Управление — это функция систем, обеспечивающая сохранение
их определенной структуры, поддержание режима деятельности,
реализацию программы действий на пути достижения целей при
движении системы из одного состояния в другое. К особенностям
состояния управляемого объекта относят виды и масштабы дея-
тельности, структуру, правовой статус, процессы и технологии жиз-
необеспечения.


Социальное управление ориентировано на осуществление воз-
действий в обществе с целью его упорядочения, развития, матери-
альной поддержки отдельных слоев (ветераны, инвалиды, дети,
пенсионеры), правовой защиты, развития культуры, образования и
здравоохранения, обороны.
Политическое управление ориентировано на перевод экономиче-
ских средств регулирования отношений в ранг устойчивой потреб-
ности и политических требований, составляющих основу отноше-
ний в государстве. Идеология при этом применяется как способ
формирования общественных интересов в политике.
Механизмы управления реализуют приемы придания количест-
венной меры отношениям в обществе в процессах управления ими.
Различают два типа механизма управления:
• стихийный, формируемый интуитивно, на инициативной ос-
нове деятельности множества субъектов хозяйствования;
• организованный, формируемый на логически доказательной
основе, отражающей эмпирическое знание множества субъек-
тов хозяйствования.
Функции управления осуществляются исполнителями, профес-
сионалами управления. Результатом их деятельности и, одновре-
менно, главным инструментом являются правильные управленче-
ские решения. В явлении регулирования проявляется назначение
каждой системы управления, содержание которого заключается в
поддержании постоянства величины какого-либо параметра (нор-
мы, показатели, правила) при изменении ее по заданному закону.

В отечественной практике понятия «менеджмент» и «управле-
ние» воспринимаются как синонимы. С одной стороны, эти поня-
тия отражают теорию для действий конкретных исполнителей, с
другой — сферу профессиональной занятости.
Понятие «менеджмент», как и ряд других понятий в экономиче-
ской теории, появилось не сразу, а формировалось в течение мно-
гих лет с участием многих авторов, а поэтому имеет различные ин-
терпретации. Наиболее распространено понимание менеджмента
как науки о подготовке людей для работы в области управления раз-
личными объектами:
- предприятиями и организациями, производящими различные
товары, работы, услуги;
- военными подразделениями и соединениями;
- разработкой новых технологий и нововведений;
- финансовыми операциями.
Среди иных определений менеджмента можно указать следую-
щие, наиболее часто применяемые в литературе. Менеджмент — это:
• теория взаимодействия с людьми;
• процесс приведения в действие организации для достижения
эффекта в поставленной цели;
• процесс управления, планирования, организации, мотивации
и контроля, необходимый для достижения целей предпри-
ятия.
В современном представлении менеджмент как наука отражает
Деятельность общества по генерированию и систематизации управ-
ленческой мысли, ее организации и актуализации для применения
в деятельности, регулированию содержания теории в образователь-
ной деятельности субъектов управленческих отношений, системати-
зации предметной области менеджмента, самопознания в управлен-
ческой практике.
Для современного менеджмента характерна многокомпонентная
структура, которая предполагает его рассмотрение как «Системы
менеджмента».
Конкретными исполнителями и организаторами применения
методов управления на различных объектах являются профессио-
нальные управляющие-менеджеры.
Для производственных систем, работающих в рыночной экономи-
ке на условиях самоуправления, самофинансирования и самоокупае-
мости, роль управленческого персонала крайне важна. По мнению
специалистов, 95% банкротств предприятий связано с незнанием пер-
соналом основ менеджмента и маркетинга. Поэтому слой профессио-
нальных управляющих является центральным в социальной структуре

