- Интеллектуальная игра
Интеллектуальная игра – это активная форма обучения, позволяющая проявить знания детей и дающая возможность узнать новые факты в интересной игровой форме.
Задачи:
- Развитие логического мышления.
- Тренировка механической памяти.
- Формирование выдержки, честности, расширение кругозора.
Время проведения:
- Младшие не более 30 минут.
- Средние и старшие – 1 час.
Источники сюжета:
- Спортивные игры, соревнования.
- Источники коллекционирования.
- Азартные игры.
- Настольные игры (домино, лото).
- Окружающая жизнь.
Игры могут быть – индивидуальные и командные.
Формирование команд:
- Заранее.
- По месту базирования.
- Случайные.
В классическом варианте игры в команде по 7-8 человек, количество команд не более 5, но могут быть исключения.
Ход и порядок игры:
- Классический (4 тура) вопросы по нарастающей:
- разминка (по 5 вопросов);
- вопросы средней сложности (по 5-10);
- капитанский конкурс;
- сложные вопросы (по 3-5).
- Свободный.
Ведущий жёстко ведёт игру.
Судейство:
- Количество судей нечётное число
- Оценки младших школьников зачитываются после каждого тура
- Желательно, чтобы результаты были наглядны
- Судьями могут быть и сами участники, если они готовились к этому заранее
- Чётко фиксируется время
Дополнение к игре:
- При достижении командой промежуточного этапа она имеет право на приз, музыкальную паузу и т.п.
- Призы могут быть негативными (в виде штрафных очков)
- Для малышей лучше, чтобы игру вёл сказочный персонаж
- Если проводится цикл игр – разработать ритуал (песни, гимн, церемония)
Требования к вопросам
Нельзя:
- вопросы превращать в задания требующие развернутого ответа;
- включать вопросы требующие узко-специфических знаний;
- вопрос состоял из 2-3 вопросов;
- чтобы вопрос был примитивно тупым;
- вопросы розыгрыши включались в игру без предупреждения;
- вопросы должны иметь конечное число ответов.
Нужно:
- учитывать интересную формулировку вопроса;
- вопросы задавать по-разному;
- вопрос считается корректным, если все правила соблюдены.
Игра более выигрышна, если вопросы по одной теме или произведению.
- Игровая программа
Алгоритм
- Цели и задачи:
- формирование творческих способностей каждого и коллектива в целом;
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие эстетического вкуса;
- релаксация (смена деятельности);
- выявление коллективистких навыков в игре;
- учить умению общаться.
- Место и время проведения:
- младшие 30-35 минут (до 00);
- средние 40-45 минут (до 00);
- старшие 1 час (до 21.00).
- Реквизит:
- место проведения должно быть оформлено в стиле игровой программы;
- использовать яркие, красочные атрибуты;
- костюм ведущего должен соответствовать сюжету;
- призы в стиле игры;
- костюмы.
- Сюжет:
- должен прослеживаться на протяжении всей игровой программы;
- связки между играми продолжают сюжетную линию.
- Ход и порядок проведения:
- от простого к сложному;
- развитие программы проходит стадии:
- завязка;
- развитие;
- кульминация;
- развязка;
- чёткое объяснение и соблюдение правил игры;
- количество игр не более 7-8;
- использование элементов соревновательности:
- игра знакомство;
- коллективная игра;
- игра по командам;
- игра с движениями;
- прощальная игра.
- Ведущий:
- костюм;
- чёткая, ясная цель;
- ясное представление об игре и игровой программе в целом.
- Анализ.
Двенадцать правил сочинения
игровой программы
- ИГРА ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗОПАСНА.
- Игра должна приносить радость играющему, и даже проигравший должен иметь возможность достойно выйти из игры.
- Игра предполагает показывать в игровых ситуациях нормы человеческой культуры и поведения.
