- Интеллектуальная игра
 
Интеллектуальная игра – это активная форма обучения, позволяющая проявить знания детей и дающая возможность узнать новые факты в интересной игровой форме.
Задачи:
- Развитие логического мышления.
 - Тренировка механической памяти.
 - Формирование выдержки, честности, расширение кругозора.
 
Время проведения:
- Младшие не более 30 минут.
 - Средние и старшие – 1 час.
 
Источники сюжета:
- Спортивные игры, соревнования.
 - Источники коллекционирования.
 - Азартные игры.
 - Настольные игры (домино, лото).
 - Окружающая жизнь.
 
Игры могут быть – индивидуальные и командные.
Формирование команд:
- Заранее.
 - По месту базирования.
 - Случайные.
 
В классическом варианте игры в команде по 7-8 человек, количество команд не более 5, но могут быть исключения.
Ход и порядок игры:
- Классический (4 тура) вопросы по нарастающей:
- разминка (по 5 вопросов);
 - вопросы средней сложности (по 5-10);
 - капитанский конкурс;
 - сложные вопросы (по 3-5).
 
 - Свободный.
 
Ведущий жёстко ведёт игру.
Судейство:
- Количество судей нечётное число
 - Оценки младших школьников зачитываются после каждого тура
 - Желательно, чтобы результаты были наглядны
 - Судьями могут быть и сами участники, если они готовились к этому заранее
 - Чётко фиксируется время
 
Дополнение к игре:
- При достижении командой промежуточного этапа она имеет право на приз, музыкальную паузу и т.п.
 - Призы могут быть негативными (в виде штрафных очков)
 - Для малышей лучше, чтобы игру вёл сказочный персонаж
 - Если проводится цикл игр – разработать ритуал (песни, гимн, церемония)
 
Требования к вопросам
Нельзя:
- вопросы превращать в задания требующие развернутого ответа;
 - включать вопросы требующие узко-специфических знаний;
 - вопрос состоял из 2-3 вопросов;
 - чтобы вопрос был примитивно тупым;
 - вопросы розыгрыши включались в игру без предупреждения;
 - вопросы должны иметь конечное число ответов.
 
Нужно:
- учитывать интересную формулировку вопроса;
 - вопросы задавать по-разному;
 - вопрос считается корректным, если все правила соблюдены.
 
Игра более выигрышна, если вопросы по одной теме или произведению.
- Игровая программа
 
Алгоритм
- Цели и задачи:
- формирование творческих способностей каждого и коллектива в целом;
 - создание положительного эмоционального настроя;
 - развитие эстетического вкуса;
 - релаксация (смена деятельности);
 - выявление коллективистких навыков в игре;
 - учить умению общаться.
 
 
- Место и время проведения:
- младшие 30-35 минут (до 00);
 - средние 40-45 минут (до 00);
 - старшие 1 час (до 21.00).
 
 - Реквизит:
- место проведения должно быть оформлено в стиле игровой программы;
 - использовать яркие, красочные атрибуты;
 - костюм ведущего должен соответствовать сюжету;
 - призы в стиле игры;
 - костюмы.
 
 - Сюжет:
- должен прослеживаться на протяжении всей игровой программы;
 - связки между играми продолжают сюжетную линию.
 
 - Ход и порядок проведения:
- от простого к сложному;
 - развитие программы проходит стадии:
- завязка;
 - развитие;
 - кульминация;
 - развязка;
 
 - чёткое объяснение и соблюдение правил игры;
 - количество игр не более 7-8;
 - использование элементов соревновательности:
- игра знакомство;
 - коллективная игра;
 - игра по командам;
 - игра с движениями;
 - прощальная игра.
 
 
 
- Ведущий:
- костюм;
 - чёткая, ясная цель;
 - ясное представление об игре и игровой программе в целом.
 
 - Анализ.
 