ведущих стран мира. Например, в 80-е годы в США насчитывалось
более 8 млн. менеджеров всех рангов. Их подготовка осуществлялась
в 1300 школах бизнеса, 600- университетах. В Западной Европе су-
ществует широкая сеть центров подготовки менеджеров.
В России менеджмент как вузовская специальность культиви-
руется с начала 90-х годов. В 1997 году только в Москве подготов-
ку менеджеров разного уровня квалификации осуществляло более
300 учебных заведений. Менеджмент как наука может быть изучен,
на ее основе люди осваивают методы управления и развивают свои
способности для овладения приемами работы по специальности.
Внимание общества к менеджеру всегда велико. Менеджеры ор-
ганизуют процессы роста национального богатства страны, создают
управленческую культуру, формируют среду профессионалов-управ-
ленцев. Поэтому общество предъявляет к менеджеру повышенные
требования. Ведущий менеджер — всегда лидер, но им нужно стать,
получив признание в среде профессионалов и субъектов рынка. Ряд
специалистов отождествляют менеджмент с искусством, которое
воплощается в том, чтобы:
• познать самого себя;
• сплотить людей вокруг общей цели;
• объединить людей в эффективно работающий коллектив, в ко-
тором каждый знает и умеет делать то, что необходимо фирме;
• развивать интересы и мотивы каждого работника к эффектив-
ному труду;
• не останавливать развитие и динамику событий;
• поддерживать индивидуальную ответственность, доверие к
коммуникацию в коллективе;
• оправдывать доверие сотрудников;
• уметь исполнять многое другое, необходимое интересам фир'
мы в бизнесе.
Профессия менеджера — это особый образ жизни, которьп
подчинен интересам дела, требует полной отдачи и ограничений, н<
в то же время создает условия для самореализации личности и удов
летворения амбиций. Каждому начинающему менеджеру следуе
усвоить, что как бы строго общество не устанавливало правила и зако
ны своего взаимодействия и не регламентировало процессы управле-
ния, все, что идет от человека как исполнителя управленческих функ-
ций связано с импровизацией и возможностями каждого отдельного
руководителя.
Возможности менеджера видны с первого взгляда, они познаются
и проявляются в деле, и они неисчерпаемы. Если есть желание, спо-
собности и талант, то результаты освоения специальности и практики
будут успешными. Всякий талант, а особенно в искусстве общения

менеджера, должен быть развит, осознан и раскрыт в определенных
условиях практики.
Условия деятельности менеджера разнообразны и нелегки.
По отношению к собственности, с которой он связан по роду дея-
тельности, он может быть: ее владельцем, ассоциированным участни-
ком или наемным работником. В каждом случае требуется разный
психологический настрой менеджера, необходимый ему для правиль-
ной ориентации в системе управления организацией.
Процессы развития организации и ее внешних отношений, а также
отношений с персоналом организации, отличаются большой инерци-
онностью, что требует от менеджера великого терпения и выдержки.
Управление всегда связано с «движением по траектории» и, сле-
довательно, с преодолением внешних и внутренних сил, а преодоле-
ние инерции, в свою очередь, — с нагрузками и перегрузками, при
которых по инерции «слетают» слабые звенья.
Прямых и легких дорог для менеджера в экономике просто нет, в
какой бы стране он ни работал. В природе и обществе любое разви-
тие и выживание обходится дорого. Неопределенность состояния
производственных систем и внешней среды, в которой они функ-
ционируют, их взаимодействие и взаимовлияние требуют от каждого
менеджера готовности к неожиданностям и риску, к умению обезопа-
сить себя, фирму, сотрудников, окружающих. Ни один руководитель
никогда в точности не знает, как поведет себя его сотрудник, даже
очень хороший, но в сложной ситуации, и как поведет себя он сам.
Народная мудрость гласит: «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Садясь в служебное кресло, менеджер, как и водитель транспорта, не
может избежать риска, он может только уменьшить его мерами безо-
пасности, своим умением и знаниями правил езды. Увы, опасна сама
дорога, на которой случаются инциденты, аварии и наезды.

Требования к личности менеджера

Управленческая деятельность носит комплексный характер, свя-
зана с многоролевым участием менеджера в процессах управления.
Поэтому требования к личности менеджера обусловлены содержани-
ем его работы, элементами которой являются:
• отношения с людьми;
• организация общественного производства и управления;
• решение задач распределения и перераспределения результатов
общественного и индивидуального труда;
• проблемы собственной деловой подготовки и квалификации.
Каждый из указанных элементов важен для деловой карьеры ме-
неджера и влияет на результаты его деятельности. По значимости эти