- В игре обязательно начинать с простых, посильных задач; обязательное условие – успех в самом начале, это залог увлечённости игрока, его азарта. Основа возникновения азарта – вечная потребность человека в самоутверждении.
- Игра должна быть сориентирована на определённый возраст, понятна и доступна зрителю и проводиться в форме, учитывающей как можно более полный спектр интересов данной аудитории.
- Игра учит человека (игрока) не только владеть собой и лучше разбираться в своём внутреннем мире, но и учит видеть себя со стороны.
- Игра должна давать равную возможность самореализации каждому из игроков.
- Игра обычно имеет успех и не вызывает противоречия у зрителей и игроков, если она выстроена по законам драматургии и в ней хотя бы условно обозначены экспозиция, завязка, развитие, кульминация и финал.
- Игрой нужно заинтересовать, в игру нужно заманить, на игру нужно спровоцировать, не заставляя человека играть насильно.
- В игре, как правило, чёткие тема (о чём игра), идея (как разрешается игровой конфликт) и сверхзадача (что должен понять зритель). Игровые конкурсные задания должны быть логичны и оправданы темой, идеей и сверхзадачей.
Сравнительную сложность задания автор и ведущий обязан проверить сам и попытаться смоделировать как можно большее количество ситуативных казусов и способа выхо
- Игровой процесс и результат игры должен быть доступен оценке зрителей (весомо, грубо, зримо), их участие в игре, их активизация и содействие может являться основным фактором успеха, зрелищности и содержательности.
- КВН
Алгоритм
- Формирование команд.
- Выбор темы.
- Выбор ведущего.
- Выбор жюри, продумать систему баллов.
- Оформление зала.
- Реквизит.
- Техническое обеспечение.
- Заставки между конкурсами.
- Условия успешного проведения:
а) люди:
- ведущий;
- музыкант;
- реквизит – ответственный;
- осветитель.
б) подготовка команд;
в) качественная аппаратура;
г) конкурсы:
- Визитка (приветствие).
- СТЭМ – студия творческих эстрадных миниатюр (не более 3 чел. на сцене).
- Разминка.
- Музыкальный.
- Капитанов.
- Домашнее задание.
- БРИЗ – бюро рационализаторских изобретений (литературный конкурс).
Ограничить время проведения.
Цель: развлекательно-познавательная.
- Творческие конкурсы
Конкурс – это соревнование в каком-либо виде деятельности, где участвуют два или более участников (участниками могут быть коллективы).
Обязательно должны быть призы.
Цели:
- Формирование творческих способностей.
- Формирование адекватной самооценки ребёнка.
- Развитие волевых качеств.
- Самоопределение в мире увлечений и в будущей профессии.
- Воспитание эстетического вкуса.
Алгоритм:
- Определение целей, задач, темы.
- Составление конкурсных заданий:
- Требование к ним:
- количество не более 6-7;
- задания чёткие, понятные, интересные, выполнимые, соответствующие возрасту, идее программы, одинаковые по направлению и сложности, творческие;
- от простого к сложному.
- Виды заданий:
- речевые;
- музыкальные;
- сочинительские;
- актёрское мастерство;
- пантомима;
- изобразительное искусство;
- аппликации;
- прикладные;
- танцевальные;
- подвижно-спортивные.
- Условия выполнения заданий:
- строго ограничено время на подготовку конкурсных заданий;
- время и место;
- репетиции;
- размеры конечного продукта;
- возможность получения помощи от взрослых или сверстников;
- возможность использовать домашние заготовки;
- перечень разрешённого и запрещённого;
- техника безопасности.
- Определение времени, места, ведущих.
- Требование к ним:
- Формирование команд, участников.
- Выбор жюри, системы оценки.
- Подготовка реквизита, оформление зала, музыка, свет, паузы.
- Репетиции ведущих.
- Проведение дела.
- Анализ.
- Игра – путешествие
Игра-путешествие – целенаправленное движение групп участников по определённой схеме, объединенной сюжетом.
