Типология уроков

Вопросу типологии уроков посвящено много педагогических исследований. Уроки классифицировали  исходя из методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся,  из содержания и способов проведения уроков. Поэтому единой общепризнанной классификации уроков  в современной педагогики нет, наблюдаются различные подходы  к делению уроков.

В основу классификации урока  М.И.Махмутов положил типологию, исходя из цели организации занятия. Все уроки можно делить на уроки:

  • изучения нового материла (1 тип);
  • совершенствования знаний, умений , навыков (2 тип);
  • комбинированные (3 тип);
  • контроля и коррекции знаний, умений , навыков (4тип)

Главное содержание  1-го типа- изучение нового материала. Важнейшая "дидактическая цель такого урока — добиться, чтобы учащиеся овладели новым материалом. Процесс до­стижения этой цели представляет собой  последова­тельное решение таких дидактических задач, как ус­воение новых понятий и способов действий,  формиро­вание системы понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности .

Основным содержанием 2-го типа урока  является совершенствование знаний, умений и навыков учащихся.  Это предполагает решение таких дидактических задач, как систематизация и обобщение новых знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных, примене­ние знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, формирование умений и на­выков, контроль за ходом изучения учебного  материа­ла и совершенствования знаний, умении и  навыков.

Третий тип урока — комбинированный. На нем решаются задачи 1-го и 2-го типов уроков.

Контрольные уроки 4-й тип служат для оценки процесса учения  и его результатов, уровня усвоения системы понятий, сформированности умений  и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

Компонентами общей дидактической структуры урока  ( и одновременно основными этапами урока  )являются:

  1. Актуализация прежних знаний  и способов действий учащихся ( что означает  не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение  в новой ситуации, и стимулирование  познавательной активности   учащихся , и контроль учителя.)
  2. Формирование новых понятий и способов действий.
  3. Применение- формирование умений и навыков (включающее  и специальное повторение и закрепление).

Каждый из компонентов дидактической структуры связан с предшествующими, однако в ходе урока  их последовательность часто меняется

Попробуем положить в основу классификации современного урока ту, что дает в своем учебнике педагогики И.Ф. Харламов [220]. Он выделяет пять типов уроков, исходя из дидактической цели обучения: комбинированные урок, урок по сообщению новых знаний, урок закрепления изучаемого материала, урок повторе­ния, систематизации и обобщения изучаемого материала, урок проверки и оценки знаний. Взяв эту классификацию за основу, мы (Ю.А.Конаржевский) считаем необходимым внести в нее некоторые коррективы. Во-первых, название второго этапа урока «Урок по со­общению новых знаний», видимо, не соответствует задачам развивающего обуче­ния, оно отражает характер информационного подхода к нему. Правильнее назвать этот тип урока «Урок усвоения новых знаний учащимися». Во-вторых, что не со­всем верно, объединять в один урок такие в общем-то различные процессы, как повторение, систематизация и обобщение. Целесообразно систематизацию и обобщение выделить в самостоятельный тип урока. В таком случае кассета типов уроков будет выглядеть следующим образом:

  1. Комбинированный урок.
  2. Урок усвоения новых знаний учащихся.
  3. Урок закрепления изучаемого материала.
  4. Урок повторения.
  5. Урок систематизации и обобщения нового материала.
  6. Урок проверки и оценки знаний.

Конечно, любая классификация, в том числе и данная, до некоторой сте­пени условна: на уроке повторения, например, проводится в какой-то мере и закрепление учебного материала, на уроке обобщения и систематизации он повторяется, в ходе усвоения нового учебного материала учитель в той или иной форме осуществляет его закрепление. В силу этого, при отнесении уро­ка к тому или иному типу учитывается преобладающий характер работы учителя и учащихся над содержанием учебного материала - усвоение, закре­пление, повторение и т.д. При этом нужно иметь в виду, что специфика уро­ка, естественно, накладывает свой отпечаток на содержание и структуру его типа. Дадим краткую характеристику каждому типу урока в отдельности.

