Проект  учителя математики  1 квалификационной категории  средней школы

 «Формирование ключевых и предметных компетенций на уроках математики»

Цель проекта: освоение учащимися в процессе изучения общеобразовательного курса математики ключевыми и предметными компетенциями, позволяющими им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни

Задачи проекта:

  1. Внедрение в учебную программу предметных и ключевых компетенций на основе деятельностного подхода
  2. Усиление прикладного, практического характера школьного курса математики
  3. Разработка и внедрение практико-ориентированных образовательных программ в дополнение школьному курсу математики (факультативные курсы, кружковая работа, внеклассная деятельность)
  4. Разработка способов и процедур оценки уровня достижений ключевых и предметных компетенций в образовательном процессе.

Актуальность проекта.:

В настоящее время во всех нормативных документах (в «Стандарте 2004г.», в программах и др.), регулирующих учебный процесс в ОУ, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Одними из приоритетных направлений общеобразовательной и профильной подготовки учащихся по математике является также подготовка учащихся к получению специальности при продолжении образования в ССУЗе и ВУЗе. Для создания новых технологий, изобретения новых механизмов, для управления современным производством нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определённым складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальное решение в зависимости от возникшей ситуации.

Вместе с тем, всё чаще раздаётся критика в адрес «академической» подготовки наших выпускников, которые, как показывают результаты международных исследований, не справляются с заданиями, проверяющими математическую компетентность, обеспечивающую готовность учащихся к повседневной жизни в современном обществе.

Анализ ситуации с обучением математики в нашей школе показывает общее снижение успеваемости учащихся по математике (и других учебных дисциплин в том числе), связанное в первую очередь с отсутствием мотивации в изучении данного предмета. Современные школьники ясно осознают, что те знания и умения, которые они приобретают на уроках, вряд ли пригодятся в их будущей жизнедеятельности. Действительно, как можно убедить учащегося, например, в необходимости умения решать тригонометрические уравнения? Зачем, для чего ему это нужно, пригодится ли данное умение в послешкольной жизни? Только ли для продолжения образования в ВУЗе или ССУЗе? При отсутствии устойчивой мотивации изучения школьных дисциплин теряется интерес к учёбе в целом. Учащиеся становятся пассивными участниками образовательного процесса, снимая с себя ответственность за своё будущее.

 

Профессиональные учебные заведения XXI века обязаны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности. Молодой специалист должен не только вписаться в эту реальность, но и быть эффективным в своей профессиональной деятельности. А значит, и сама система российского профессионального образования должна изменяться в соответствии с требованиями времени, сохраняя при этом все ценное, что было накоплено за предшествующую его историю.  Постиндустриальное общество принципиально изменяет характер общественного труда. В развитии ведущих экономик мира отчетливо видна тенденция перехода от массового, стандартизированного производства к производству товаров и услуг, удовлетворяющих индивидуальные запросы потребителя. Соответственно, изменяются и требования работодателя к специалисту.  Основная проблема современной системы профессионального образования, в частности СПО, – отрыв от реальности, догмат теории над опытом (реальностью). Для чего человек обучается профессии? Чтобы приобрести навыки, которые впоследствии он будет применять на рабочем месте. Чтобы приобрести навыки, необходимые для будущей работы, необходимо выполнять те же действия примерно в тех же условиях, что и на будущей работе. Чем ближе условия обучения к условиям реальной работы, тем более эффективно обучение. В среднем профессиональном образовании необходима коренная перестройка образовательного процесса в направлении изменения в нем приоритетов, перенесения, например, акцента с передачи информации на развитии конкретных и необходимых компетенций. Помимо компьютерной  грамотности особым спросом на рынке труда пользуются такие компетенции как умение общаться с клиентом и коллегами, креативность как навык генерировать свежие идеи, ответственность за качество произведенного товара или услуги. Важнейшей компетенцией становится умение учиться. Знание становится все более "скоропортящимся" продуктом. Технологическую цепочку профессиональной подготовки можно представить следующим образом: 1. Государство, как работодатель формулирует заказ в форме ФГОС СПО. 2. Учебное заведение СПО конкретизирует государственный заказ и обеспечивает условия его реализации.  3. Преподаватели реализуют разработанные на основе ФГОС СПО рабочие программы  в соответствии с учебными планами. 4. Студенты усваивают теоретические знания и формируют у себя профессиональные навыки. 5. Выпускники СПО начинают работать в качестве молодых специалистов, выполняя функциональные обязанности на  конкретных рабочих местах. Рассмотрим эту цепочку подробнее.  В государственном заказе, оформленном в  государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения выведены общие и специальные профессиональные компетенции выпускников как будущих специалистов. Новый подход должен позволить, при сохранении фундаментального образования, увеличить практическую и жизненную значимость профессиональной подготовки. Тем более что в разработке стандарта впервые приняли участие заказчики-работодатели, в нашем случае, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») и Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор).  