Алгоритм организации и проведения
- Определение возраста участников, их количество, места проведения.
- Определение вида игры:
- путешествие;
- экспедиция;
- поиск;
- кладоискание;
- тропа;
- складывание частей одного целого.
- Определение темы игры, название этапов. (Количество этапов не более 7, не менее 3).
- Разработка содержания каждого этапа, в соответствии с местом проведения игры.
- Определение характера движения:
- по маршрутным листам в определённом порядке;
- по маршрутным листам, самостоятельно выбирая маршрут следования;
- встречное движение;
- без маршрутных листов, поиск этапов;
- движение с проводником;
- движение по легенде (по запискам);
- движение по опознавательным знакам;
- движение по карте.
- Формирование команд.
- Сбор-старт (введение в игру).
- Сама игра.
- Сбор-финиш (подведение итогов).
Условия успешного проведения
- Рекомендуемое время проведения до 1 ч. 30 мин.
- Соответствующий реквизит.
- Продуманная система оценки.
- Определённое время пребывания на каждом этапе.
Примечания: во время следования по маршруту:
- может встретиться какой-то «герой»;
- может измениться маршрут;
- могут быть даны дополнительные штрафные задания;
- могут быть поощрительные моменты.
- Организация детских праздников
Что такое праздник? Толковый словарь даёт несколько объяснений этого слова. День торжества, установленного в честь какого-либо выдающегося события. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. Просто выходной, нерабочий день (от слова «праздность» - ничего неделание). А есть такое: День радости и торжества по поводу чего-нибудь. Действительно – рядом со словом «праздник» в нашем сознании чаще всего стоит слово «радость». Радость ребёнка, получившего долгожданную игрушку из рук живого Деда Мороза. Радость взрослого от встречи с давними друзьями.
Праздники занимают особое место в жизни детей и взрослых. Их любят за эмоциональность, сюрпризность, народный колорит, за возможность «себя показать, других посмотреть». Они как бы возглавляют эскадроны будничных дней. Они некий рубеж в монотонности нашей жизни. У каждого праздника своё лицо, своя ведущая идея. Давайте попытаемся понять, что праздник это всё-таки не праздность – это большое и важное дело, всегда коллективное, всегда творческое. Это есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Без них немыслима жизнь как ребёнка, так и взрослого. Собравшись вместе на празднике мы отряхиваем груз повседневных забот, отдыхаем, набираемся энергии для будущего труда, оглядываемся на прошлое. У каждого календарного праздника своя история, и дети должны её знать.
Основные приметы праздника
- Повод для праздника.
- Идея, греющая всех детей (высокая эмоциональность).
- Чёткий сюжет.
- Композиция.
- Традиции.
- Ритуалы и обычаи.
- Костюмированность.
- Яркая наглядность.
- Зрелище.
- Творческое игровое действие.
- Неожиданность и сюрпризность.
- Присутствие разных жанров.
- Длительность (праздник может идти день).
Пять групп составляющих праздник
- Конкурсы.
- Выставки.
- Лотереи и игры.
- Прикладные виды деятельности.
- Сюрпризы.
Праздник – комплексная, синтетическая форма организации досуга.
В силу своего комплексного характера, стремления к всеобщности, необычной подвижности и взаимопроникновения отдельных составных частей он не имеет чётких, устоявшихся форм, зависит от масштабов и значения празднуемого события, конкретных площадок праздничного действия, сценарно-режиссёрского замысла и эмоциональных выразительных средств, имеющихся на местах.
Как быстро придумать сценарий
- Источники идеи (идея!!!):
- Телевидение.
- Литература (известная детям).
- Исторические эпохи.
- География.
- Наша политическая жизнь.
- Спорт.
- Профессии.
- Фантазия.
Для включения фантазии необходимы 2 слова – Дж. Родари.
- Сказки.