 

  1. Комбинированный урок

2. Организационный этап

3. Этап проверки домашнего задания

4. Этап всесторонней проверки знаний

5. Этап подготовки учащихся  к активному  усвоению знаний

 

5. Этап усвоения новых знаний

6. Этап закрепления новых знаний

7. Этап информации учащихся  о домашнем задании и инструктаж по     его выполнению

 

Все последующие ти­пы уроков чаще всего суть не что иное, как комбинация этапов урока комбинированного. По сути дела, «тип урока» - это нередко разверну­тый по содержанию и во времени один из этапов комбинированного урока. Все же другие этапы такого урока играют в нем как бы вспомогательную роль и сокращены во времени и объеме.   Мы рассмотрели один из вариантов комбинированного урока. Но он  далеко не единственный. Комбинированный урок встречается  в 13692 вариантах (по подсчетам ученых).

Под влиянием новейших психологических теорий на развитие твор­ческого мышления учителей и наметившихся в последнее время тенденций совершенствования учебного процесса и перевода его в режим развития воз­никла принципиально новая, так называемая адаптивная система обучения, а с нею и новая разновидность комбинированного урока, который называется «Комбинированный урок в структуре АСО», а более коротко его можно на­звать адаптивный комбинированный урок, на котором новой системой обучения решается сразу несколько учебно-воспитательных задач.

Организационная структура адаптивного комбинированного урока дает возможность увеличить время для самостоятельной работы учащихся (пред­варительно наученных эту работу осуществлять), а это, в свою очередь, в ка­кой-то степени высвобождает учителя для индивидуальной работы с, каждым учеником.

Адаптивным мы назвали такой урок, по названию системы обучения, который максимально обеспечивает оптимальную адаптацию к ин­дивидуальным, особенностям учащихся, охватывая продуктивную нова­торскую практику и передовую педагогическую мысль.

Суть этой системы сводится к следующему. Простейшая организа­ционная модель ее выглядит так.

                                                                                                       

                                                  Учитель обучает всех учащихся

          Учитель работает индивидуально      | Учащиеся работают самостоятельно

Что же тут нового?

Учитель здесь не просто наблюдает за самостоятельной работой уча­щихся, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально, и это очень заметно повышает эффективность урока.

На каждом урока учитель чему-то обучает всех, а затем работает в ин­дивидуальном режиме (управляет самостоятельной работой, осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая от самостоятельной работы учащихся по очереди). Ученики соот­ветственно могут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально, и самостоятельно под руководством учителя.

  1. Урок усвоения нового материала

1. Организационный этап

4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

5. Этап усвоения новых знаний

6 Этап закрепления новых знаний 

7. Этап информации учащихся  о домашнем задании и инструкции по его выполнению

 

Триединой целью такого урока яв­ляется учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний комбини­рованного урока, ибо в его структуре этот этап занимает доминирующее поло­жение по времени и объему, являясь главной и решающей частью урока Основным назначени­ем этого урока является формирование знаний учеников. В прежних работах по дидактике можно встретить такую характеристику этого типа урока: «цен­тральны звеном учебно-воспитательной работы на этом уроке является ин­формационная деятельность учителя». От подобного рода ориентации учите­ля сегодня необходимо отказаться. Центральным звеном такого урока будет самостоятельно усваивать знания под руководством педагога, хотя информа­ционная деятельность последнего, объяснение нового материала полностью исключена быть не может.

  1. Урок закрепления изучаемого материала

1.       1.Организационный  этап

4.       4.Этап подготовки учащихся  к активному  усвоению знаний

6.        6.   Этап закрепления знаний

7.       7. Этап информации о домашнем задании

Основная цель этого урока заключа­ется в закреплении и осмыслении изучен­ного в виде более соответствующих навы­ков и умений, как моторных, так и интел­лектуальных

Стержнем педагогического пути достижения цели такого урока является не изучение учащимися нового материала, не их теоретическая само­стоятельная работа, не разрешение ими проблемных вопросов, а тренировка, которая обязательно, должна предполагать необходимую вариативность ра­бот, требующую от учащихся переноса знаний и умений, их использование в нестандартных ситуациях

Как самостоятельный этап усвоение нового материала здесь не вы­деляется, но на уроке закрепления элементы объяснения, разъяснения, пояс­нения, уточнения, углубления могут иметь место.