Двенадцать правил сочинения
игровой программы
- ИГРА ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗОПАСНА.
 - Игра должна приносить радость играющему, и даже проигравший должен иметь возможность достойно выйти из игры.
 - Игра предполагает показывать в игровых ситуациях нормы человеческой культуры и поведения.
 - В игре обязательно начинать с простых, посильных задач; обязательное условие – успех в самом начале, это залог увлечённости игрока, его азарта. Основа возникновения азарта – вечная потребность человека в самоутверждении.
 - Игра должна быть сориентирована на определённый возраст, понятна и доступна зрителю и проводиться в форме, учитывающей как можно более полный спектр интересов данной аудитории.
 - Игра учит человека (игрока) не только владеть собой и лучше разбираться в своём внутреннем мире, но и учит видеть себя со стороны.
 - Игра должна давать равную возможность самореализации каждому из игроков.
 - Игра обычно имеет успех и не вызывает противоречия у зрителей и игроков, если она выстроена по законам драматургии и в ней хотя бы условно обозначены экспозиция, завязка, развитие, кульминация и финал.
 - Игрой нужно заинтересовать, в игру нужно заманить, на игру нужно спровоцировать, не заставляя человека играть насильно.
 - В игре, как правило, чёткие тема (о чём игра), идея (как разрешается игровой конфликт) и сверхзадача (что должен понять зритель). Игровые конкурсные задания должны быть логичны и оправданы темой, идеей и сверхзадачей.
 
Сравнительную сложность задания автор и ведущий обязан проверить сам и попытаться смоделировать как можно большее количество ситуативных казусов и способа выхо
- Игровой процесс и результат игры должен быть доступен оценке зрителей (весомо, грубо, зримо), их участие в игре, их активизация и содействие может являться основным фактором успеха, зрелищности и содержательности.
 
- КВН
 
Алгоритм
- Формирование команд.
 - Выбор темы.
 - Выбор ведущего.
 - Выбор жюри, продумать систему баллов.
 - Оформление зала.
 - Реквизит.
 - Техническое обеспечение.
 - Заставки между конкурсами.
 - Условия успешного проведения:
 
а) люди:
- ведущий;
 - музыкант;
 - реквизит – ответственный;
 - осветитель.
 
б) подготовка команд;
в) качественная аппаратура;
г) конкурсы:
- Визитка (приветствие).
 - СТЭМ – студия творческих эстрадных миниатюр (не более 3 чел. на сцене).
 - Разминка.
 - Музыкальный.
 - Капитанов.
 - Домашнее задание.
 - БРИЗ – бюро рационализаторских изобретений (литературный конкурс).
 
Ограничить время проведения.
Цель: развлекательно-познавательная.
- Творческие конкурсы
 
Конкурс – это соревнование в каком-либо виде деятельности, где участвуют два или более участников (участниками могут быть коллективы).
Обязательно должны быть призы.
Цели:
- Формирование творческих способностей.
 - Формирование адекватной самооценки ребёнка.
 - Развитие волевых качеств.
 - Самоопределение в мире увлечений и в будущей профессии.
 - Воспитание эстетического вкуса.
 
Алгоритм:
- Определение целей, задач, темы.
 - Составление конкурсных заданий:
- Требование к ним:
- количество не более 6-7;
 - задания чёткие, понятные, интересные, выполнимые, соответствующие возрасту, идее программы, одинаковые по направлению и сложности, творческие;
 - от простого к сложному.
 
 - Виды заданий:
- речевые;
 - музыкальные;
 - сочинительские;
 - актёрское мастерство;
 - пантомима;
 - изобразительное искусство;
 - аппликации;
 - прикладные;
 - танцевальные;
 - подвижно-спортивные.
 
 - Условия выполнения заданий:
- строго ограничено время на подготовку конкурсных заданий;
 - время и место;
 - репетиции;
 - размеры конечного продукта;
 - возможность получения помощи от взрослых или сверстников;
 - возможность использовать домашние заготовки;
 - перечень разрешённого и запрещённого;
 - техника безопасности.
 
 - Определение времени, места, ведущих.
 
 - Требование к ним:
 
- Формирование команд, участников.
 - Выбор жюри, системы оценки.
 - Подготовка реквизита, оформление зала, музыка, свет, паузы.
 
- Репетиции ведущих.
 - Проведение дела.
 
