Профессиональные учебные заведения XXI века обязаны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности. Молодой специалист должен не только вписаться в эту реальность, но и быть эффективным в своей профессиональной деятельности. А значит, и сама система российского профессионального образования должна изменяться в соответствии с требованиями времени, сохраняя при этом все ценное, что было накоплено за предшествующую его историю. Постиндустриальное общество принципиально изменяет характер общественного труда. В развитии ведущих экономик мира отчетливо видна тенденция перехода от массового, стандартизированного производства к производству товаров и услуг, удовлетворяющих индивидуальные запросы потребителя. Соответственно, изменяются и требования работодателя к специалисту. Основная проблема современной системы профессионального образования, в частности СПО, – отрыв от реальности, догмат теории над опытом (реальностью). Для чего человек обучается профессии? Чтобы приобрести навыки, которые впоследствии он будет применять на рабочем месте. Чтобы приобрести навыки, необходимые для будущей работы, необходимо выполнять те же действия примерно в тех же условиях, что и на будущей работе. Чем ближе условия обучения к условиям реальной работы, тем более эффективно обучение. В среднем профессиональном образовании необходима коренная перестройка образовательного процесса в направлении изменения в нем приоритетов, перенесения, например, акцента с передачи информации на развитии конкретных и необходимых компетенций. Помимо компьютерной грамотности особым спросом на рынке труда пользуются такие компетенции как умение общаться с клиентом и коллегами, креативность как навык генерировать свежие идеи, ответственность за качество произведенного товара или услуги. Важнейшей компетенцией становится умение учиться. Знание становится все более "скоропортящимся" продуктом. Технологическую цепочку профессиональной подготовки можно представить следующим образом: 1. Государство, как работодатель формулирует заказ в форме ФГОС СПО. 2. Учебное заведение СПО конкретизирует государственный заказ и обеспечивает условия его реализации. 3. Преподаватели реализуют разработанные на основе ФГОС СПО рабочие программы в соответствии с учебными планами. 4. Студенты усваивают теоретические знания и формируют у себя профессиональные навыки. 5. Выпускники СПО начинают работать в качестве молодых специалистов, выполняя функциональные обязанности на конкретных рабочих местах. Рассмотрим эту цепочку подробнее. В государственном заказе, оформленном в государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения выведены общие и специальные профессиональные компетенции выпускников как будущих специалистов. Новый подход должен позволить, при сохранении фундаментального образования, увеличить практическую и жизненную значимость профессиональной подготовки. Тем более что в разработке стандарта впервые приняли участие заказчики-работодатели, в нашем случае, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») и Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор). Сложность в том, что профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник ССУЗа, заданные представителями заказчикаработодателя, представлены в терминах функциональных (должностных) обязанностей будущих специалистов. Студенты в течении 4-3 лет обучения (соответственно база 11 или 9 классов) осваивают программный материал определенный в ФГО СПО по данной специальности через ряд учебных дисциплин (теоретические знания) и профессиональных модулей, приобретая необходимые профессиональные компетенции. В период практики у студентов формируются профессиональные навыки и приемы работы. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика и производственная практика (производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики). Система практики неоднократно критиковалась. В реальности практика студентов не соответствует будущему рабочему месту. Часто практика носит ознакомительно-описательный характер. В итоге всего цикла профессиональной подготовки студент должен быть готов к работе по специальности на определенных рабочих местах (должностях). В период обучения студент не имеет возможности освоить функциональные обязанности (прописанные в ФГОС СПО профессиональные компетенции). Более того, некоторые студенты только после прохождения производственной практики начинают реально оценивать свое рабочее место и адекватно понимать будущие функциональные обязанности на рабочем месте. После окончания учебного заведения профессиональной подготовки выпускники СПО приступают к работе в качестве молодых специалистов на определенной должности на конкретном рабочем месте. В системе РЖД молодые специалисты в течение первых трех лет оценивается специалистами службы управления персоналом в соответствии с документом «Система оценки качества молодых специалистов ОАО РЖД», где оцениваются как их