  1. Урок повторения

1. Организационный этап

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний 

6. Этап повторения

Образуется за счет времени , отводимого в комбинированном уроке на осуществление

 2,3,5,6 этапов

7. Этап информации о домашнем задании

 

Основная дидактическая цель это­го типа урока заключается в предот­вращении забывания усвоенного мате­риала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.

Повторение и закрепление, имея боль­шое сходство, принципиально отличаются тем, что закрепляются обыкновенно отдельные правила и положения, а затем на их основе формируются навыки и умения. Для повторения же глав­ное заключается не в формировании учебных навыков, а в упрочении в памя­ти основных положений темы, в усвоенном материале.    Наиболее распространенным и целесообразным видом повторения является тематическое, в ходе которого выделяются основные теоретические положения: правила, и ученики подготавливаются к более глубокому пониманию следующих тем курса.

 

  1. Урок систематизации и обобщения изученного материала

1. Организационный этап

4. Этап подготовки учащихся  к активному усвоению знаний

Этап обобщения и систематизации изученного

Образуется за счет времени, отведенного в комбинированном уроке на

осуществление 2,3,5,6 этапов

7. Этап информации о домашнем задании

Дидактическая цель данного типа урока сводится к обобщению и систе­матизации знаний, изученного материала. Обычно эти уроки, близкие по сво­ему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых предо­пределяет овладение предметом.Особенность этого типа урока заключается также в том, что этап обобще­ния и систематизации изученного может осуществляться методами, взятыми из других типов уроков: обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.


Обобщение учениками фактиче­ского материала является важной, но не единственной задачей этого типа урока. Особенно важно в ходе этих уроков формировать у учеников зна­ния, отражаемые в виде идей и теорий, переход от частных к более широким обобщениям. Поэтому нередко за сорок пять минут такого урока учителю приходятся рассматривать с учащимися материал 20-30-ти часов.

. Типология уроков

Вопросу типологии уроков посвящено много педагогических исследований. Уроки классифицировали  исходя из методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся,  из содержания и способов проведения уроков. Поэтому единой общепризнанной классификации уроков  в современной педагогики нет, наблюдаются различные подходы  к делению уроков.

В основу классификации урока  М.И.Махмутов положил типологию, исходя из цели организации занятия. Все уроки можно делить на уроки:

  • изучения нового материла (1 тип);
  • совершенствования знаний, умений , навыков (2 тип);
  • комбинированные (3 тип);
  • контроля и коррекции знаний, умений , навыков (4тип)

Главное содержание  1-го типа- изучение нового материала. Важнейшая "дидактическая цель такого урока — добиться, чтобы учащиеся овладели новым материалом. Процесс до­стижения этой цели представляет собой  последова­тельное решение таких дидактических задач, как ус­воение новых понятий и способов действий,  формиро­вание системы понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности .

 

Основным содержанием 2-го типа урока  является совершенствование знаний, умений и навыков учащихся.  Это предполагает решение таких дидактических задач, как систематизация и обобщение новых знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных, примене­ние знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, формирование умений и на­выков, контроль за ходом изучения учебного  материа­ла и совершенствования знаний, умении и  навыков.

 

Третий тип урока — комбинированный. На нем решаются задачи 1-го и 2-го типов уроков.

 

Контрольные уроки 4-й тип служат для оценки процесса учения  и его результатов, уровня усвоения системы понятий, сформированности умений  и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

 

Компонентами общей дидактической структуры урока  ( и одновременно основными этапами урока  )являются:

 

1.Актуализация  прежних знаний  и способов действий учащихся ( что означает  не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение  в новой ситуации, и стимулирование  познавательной активности   учащихся , и контроль учителя.)

 

2.Формирование новых понятий и способов действий.

3.Применение- формирование умений и навыков  (включающее  и специальное повторение и закрепление).