Императив инновационного развития России ставит, как одну из ключевых, задачу подъема образования. Именно образование – как система формирования интеллектуального капитала нации  и как одна из главных сфер производства инноваций – создает базовые условия для быстрого роста рынков на основе быстрого обновления технологий и продуктов.  Образование выступает первым звеном инновационной цепочки «образование – исследования – венчурные проекты – массовое освоение инноваций».

Такая постановка вопроса является общепринятой и не оспаривается никем. Тем самым возникает иллюзия простоты его решения. Подъем образования отождествляется с расширением ресурсной базы существующих структурных элементов.

У России сегодня есть реальный риск – инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня. Между тем уже сегодня несоответствие российского образования потребностям общества и экономики вызвано не только недостаточным финансированием, но и несоответствием сложившейся структуры образовательных программ актуальным потребностям.

Ошибкой будет восстанавливать старую систему образования, какой бы хорошей она не казалась ее выпускникам.

Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающие­ся изменения, которые нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года, означают, по сути, процесс смены образовательной парадигмы, что отмечается многими исследователями (В.И. Байденко, Г.Б. Корнетов, А.Н. Новиков, Л.Г.Семушина, Ю.Г. Татур и др.), хотя само понятие «парадигма» используется ими не всегда.

Подразумевая под понятием «парадигма», вслед за Томасом Куном, «то, что объединяет членов научного сообщества» [17, с. 221], «всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества» [там же, с. 220], мы трактуем это понятие в самом широком смысле слова. Следовательно, применительно к целям настоящей статьи мы можем не вдаваться в анализ специфики научной парадигмы, ее роли в развитии науки, тезиса несоразмерности теорий различных ученых и его критики, например, X. Патиеном и Л. Лауданом [18]. Зато для нас особенно важно положение Т. Куна, что «парадигмы дают ученым не только план деятельности, но также указывают и некоторые направления, существенные для реализации плана» [17, с. 143].

Правомерность такого толкования понятия «парадигма» и его экстраполяции на широкий спектр социальных явлений (соответственно, сюда может быть включено и образование) подтверждается высказыванием одного из значимых исследователей социальных наук К. Бейли [34]. По его выражению, «парадигма как используемый в социальной науке термин есть некоторый перспективный фрейм (а perspective frame of reference) соотнесения для рассмотрения социального мира, состоящий из совокупности концептов и допущений» [там же, с. 24] и далее: «парадигма — это ментальное окно (mental window), через которое исследователь рассматривает мир» [там же, с. 25].

Можно полагать, что в такой трактовке правомерно говорить не только о парадигме образования как целостного явления, но и о парадигмах, его составляющих, таких как цели, содержание, результат. Так, существующая долгие годы «ЗУН»1 — парадигма результата образования» включает теоретическое обоснование, определение номенклатуры, иерархии знаний, умений и навыков, методик их формирования, контроля и оценки.

Эта парадигма принималась педагогическим сообществом и до сих пор принимается некоторой его частью. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.

В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность». Это означало формирование новой парадигмы результата образования, к рассмотрению истории становления которой мы и переходим2.