специальные-профессиональные компетенции, так и социальнокоммуникативные и индивидуально-психологические компетенции. Работодатель оценивает уровень сформированности профессиональных компетенций молодых специалистов по собственным критериям (табл. 1). Таблица 1 Корпоративные ключевые компетенции руководителя ОАО «РЖД» Лидерство + 5 «К» Корпоративные ключевые компетенции Компетенции 1 Лидерство Проактивное поведение Мотивирование и развитие других Ответственность за взятые обязательства Эффективное использование ресурсов 2 Компетентность Понимание и принятие стратегии Компании Знание функциональных обязанностей Ориентация на развитие Специальные знания 3 Качество Ориентация на качество работы 4 Клиентоориентированность Ориентация на клиента 5 Креативность Творчество и инновационность 6 Корпоративность Лояльность к компании Командная работа
Нами сделано сравнение общих компетенций по ФГОС СПО для железнодорожных специальностей и требований система оценки профессиональной компетентности молодого специалиста ОАО РЖД. Таблица 2 Сравнение общих компетенции по ФГОС СПО для железнодорожных специальностей и требований системы оценки профессиональной компетентности молодого специалиста ОАО РЖД № Общие компетенции по ФГОС СПО для железнодорожных специальностей Система оценки профессиональной компетентности молодого специалиста ОАО РЖД
1 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
1. Лидерство 1.2. Ответственность за результат и взятые обязательства 2 1.3. Эффективное использование ресурсов, техники, инструментов 3 ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием: на себя ответственности за результат выполнения заданий. 1.4. Организаторские 4 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 2. Компетентность 2.1 Понимание и принятие стратегии Компании 5 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 2.2. Знание и выполнение функциональных обязанностей
6 ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 2.3 Ориентация на развитие
7 ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 4 2.4. Специальные знания 8 ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. 2.5. Дополнительные специальные знания
9 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 3. Ориентация на качество работы 3.1. Качество в работе. 10 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 4. Ориентация на клиента 11 ОК З. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. 5. Креативность. Творчество и инновационность. 12 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 6. Корпоративность 6.1. Лояльность к Компании 13 ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 6.2. Ориентация на командную работу
Если в ФГОС СПО профессиональные компетенции сформулированы исходя из функциональных обязанностей специалистов, то на рабочем месте работодатель оценивает молодого специалиста по собственным критериям, а преподавателям СПО предлагается самостоятельно «конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта». Критерии работодателя совместимы с общими компетенциями ФГОС СПО лишь частично (см. таблицу 2). Можно отметить, что в настоящее время имеет место: неразработанность механизмов взаимодействия работодателей с учреждениями среднего профессионального образования, неразработанность требований к компетенциям выпускника учреждения среднего профессионального образования в новых условиях (четких ориентиров), и отсюда отсутствие адекватных методик оценки качества профессионального образования и оценки уровня подготовки выпускников; отсутствие системного подхода к развитию (формированию) профессиональных и общих компетенций выпускников, отсутствие системы адаптации учащихся СПО к требованиям рабочего места и рынка труда. Направленному формированию профессиональных компетенций во время учебного процесса в период профессионального обучения не уделяется должного внимания. Для изучения, целенаправленного формирования и развития профессионально-важных качеств и компетенций студентов не предусмотрено учебное время, нет соответствующих специалистов, нет программно-методического обеспечения. Если учебное заведение не имеет четкого ориентира для работы, то сложно говорить о высоком качестве профессиональной подготовки специалиста. Что бы помочь сформировать необходимые профессиональные и общие компетенции. В качестве системообразующего фактора мы предлагаем использовать системное поэтапное профессиографирование.