- Анализ.
 
- Игра – путешествие
 
Игра-путешествие – целенаправленное движение групп участников по определённой схеме, объединенной сюжетом.
Алгоритм организации и проведения
- Определение возраста участников, их количество, места проведения.
 - Определение вида игры:
- путешествие;
 - экспедиция;
 - поиск;
 - кладоискание;
 - тропа;
 - складывание частей одного целого.
 
 - Определение темы игры, название этапов. (Количество этапов не более 7, не менее 3).
 - Разработка содержания каждого этапа, в соответствии с местом проведения игры.
 - Определение характера движения:
- по маршрутным листам в определённом порядке;
 - по маршрутным листам, самостоятельно выбирая маршрут следования;
 - встречное движение;
 - без маршрутных листов, поиск этапов;
 - движение с проводником;
 - движение по легенде (по запискам);
 - движение по опознавательным знакам;
 - движение по карте.
 
 - Формирование команд.
 - Сбор-старт (введение в игру).
 - Сама игра.
 - Сбор-финиш (подведение итогов).
 
Условия успешного проведения
- Рекомендуемое время проведения до 1 ч. 30 мин.
 - Соответствующий реквизит.
 - Продуманная система оценки.
 - Определённое время пребывания на каждом этапе.
 
Примечания: во время следования по маршруту:
- может встретиться какой-то «герой»;
 - может измениться маршрут;
 - могут быть даны дополнительные штрафные задания;
 - могут быть поощрительные моменты.
 
- Организация детских праздников
 
Что такое праздник? Толковый словарь даёт несколько объяснений этого слова. День торжества, установленного в честь какого-либо выдающегося события. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. Просто выходной, нерабочий день (от слова «праздность» - ничего неделание). А есть такое: День радости и торжества по поводу чего-нибудь. Действительно – рядом со словом «праздник» в нашем сознании чаще всего стоит слово «радость». Радость ребёнка, получившего долгожданную игрушку из рук живого Деда Мороза. Радость взрослого от встречи с давними друзьями.
Праздники занимают особое место в жизни детей и взрослых. Их любят за эмоциональность, сюрпризность, народный колорит, за возможность «себя показать, других посмотреть». Они как бы возглавляют эскадроны будничных дней. Они некий рубеж в монотонности нашей жизни. У каждого праздника своё лицо, своя ведущая идея. Давайте попытаемся понять, что праздник это всё-таки не праздность – это большое и важное дело, всегда коллективное, всегда творческое. Это есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Без них немыслима жизнь как ребёнка, так и взрослого. Собравшись вместе на празднике мы отряхиваем груз повседневных забот, отдыхаем, набираемся энергии для будущего труда, оглядываемся на прошлое. У каждого календарного праздника своя история, и дети должны её знать.
Основные приметы праздника
- Повод для праздника.
 - Идея, греющая всех детей (высокая эмоциональность).
 - Чёткий сюжет.
 - Композиция.
 - Традиции.
 - Ритуалы и обычаи.
 - Костюмированность.
 - Яркая наглядность.
 - Зрелище.
 - Творческое игровое действие.
 - Неожиданность и сюрпризность.
 - Присутствие разных жанров.
 - Длительность (праздник может идти день).
 
Пять групп составляющих праздник
- Конкурсы.
 - Выставки.
 - Лотереи и игры.
 - Прикладные виды деятельности.
 - Сюрпризы.
 
Праздник – комплексная, синтетическая форма организации досуга.
В силу своего комплексного характера, стремления к всеобщности, необычной подвижности и взаимопроникновения отдельных составных частей он не имеет чётких, устоявшихся форм, зависит от масштабов и значения празднуемого события, конкретных площадок праздничного действия, сценарно-режиссёрского замысла и эмоциональных выразительных средств, имеющихся на местах.
Как быстро придумать сценарий
- Источники идеи (идея!!!):
- Телевидение.
 - Литература (известная детям).
 - Исторические эпохи.
 - География.
 - Наша политическая жизнь.
 - Спорт.
 - Профессии.
 
 - Фантазия.
 