Типология уроков

Вопросу типологии уроков посвящено много педагогических исследований. Уроки классифицировали  исходя из методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся,  из содержания и способов проведения уроков. Поэтому единой общепризнанной классификации уроков  в современной педагогики нет, наблюдаются различные подходы  к делению уроков.

В основу классификации урока  М.И.Махмутов положил типологию, исходя из цели организации занятия. Все уроки можно делить на уроки:

  • изучения нового материла (1 тип);
  • совершенствования знаний, умений , навыков (2 тип);
  • комбинированные (3 тип);
  • контроля и коррекции знаний, умений , навыков (4тип)

Главное содержание  1-го типа- изучение нового материала. Важнейшая "дидактическая цель такого урока — добиться, чтобы учащиеся овладели новым материалом. Процесс до­стижения этой цели представляет собой  последова­тельное решение таких дидактических задач, как ус­воение новых понятий и способов действий,  формиро­вание системы понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности .

Основным содержанием 2-го типа урока  является совершенствование знаний, умений и навыков учащихся.  Это предполагает решение таких дидактических задач, как систематизация и обобщение новых знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных, примене­ние знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, формирование умений и на­выков, контроль за ходом изучения учебного  материа­ла и совершенствования знаний, умении и  навыков.

Третий тип урока — комбинированный. На нем решаются задачи 1-го и 2-го типов уроков.

Технологическийколледж

ФГБОУ ВПО«Южно-Уральскийгосударственныйуниверситет»(Национальный исследовательскийуниверситет)

 

 

Согласовано:

Председатель ПЦК

Т.Л. Пикулина_____________

 

 

 

 

Утверждаю:

Зам.директора по ООП

О.Б.Боброва ____________

 

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

       по предмету (дисциплине) Математика

                                                                            на 2011-2012учебный год

 для учебной группы120

Разработка современного урока

 

Традиционный урок

Творческий урок

Современный урок

Цель урока

Для учителя: дать новый материал

Для ученика: усвоить новые знания

Для учителя: организовать продуктивную деятельность учеников

Для ученика: создать творческую продукцию

 

Виды деятельности на уроке

Для учителя: объяснение новой темы

Для ученика: прослушивание нового материала, запоминание

Для учителя: организация творческой деятельности

Для ученика: исследование нового объекта, анализ явлений

 

Структура урока

Строго по разработанному плану, без отступлений

Ситуативность, отход от запланированного

 

Подход к теме урока

Одна точка зрения на изучаемую проблему

Многообразие точек зрения специалистов на изучаемую проблему

 

Контроль

Воспроизведение учениками изученной темы

Представление и защита учениками творческого продукта по теме

 

Завершающий этап урока

Подведение итогов, припоминание изученной темы

Рефлексия, осознание собственной деятельности

 

 

Урок. Формула бинома Ньютона

Тематическое планирование уроков начал математического анализа

Фестиваль «Я и будущее моей страны» (сценарий)

Урок. Сочетания и размещения

 

Цель: Обсудить формулу бинома Ньютона и ее применение.

 

Ход урока

 

  1. Сообщение темы и цели урока

 

  1. Повторение и закрепление пройденного материала

 

  1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

 

  1. Контроль усвоения материала (самостоятельная работа).
Предмет         математика                                                                         

Преподаватель

Количество часов на год:           50

Количество часов в неделю:

Нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию программы :

1.Закон об образовании РФ,

2.Федеральный компонент государственного стандарта .Стандарт основного общего образования по математике// Приказ МО РФ « Об утверждении Федерального компонентагосударственных стандартов начального, общего,основного и среднего ( полного) общего образования № 1089 от 05.03.2004г.

 

  1. Интеллектуальная игра

 

Интеллектуальная игра – это активная форма обучения, позволяющая проявить знания детей и дающая возможность узнать новые факты в интересной игровой форме.

 

Задачи:

  • Развитие логического мышления.
  • Тренировка механической памяти.
  • Формирование выдержки, честности, расширение кругозора.

 

Время проведения:

  • Младшие не более 30 минут.
  • Средние и старшие – 1 час.

 

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top