В настоящее время, подготовка студентов к работе по специальности, должна включать в себя не только традиционный комплекс общей дидактики, ориентированный на достижение определенного уровня профессиональной готовности, но и программу личностного и профессионального самоопределения, опирающуюся на технологии становления профессионального самосознания, формирования образа будущего рабочего места, самооценку, рефлексии и формирования профессиональных компетенций Составление и анализ профессиограммы требует тесного сотрудничества представителей профессиональной сферы (железнодорожной) с профессиональным психологом. В соответствии с нашим пониманием в основе качественной подготовки специалиста лежит мониторинг профессионального становления личности и профессиональных компетенций будущего специалиста в форме системного (поэтапного) профессиографирования. У студентов, уже выбравших профессию, происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью. Как показывает практика, профессиональные интересы, основанные на личных особенностях, более сильные и реалистические и являются одним из важных факторов успеха в учебной и профессиональной деятельности. Удовлетворенность студентами своим профессиональным выбором к старшим курсам уменьшается, в качестве причины обуславливающих разочарование в профессии старшекурсники на первое место ставят неудовлетворенность содержанием профессиональной деятельности., на второе – безответственное отношение к выбору профессии. Исходя из сказанного выше, необходима специально организованная целенаправленная систематическая работа профессиографического характера по углублению, конкретизации и индивидуализации образа будущей профессии. На различных этапах профессионального обучения и с
элементами самоанализа и определения уровня сформированности профессиональных компетенций для выбора одного из ряда профессиональных мест и прогнозирования профессионального развития и выстраивания индивидуальной образовательной траектории на стадии узкой специализации. Неудовлетворенность специализацией формирует и негативное отношение к профессии в целом. Студентам соответствует уровень «освоение профессии и уточнение специализации» в процессе профессиональной подготовки Наша попытка выразилась в создании программы «Самоопределения в профессии» (системное поэтапное профессиографирование). Данный подход должен использоваться на различных этапах профессионального обучения. Системное профессиографирование может служить диагностическим критерием уровня сформированности профессиональных компетенций специалиста и обеспечит коррекции учебной деятельности педагогов в режиме реального времени Системное профессиографирование позволяет объединить работу преподавателей и студентов в единое целое на основе общей деятельности. Позволяет студентам самостоятельно и индивидуально определять цели своей профессиональной подготовки на каждом этапе в отдельности. Позволяет обеспечит индивидуальные образовательные программы студентов (индивидуальные стратегии обучения).
специальные-профессиональные компетенции, так и социальнокоммуникативные и индивидуально-психологические компетенции. Работодатель оценивает уровень сформированности профессиональных компетенций молодых специалистов по собственным критериям (табл. 1). Таблица 1 Корпоративные ключевые компетенции руководителя ОАО «РЖД» Лидерство + 5 «К» Корпоративные ключевые компетенции Компетенции 1 Лидерство Проактивное поведение Мотивирование и развитие других Ответственность за взятые обязательства Эффективное использование ресурсов 2 Компетентность Понимание и принятие стратегии Компании Знание функциональных обязанностей Ориентация на развитие Специальные знания 3 Качество Ориентация на качество работы 4 Клиентоориентированность Ориентация на клиента 5 Креативность Творчество и инновационность 6 Корпоративность Лояльность к компании Командная работа
Нами сделано сравнение общих компетенций по ФГОС СПО для железнодорожных специальностей и требований система оценки профессиональной компетентности молодого специалиста ОАО РЖД. Таблица 2 Сравнение общих компетенции по ФГОС СПО для железнодорожных специальностей и требований системы оценки профессиональной компетентности молодого специалиста ОАО РЖД № Общие компетенции по ФГОС СПО для железнодорожных специальностей Система оценки профессиональной компетентности молодого специалиста ОАО РЖД
1 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
1. Лидерство 1.2. Ответственность за результат и взятые обязательства 2 1.3. Эффективное использование ресурсов, техники, инструментов 3 ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием: на себя ответственности за результат выполнения заданий. 1.4. Организаторские 4 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 2. Компетентность 2.1 Понимание и принятие стратегии Компании 5 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 2.2. Знание и выполнение функциональных обязанностей
6 ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 2.3 Ориентация на развитие
7 ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 4 2.4. Специальные знания 8 ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. 2.5. Дополнительные специальные знания