Для включения фантазии необходимы 2 слова – Дж. Родари.
- Сказки.
 
Алгоритм сказки:
- Кого-то не пригласили.
 - Он был или стал плохой.
 - Что-то украл или сбежал.
 - Герои устремляются в погоню.
 - Преодолевают препятствия.
 - Находят то, что украли, или того, кто украл.
 - Отдают выкуп.
 - Праздник продолжается.
 
- Мозговой штурм (8 человек).
 
Каждый говорит то, что пришло ему в голову по поводу праздника. Затем отбираются удачные мысли и составляется сценарий праздника.
Но злоупотребление праздниками – это перегрузка эмоциональностью, отвлечение от рабочих будней. Когда впечатлений слишком много, они начинают убивать сами себя. Но праздники нужны детям. Пусть они будут редки, но метки. И неповторимы.
Методика работы над сценарием
Прежде чем написать сценарий нужно поставить перед собой 3 вопроса:
- что я хочу (делать)
 - для кого я хочу (делать)
 - как я буду (делать)
 
- Тема (о чём я хочу сказать – круг проблем взятых на исследование сценаристом). Из большой темы надо выбрать то, что больше всего волнует.
 - Идея (что я хочу сказать своим сценарием).
 - Сверхзадача (что должен унести зритель).
 - Определить конфликт – борьба 2-х идеологий, взглядов, противоположностей:
 
герой – герой (персонажи находящиеся в борьбе)
герой – зрительный зал
герой – среда
- Сюжетный ход.
 
Композиционное построение сценария
- Пролог – заявка темы (1 маленький эпизод).
 - Развитие действия (2-3 эпизода, завязывается борьба и развивается).
 - Кульминация (целый объёмный эпизод – момент столкновения 2-х позиций).
 - Маленький эпизод (может быть, может и не быть).
 - Финал (большой эпизод) торжествует добро.
 
Наличие эпизодов в сценарии 5-6.
Эпизод – маленькое деление сценария.
Существуют эпизоды – основные – в них проходит основная мысль автора;
эпизоды – мостики – связующее звено между основными эпизодами;
эпизод – штрих – небольшой, но он даёт штрих к следующему эпизоду.
Формирование эпизода
- Нужно выбирать лишь то, что отвечает замыслу автора (раскрывает тему).
 - Ритмическое чередование частей эпизода (по принципу напряжения или контрастности).
 - Разноимённость материала (несколько точек зрения разных авторов на одно и то же).
 
Выбор системы выстраивания эпизода:
- Поступательный подход (по сюжетной нарастающей линии).
 - Конфликтное построение эпизода (зритель должен следить за борьбой).
 
Сюжет – это способ построения сценария, система событий, раскрывающий характер действующих лиц и отношения к ним. Найти сюжет – это расставить главное и второстепенное события. Сюжет должен идти по нарастающей.
Сценарный ход – это приём, с помощью которого сценарист логично и последовательно выстраивает развитие действия и конфликта.
2 вида:
хронологический
ретроспективный
Игровой ход – игровая ситуация, которая предлагается зрителю.
Что можно использовать при написании сценария
Материал выбирается исходя из темы сценария.
Слово – поэзия, басня, проза, инсценирование, сцены из спектакля, сатирические жанры.
Это основное выразительное средство – текст ведущего, исполнителя, персонала.
Музыка – тема музыки (лейт-мотив – война, мама и т.д.), классическая, фольклорная и т.д.
Песня – лейт-мотив обобщение темы.
Танец – все виды танца, вставной номер, иллюстрация действия, инсценировка на тему.
Цирк – клоунада – средство ведения программы.
Аудио-видео-материал – слайд-фильмы, аудио, видеофильмы.
Декоративное оформление – одежда сцены, костюмы.
Световое оформление.
Источник: ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ДОСУГА
В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Елена Николаевна Мелкишева,
педагог-организатор,
высшая квалификационная категория
Ирина Соломоновна Сахар, заведующая организационно-массовым отделом, высшая квалификационная категория
Елена Юрьевна Матанцева,
педагог-организатор,
первая квалификационная категория