элементы не одинаковы, последний из них является ключевым, а ос-
тальные — производными.
Проблема деловой подготовки и квалификации заключается в
формировании у субъектов управления (менеджеров) устойчивых зна-
ний и навыков работы. Профессионально необходимы знания о:
- процессах организации производств, технологиях, инноваци-
ях;
- нормах права и системе правозащиты;
- системах контроля за ресурсами производства и их учета;
- финансах;
- психологии людей и формах их организационного поведения;
- природе, обществе и политике;
- бюрократии, делопроизводстве и технике работы с информа-
цией.
В решении других задач управления и деятельности менеджеру
помогает его организационное окружение. Личные убеждения и эти-
ческие ценности менеджера как личности составляют фундамент его
подготовки к деятельности. Как показывает статистика, успешно
работающим менеджерам свойственны:
- вера в свое дело, его значимость;
- понимание важности частных вопросов (в деле не бывает
мелочей);
- вера в лучшие качества человека;
- поиск работников-новаторов и опора на них;
- доверительность в общении с людьми;
- понимание необходимости разумного риска и настрой на по-
ложительный результат деятельности.
В теории менеджмента перечислено множество качеств, которыми
должен быть наделен менеджер (рис. 6.1) и формирование которых
является содержанием специальности, так как люди менеджерами не
рождаются, они ими становятся в процессе длительного обучения и
приобретения жизненного и производственного опыта управления.
Рассмотрим некоторые из них.
Стремление к реальной власти — одно из необходимых качеств
менеджера, отражающее его натуру лидера и создающее предпосыл-
ки для самореализации интеллектуального потенциала личности.
Власть — это полномочия, возможности принимать решения я
приводить их в исполнение в соответствии с принятыми правилами
(законами).
Власть объективно необходима в системе управления как инст-
румент, реализующий политическую волю в отношениях людей,
занятых в общественном производстве.

Различают разные виды власти:
• власть поощрять и наказывать;
• власть компетенции;
• власть личного обогащения;
• власть реальную и формальную;
• власть монополизма;
• власть экономическую и политическую;
• власть ради власти.
Движущими силами к достижению власти являются:
- тщеславие (честолюбие), то есть стремление быть первым,
которое в интересах общества должно быть созидательным;
- амбиции, то есть чувства уязвленного самолюбия (гордости),
требующие удовлетворения, претензия на определенное место
в отношениях между людьми.
Эти два свойства личности для менеджера имеют особое значе-
ние, собственный процесс развития и свое- качество. Амбиция — это
мать политики в науке, технике, естествознании, искусстве, образо-
вании и коммерции. В производственной сфере амбиции порождают
Цели, практику и теорию их достижения.
Амбиции могут быть разных уровней, начиная от: «купить жене
сапоги», «построить новый завод», «выйти на мировой рынок» и
заканчивая — «управлять регионом или государством».
Нахождение у власти связано с удержанием се рычагов управле-
ния, которыми являются:
- атрибуты власти (печать, подпись, знак, герб, офис);
- аппарат апасти (персонал, охрана, связь, транспорт, служебная
информация, финансовые средства);
- нормы власти;
- положение в текущей ситуации.
Критерием использования власти являются оценки экономиче-
ского развития и социального обеспечения. Нравственные ценности
менеджера формируются им в процессе нравственного воспитания
личности на основе воспринимаемой извне информации.
Нравственное воспитание — это самоанализ, внутренний процесс,
индивидуальный для каждого человека, и поэтому каждый человек
сам себе определяет его границы. Никто не знает и знать до конца
не может пределов этой работы личности над собой, ибо каждый
познает себя сам на протяжении всей жизни на такую глубину, ка-
кой является его личность. Некоторые люди перестают познавать
себя очень рано, жизнь для них становится беднее, «без проблем*,
без напряжения и удовлетворенности от достижений, без потенци-
ально возможных ранее результатом.