Каждый из компонентов дидактической структуры связан с предшествующими, однако в ходе урока  их последовательность часто меняется

Попробуем положить в основу классификации современного урока ту, что дает в своем учебнике педагогики И.Ф. Харламов [220]. Он выделяет пять типов уроков, исходя из дидактической цели обучения: комбинированные урок, урок по сообщению новых знаний, урок закрепления изучаемого материала, урок повторе­ния, систематизации и обобщения изучаемого материала, урок проверки и оценки знаний. Взяв эту классификацию за основу, мы (Ю.А.Конаржевский) считаем необходимым внести в нее некоторые коррективы. Во-первых, название второго этапа урока «Урок по со­общению новых знаний», видимо, не соответствует задачам развивающего обуче­ния, оно отражает характер информационного подхода к нему. Правильнее назвать этот тип урока «Урок усвоения новых знаний учащимися». Во-вторых, что не со­всем верно, объединять в один урок такие в общем-то различные процессы, как повторение, систематизация и обобщение. Целесообразно систематизацию и обобщение выделить в самостоятельный тип урока. В таком случае кассета типов уроков будет выглядеть следующим образом:

  1. Комбинированный урок.
  2. Урок усвоения новых знаний учащихся.
  3. Урок закрепления изучаемого материала.
  4. Урок повторения.
  5. Урок систематизации и обобщения нового материала.
  6. Урок проверки и оценки знаний.

Конечно, любая классификация, в том числе и данная, до некоторой сте­пени условна: на уроке повторения, например, проводится в какой-то мере и закрепление учебного материала, на уроке обобщения и систематизации он повторяется, в ходе усвоения нового учебного материала учитель в той или иной форме осуществляет его закрепление. В силу этого, при отнесении уро­ка к тому или иному типу учитывается преобладающий характер работы учителя и учащихся над содержанием учебного материала - усвоение, закре­пление, повторение и т.д. При этом нужно иметь в виду, что специфика уро­ка, естественно, накладывает свой отпечаток на содержание и структуру его типа. Дадим краткую характеристику каждому типу урока в отдельности.

  1. Комбинированный урок

2. Организационный этап

3. Этап проверки домашнего задания

4. Этап всесторонней проверки знаний

5. Этап подготовки учащихся  к активному  усвоению знаний

 

5. Этап усвоения новых знаний

6. Этап закрепления новых знаний

7. Этап информации учащихся  о домашнем задании и инструктаж по     его выполнению

 

Все последующие ти­пы уроков чаще всего суть не что иное, как комбинация этапов урока комбинированного. По сути дела, «тип урока» - это нередко разверну­тый по содержанию и во времени один из этапов комбинированного урока. Все же другие этапы такого урока играют в нем как бы вспомогательную роль и сокращены во времени и объеме.   Мы рассмотрели один из вариантов комбинированного урока. Но он  далеко не единственный. Комбинированный урок встречается  в 13692 вариантах (по подсчетам ученых).

Под влиянием новейших психологических теорий на развитие твор­ческого мышления учителей и наметившихся в последнее время тенденций совершенствования учебного процесса и перевода его в режим развития воз­никла принципиально новая, так называемая адаптивная система обучения, а с нею и новая разновидность комбинированного урока, который называется «Комбинированный урок в структуре АСО», а более коротко его можно на­звать адаптивный комбинированный урок, на котором новой системой обучения решается сразу несколько учебно-воспитательных задач.

Организационная структура адаптивного комбинированного урока дает возможность увеличить время для самостоятельной работы учащихся (пред­варительно наученных эту работу осуществлять), а это, в свою очередь, в ка­кой-то степени высвобождает учителя для индивидуальной работы с, каждым учеником.

Адаптивным мы назвали такой урок, по названию системы обучения, который максимально обеспечивает оптимальную адаптацию к ин­дивидуальным, особенностям учащихся, охватывая продуктивную нова­торскую практику и передовую педагогическую мысль.

Суть этой системы сводится к следующему. Простейшая организа­ционная модель ее выглядит так.

                                                                                                  

                                                  Учитель обучает всех учащихся

          Учитель работает индивидуально      | Учащиеся работают самостоятельно

Что же тут нового?