Алгоритм сказки:
- Кого-то не пригласили.
- Он был или стал плохой.
- Что-то украл или сбежал.
- Герои устремляются в погоню.
- Преодолевают препятствия.
- Находят то, что украли, или того, кто украл.
- Отдают выкуп.
- Праздник продолжается.
- Мозговой штурм (8 человек).
Каждый говорит то, что пришло ему в голову по поводу праздника. Затем отбираются удачные мысли и составляется сценарий праздника.
Но злоупотребление праздниками – это перегрузка эмоциональностью, отвлечение от рабочих будней. Когда впечатлений слишком много, они начинают убивать сами себя. Но праздники нужны детям. Пусть они будут редки, но метки. И неповторимы.
Методика работы над сценарием
Прежде чем написать сценарий нужно поставить перед собой 3 вопроса:
- что я хочу (делать)
- для кого я хочу (делать)
- как я буду (делать)
- Тема (о чём я хочу сказать – круг проблем взятых на исследование сценаристом). Из большой темы надо выбрать то, что больше всего волнует.
- Идея (что я хочу сказать своим сценарием).
- Сверхзадача (что должен унести зритель).
- Определить конфликт – борьба 2-х идеологий, взглядов, противоположностей:
герой – герой (персонажи находящиеся в борьбе)
герой – зрительный зал
герой – среда
- Сюжетный ход.
Композиционное построение сценария
- Пролог – заявка темы (1 маленький эпизод).
- Развитие действия (2-3 эпизода, завязывается борьба и развивается).
- Кульминация (целый объёмный эпизод – момент столкновения 2-х позиций).
- Маленький эпизод (может быть, может и не быть).
- Финал (большой эпизод) торжествует добро.
Наличие эпизодов в сценарии 5-6.
Эпизод – маленькое деление сценария.
Существуют эпизоды – основные – в них проходит основная мысль автора;
эпизоды – мостики – связующее звено между основными эпизодами;
эпизод – штрих – небольшой, но он даёт штрих к следующему эпизоду.
Формирование эпизода
- Нужно выбирать лишь то, что отвечает замыслу автора (раскрывает тему).
- Ритмическое чередование частей эпизода (по принципу напряжения или контрастности).
- Разноимённость материала (несколько точек зрения разных авторов на одно и то же).
Выбор системы выстраивания эпизода:
- Поступательный подход (по сюжетной нарастающей линии).
- Конфликтное построение эпизода (зритель должен следить за борьбой).
Сюжет – это способ построения сценария, система событий, раскрывающий характер действующих лиц и отношения к ним. Найти сюжет – это расставить главное и второстепенное события. Сюжет должен идти по нарастающей.
Сценарный ход – это приём, с помощью которого сценарист логично и последовательно выстраивает развитие действия и конфликта.
2 вида:
хронологический
ретроспективный
Игровой ход – игровая ситуация, которая предлагается зрителю.
Что можно использовать при написании сценария
Материал выбирается исходя из темы сценария.
Слово – поэзия, басня, проза, инсценирование, сцены из спектакля, сатирические жанры.
Это основное выразительное средство – текст ведущего, исполнителя, персонала.
Музыка – тема музыки (лейт-мотив – война, мама и т.д.), классическая, фольклорная и т.д.
Песня – лейт-мотив обобщение темы.
Танец – все виды танца, вставной номер, иллюстрация действия, инсценировка на тему.
Цирк – клоунада – средство ведения программы.
Аудио-видео-материал – слайд-фильмы, аудио, видеофильмы.
Декоративное оформление – одежда сцены, костюмы.
Световое оформление.
Источник: ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ДОСУГА
В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Елена Николаевна Мелкишева,
педагог-организатор,
высшая квалификационная категория
Ирина Соломоновна Сахар, заведующая организационно-массовым отделом, высшая квалификационная категория
Елена Юрьевна Матанцева,
педагог-организатор,
первая квалификационная категория