Личные качества менеджера

Личные качества менеджера

 

Личные качества менеджера

Человек — это богатство от природы. В каждом человеке сосре-
доточен непознанный мир его деловых, физических, духовных,
умственных и моральных качеств. Менеджер своими решениями
может создавать условия и пути развития людей, влиять на их судь-
бы, формировать среду отношений. Поэтому эта деятельность важ-
на для общества и для менеджера как носителя идей развития об-
щества, служит своеобразным залогом высокой значимости профес-
сии, ее элитарности в бизнесе.
Понимание психологии людей связано с постановкой и ответом
на вопросы: кто я? что я? для чего создан? В обществе немало лю-
дей, кто с уверенностью может сказать об этом. Менеджеру по роду
деятельности, связанной с выявлением целей своего развития, необ-
ходимо познавать себя для того, чтобы управлять собой, а также
познавать других людей, чтобы управлять ими, влияя на них, чтобы
лучше познать себя в сравнении с другими людьми, чтобы научить-
ся уважать себя и других людей.
Без «других» людей для человека нет цели и средств развития, нет
прогресса, не для кого работать, нет смысла жизни. Поэтому менед-

жер, как носитель идей развития и управления в обществе должен
осознать, может быть, главное в смысле его деятельности: «других»
людей необходимо беречь, любить, охранять, создавать условия рав-
ноправия. Они, «другие» люди, создают условия общественного труда
во всем его многообразии, условия признания и комфорта в жизне-
обеспечении людей, условия интеллектуального и духовного разви-
тия. Они также уникальны, а поэтому бесценны для общества, как
все человеческое. Для самопознания и познания других людей при-
меняются различные способы тестирования свойств личности, фор-
мирования характеристик личности по мнениям окружающих, раз-
личные формы аттестации. Большинство людей недооценивают и
хорошо не знают друг друга, а поэтому зачастую могут задевать и
ранить друг друга при общении. Вопросы психологии отношений на
производстве обостряются в малых коллективах, где наблюдается
более высокая плотность пересечения интересов людей, которые
могут обернуться непреодолимыми противоречиями и распрями.
В США вузы выпускают около 25 000 специалистов — психоло-
гов разных уровней. Их воздействие делает общество более терпи-
мым к инвалидам, престарелым, детям, больным людям. Говоря о
роли психолога на производстве, уместно вспомнить высказывания
австрийского психолога Зигмунда Фрейда: «Человек по природе —
животное, но наделенное разумом, способное интерпретировать и
импровизировать. При этом 99% людей лучше работают, когда их
хвалят, и только 1% — когда их ругают».
Если смотреть на проблемы психологии людей с иных позиций, то
можно прийти к выводу, что и «влечение полов» движет миром. Но
как бы люди ни пытались объяснять свое поведение, какие бы теории
ни создавали об этом, следует признать, что психологии людей в прак-
тике управления следует уделять больше внимания, а менеджеру в
особенности следует больше размышлять о ее проблемах.
Умение систематически и терпеливо выполнять разную по на-
правленности аналитическую работу в течение длительного време-
ни — одно из важных качеств менеджера.
Труд менеджера специфичен. Для него характерны следующие
особенности:
• восприятие больших объемов разнородной информации, в
том числе ретроспективной и прогнозной;
• высокая напряженность труда в условиях дефицита времени
для принятия решений и анализа;
• непрерывность переключений и колебания ритма в рассмот-
рении вопросов и решений;
• частая смена видов деятельности и ролей в них;
• необходимость общения с людьми в разных формах;

• постоянный недостаток информации и финансовых ресурсов,
специалистов, знаний;
• повышенная ответственность и риск.
Лишней информации для менеджера нет, ее всегда не хватает, и
нужны усилия для того, чтобы отслеживать ее непрерывное обнов-
ление. Поэтому необходимы специальные приемы и системы обра-
ботки управленческой информации, а также личное мнение менед-
жера для объяснения событий окружающего мира. Внешняя и
внутренняя информация воспринимается менеджером исходя из его
индивидуальных возможностей и условий, которые необходимо
знать и содержать под контролем.

 