9 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 3. Ориентация на качество работы 3.1. Качество в работе. 10 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 4. Ориентация на клиента 11 ОК З. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. 5. Креативность. Творчество и инновационность. 12 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 6. Корпоративность 6.1. Лояльность к Компании 13 ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 6.2. Ориентация на командную работу
Если в ФГОС СПО профессиональные компетенции сформулированы исходя из функциональных обязанностей специалистов, то на рабочем месте работодатель оценивает молодого специалиста по собственным критериям, а преподавателям СПО предлагается самостоятельно «конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта». Критерии работодателя совместимы с общими компетенциями ФГОС СПО лишь частично (см. таблицу 2). Можно отметить, что в настоящее время имеет место: неразработанность механизмов взаимодействия работодателей с учреждениями среднего профессионального образования, неразработанность требований к компетенциям выпускника учреждения среднего профессионального образования в новых условиях (четких ориентиров), и отсюда отсутствие адекватных методик оценки качества профессионального образования и оценки уровня подготовки выпускников; отсутствие системного подхода к развитию (формированию) профессиональных и общих компетенций выпускников, отсутствие системы адаптации учащихся СПО к требованиям рабочего места и рынка труда. Направленному формированию профессиональных компетенций во время учебного процесса в период профессионального обучения не уделяется должного внимания. Для изучения, целенаправленного формирования и развития профессионально-важных качеств и компетенций студентов не предусмотрено учебное время, нет соответствующих специалистов, нет программно-методического обеспечения. Если учебное заведение не имеет четкого ориентира для работы, то сложно говорить о высоком качестве профессиональной подготовки специалиста. Что бы помочь сформировать необходимые профессиональные и общие компетенции. В качестве системообразующего фактора мы предлагаем использовать системное поэтапное профессиографирование.
В настоящее время, подготовка студентов к работе по специальности, должна включать в себя не только традиционный комплекс общей дидактики, ориентированный на достижение определенного уровня профессиональной готовности, но и программу личностного и профессионального самоопределения, опирающуюся на технологии становления профессионального самосознания, формирования образа будущего рабочего места, самооценку, рефлексии и формирования профессиональных компетенций Составление и анализ профессиограммы требует тесного сотрудничества представителей профессиональной сферы (железнодорожной) с профессиональным психологом. В соответствии с нашим пониманием в основе качественной подготовки специалиста лежит мониторинг профессионального становления личности и профессиональных компетенций будущего специалиста в форме системного (поэтапного) профессиографирования. У студентов, уже выбравших профессию, происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью. Как показывает практика, профессиональные интересы, основанные на личных особенностях, более сильные и реалистические и являются одним из важных факторов успеха в учебной и профессиональной деятельности. Удовлетворенность студентами своим профессиональным выбором к старшим курсам уменьшается, в качестве причины обуславливающих разочарование в профессии старшекурсники на первое место ставят неудовлетворенность содержанием профессиональной деятельности., на второе – безответственное отношение к выбору профессии. Исходя из сказанного выше, необходима специально организованная целенаправленная систематическая работа профессиографического характера по углублению, конкретизации и индивидуализации образа будущей профессии. На различных этапах профессионального обучения и с
элементами самоанализа и определения уровня сформированности профессиональных компетенций для выбора одного из ряда профессиональных мест и прогнозирования профессионального развития и выстраивания индивидуальной образовательной траектории на стадии узкой специализации. Неудовлетворенность специализацией формирует и негативное отношение к профессии в целом. Студентам соответствует уровень «освоение профессии и уточнение специализации» в процессе профессиональной подготовки Наша попытка выразилась в создании программы «Самоопределения в профессии» (системное поэтапное профессиографирование). Данный подход должен использоваться на различных этапах профессионального обучения. Системное профессиографирование может служить диагностическим критерием уровня сформированности профессиональных компетенций специалиста и обеспечит коррекции учебной деятельности педагогов в режиме реального времени Системное профессиографирование позволяет объединить работу преподавателей и студентов в единое целое на основе общей деятельности. Позволяет студентам самостоятельно и индивидуально определять цели своей профессиональной подготовки на каждом этапе в отдельности. Позволяет обеспечит индивидуальные образовательные программы студентов (индивидуальные стратегии обучения).