Запас имеющихся у студента знаний, навыков, умений полученных в процессе обучения |
Практические задания по степени овладения знаниями в процессе начального обучения в вузе. Социальный интеллект. (Возможно, использовать программу «Прометей», результаты ФЕПО, результаты внутрисемистровой аттестации).
|
3. |
Подструктура характера |
|
Опросник Шмишека (акцентуации личности). Уровень саморегуляции.
|
Третий этап: сравнение и анализ показателей входного и текущего контроля, составление психологических характеристик и разработка или уточнение предыдущих методических рекомендаций личностно-профессионального развития.
Четвертый этап: проведение индивидуальных психологических консультации, психологических тренингов, направленных на развитие необходимых качеств личности. Итогом данной работы являются психологические паспорта групп студентов третьего курса, которые используется для организации учебно-воспитательного процесса в институте, а также разработка индивидуальных карт личностно-профессионального развития.
Организация и проведение выходного контроля (студенты 4 курсов – бакалавры, 5 курсов - специалисты).
Выходной контроль проводить в первом семестре перед выпуском бакалавров и специалистов вуза.
Задачами выходной (итоговой) диагностики выступают:
- оценка изменения динамических профессионально-значимых психологических характеристик студентов;
- оценка итогового интегративного уровня личностно-профессионального развития (потенциала);
Выходная диагностика включает несколько видов работ:
- итоговая психологическая диагностика (по методикам направленным на выявление личностно-профессиональных характеристик);
- составление итогового индивидуально-психологического паспорта выпускника (модели выпускника). Программа тестирования включает в себя:
Диагностический аппарат выявления индивидуально–личностных особенностей студентов пятого курса. Табл.3
п/п |
Название подструктуры личности |
Содержание подструктуры личности |
Предполагаемые к использованию психодиагностические методики |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. |
Социальная направленность |
Мировоззрение, идеалы, интересы, ценности, отношения, нравственность, |
Социальные ценности
|
5. |
Готовность к практической деятельности |
Запас имеющихся у студента знаний, навыков, умений полученных в процессе обучения |
Практические задания по степени овладения знаниями в процессе обучения в вузе (теоретическая и практическая готовность): результаты успеваемости, участия в конкурсах и научно-практических конференциях, личные достижения, результаты прохождения практик. |
6. |
Подструктура характера |
|
Локус контроля Ориентационные стили профессионально – деятельного общения Уровень притязаний |
Третий этап: сравнение и анализ показателей входного, промежуточного и текущего контроля, составление психологических характеристик и разработка или уточнение предыдущих методических рекомендаций личностно-профессионального развития.
Четвертый этап: проведение индивидуальных психологических консультаций, составление индивидуального психологического паспорта выпускника сравнение его с идеальной моделью студента. Итогом данной работы являются психологические паспорта групп студентов пятых курса.
По результатам обследования проводятся индивидуальные консультации с участниками опроса, в ходе которых им предлагаются индивидуальные и групповые развивающие программы. Тренинговые занятия проводятся по следующим направлениям: формирование эмоциональной устойчивости и навыков саморегуляции; проектирование будущей карьеры; выявление и формирование ценностных ориентаций в профессиональной сфере; освоение знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной самореализации.
Участие в данных тренингах помогает не только сформировать адекватную Я - концепцию, но и профессиональные умения и навыки.
Список литературы:
- Деркач А.А., ЗазыкинВ.Г., Синягин Ю.В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и преподготовки государственных служащих. – М.: Изд-во РАГС, 1999. - 144с.
2.Красильникова Г.А. Роль психологического мониторинга в формировании профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств будущих специалистов // Тезисы научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. С. 71-73.
3.Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся// М.: Просвещение, 2007. 223 с.