Учитель здесь не просто наблюдает за самостоятельной работой уча­щихся, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально, и это очень заметно повышает эффективность урока.

На каждом урока учитель чему-то обучает всех, а затем работает в ин­дивидуальном режиме (управляет самостоятельной работой, осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая от самостоятельной работы учащихся по очереди). Ученики соот­ветственно могут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально, и самостоятельно под руководством учителя.

 

 

 

  1. Урок усвоения нового материала

1. Организационный этап

4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

5. Этап усвоения новых знаний

6 Этап закрепления новых знаний 

7. Этап информации учащихся  о домашнем задании и инструкции по его выполнению

 

Триединой целью такого урока яв­ляется учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний комбини­рованного урока, ибо в его структуре этот этап занимает доминирующее поло­жение по времени и объему, являясь главной и решающей частью урока Основным назначени­ем этого урока является формирование знаний учеников. В прежних работах по дидактике можно встретить такую характеристику этого типа урока: «цен­тральны звеном учебно-воспитательной работы на этом уроке является ин­формационная деятельность учителя». От подобного рода ориентации учите­ля сегодня необходимо отказаться. Центральным звеном такого урока будет самостоятельно усваивать знания под руководством педагога, хотя информа­ционная деятельность последнего, объяснение нового материала полностью исключена быть не может.

 

  1. Урок закрепления изучаемого материала

1.       1.Организационный  этап

4.       4.Этап подготовки учащихся  к активному  усвоению знаний

6.        6.   Этап закрепления знаний

7.       7. Этап информации о домашнем задании

Основная цель этого урока заключа­ется в закреплении и осмыслении изучен­ного в виде более соответствующих навы­ков и умений, как моторных, так и интел­лектуальных

Стержнем педагогического пути достижения цели такого урока является не изучение учащимися нового материала, не их теоретическая само­стоятельная работа, не разрешение ими проблемных вопросов, а тренировка, которая обязательно, должна предполагать необходимую вариативность ра­бот, требующую от учащихся переноса знаний и умений, их использование в нестандартных ситуациях

Как самостоятельный этап усвоение нового материала здесь не вы­деляется, но на уроке закрепления элементы объяснения, разъяснения, пояс­нения, уточнения, углубления могут иметь место.

           

 

 

  1. Урок повторения

1. Организационный этап

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний 

6. Этап повторения

Образуется за счет времени , отводимого в комбинированном уроке на

 Осуществление   2,3,5,6 этапов

7. Этап информации о домашнем задании

 

Основная дидактическая цель это­го типа урока заключается в предот­вращении забывания усвоенного мате­риала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.

Повторение и закрепление, имея боль­шое сходство, принципиально отличаются тем, что закрепляются обыкновенно отдельные правила и положения, а затем на их основе формируются навыки и умения. Для повторения же глав­ное заключается не в формировании учебных навыков, а в упрочении в памя­ти основных положений темы, в усвоенном материале.    Наиболее распространенным и целесообразным видом повторения является тематическое, в ходе которого выделяются основные теоретические положения: правила, и ученики подготавливаются к более глубокому пониманию следующих тем курса.

 

  1. Урок систематизации и обобщения изученного материала

1. Организационный этап

4. Этап подготовки учащихся  к активному усвоению знаний

Этап обобщения и систематизации изученного

Образуется за счет времени, отведенного в комбинированном уроке

на  осуществление 2,3,5,6 этапов

7. Этап информации о домашнем задании

Дидактическая цель данного типа урока сводится к обобщению и систе­матизации знаний, изученного материала. Обычно эти уроки, близкие по сво­ему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых предо­пределяет овладение предметом. Особенность этого типа урока заключается также в том, что этап обобще­ния и систематизации изученного может осуществляться методами, взятыми из других типов уроков: обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.


Обобщение учениками фактиче­ского материала является важной, но не единственной задачей этого типа урока. Особенно важно в ходе этих уроков формировать у учеников зна­ния, отражаемые в виде идей и теорий, переход от частных к более широким обобщениям. Поэтому нередко за сорок пять минут такого урока учителю приходятся рассматривать с учащимися материал 20-30-ти часов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top