Профессия, профессионализм и стиль работы менеджера

Профессия (от лат. professio) — официально указанное занятие
(«объявляю своим делом»). Иначе, профессия — это род трудовой
Деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоре-
тических знаний и практических навыков, приобретенных в резуль-
тате специальной подготовки и опыта работы.
В трудовых отношениях выделяют много профессий, например —
врач, юрист, учитель, инженер..., а также специальностей и специа-
лизаций по видам направлений подготовки, сложившимся в стране в
результате особенностей разделения труда в отраслях народного хо-
зяйства. Введение профессий, специальностей и специализаций в
практику управления имеет государственное значение, так как свя-
зано с обязательствами государства по социальному обеспечению,
Установлению льгот и ответственности по видам профессий, усло-
виями найма работников, формированием требований и стандартов
обучения, необходимостью учитывать влияние технического прогрес-
са и мировую практику разделения труда.
Сведения о составе и содержании специальностей и специализа-
ций размещены в специальном едином перечне, который формиру-
ется и утверждается правительством страны, служит своеобразным
заказом Министерству образования для подготовки специалистов
нужных стране направлений деятельности. Новые специальности и
специализации при их открытии подлежат государственной регист-
рации, в процессе которой устанавливаются квалификационные тре-
бования для обучения. Выписка из указанного перечня приведена в
Приложении 1.
Всего в составе перечня насчитывается только по экономике и
Управлению 20 специальностей и более 200 специализаций. Порядок

введения специализаций определен Инструктивным письмом Ми-
нистерства образования РФ (Приложение 2). В связи с тем, что
изучение многих специальностей по заочной форме и по форме
экстерната затруднено без регулярного общения с преподавателями
и лабораторных условий, то практика принятия указанных форм в
образовательных учреждениях ограничена постановлением Прави-
тельства РФ от 22 ноября 1997 г. №1473 «Об утверждении перечня
направлений подготовки специалистов и специальностей, по кото-
рым получение высшего профессионального образования в заочной
форме или в форме экстерната не допускается».
Отдельная функция управления — определение потребности на-
циональной экономики в новых профессиях, обоснование содержа-
ния их деятельности и социальной значимости. Создателем профес-
сий является «Профессор» (от лат. — преподаватель, учитель, изго-
товитель профессий). Этот термин применяется в качестве ученого
звания для преподавателей образовательных учреждений высшей
школы (университетов, академий и институтов). Звание профессора
присваивается Высшей аттестационной комиссией при Министерст-
ве образования РФ лицам, имеющим ученую степень доктора наук и
богатый опыт преподавательской работы. В отдельных случаях это
звание присуждается лицам с ученой степенью кандидата наук за
исключительные заслуги в сфере образования.
Профессионализм — это величайшее мастерство, приобретенное
и удерживаемое в какой-либо области знаний или умений.
Отличительными качествами профессионала-менеджера являются:
- обширные и глубокие знания по комплексу направлений
деятельности;
- умение быстро понять ситуацию и повернуть ее развитие
в нужное для управления русло;
- умение организовать и объединить усилия людей вокруг
идеи развития;
- умение найти единомышленников;
- умение подобрать команду;
- умение маневрировать ресурсами и уходить от провалов;
- обладание волей и умением сконцентрироваться на глав-
ном;
- интуиция, умение обобщать и прогнозировать развитие
событий;
- психологическая устойчивость, самообладание, умение не
поддаваться панике.
Профессиональная деятельность в любой сфере требует от спе-
циалиста высокой эрудиции и знаний, поэтому для развивающихся

личностей нет предела самосовершенствованию в избранной профес-
сии^ Процесс освоения новых знаний, а впоследствии и генерация
идей распределяются по времени на всю сознательную жизнь специа-
листа-профессионала в системе бизнеса. В соответствии с этой объек-
тивной потребностью современности образование в ведущих странах
мира становится дистанционным и непрерывным. Оно осуществляется
в разных формах на всех этапах развития деловой карьеры специали-
стов, особенно менеджеров. В самоподготовке специалиста-профес-
сионала существует один закон, который очень ярко и образно сфор-
мулировал великий итальянский мыслитель Т. Кампанелла (1568—
1639 гг.) на идеях совершенствования отношений в обществе:
«Я в горстке мозга весь, а пожираю
Так много книг, что мир их не вместит.
Мне не насытить алчный аппетит -
Я с голоду все время умираю.
Я Аристарх и Метродор — вбираю
В себя огромный мир, а все не сыт,
Меня желанье вечное томит —
Чем больше познаю, тем меньше знаю».
Поскольку знать можно очень много, но все знать невозможно,
то необходима специализация профессионала на каком-либо одном
процессе, виде деятельности, операции, так как другие физически
невозможно охватить. В смежных областях знаний менеджеру нуж-
но разбираться настолько, чтобы его не могли ввести в заблуждение
свои и сторонние партнеры. Лицу, принимающему решение, необ-
ходимо четко осознать: там, где кончается его эрудиция для оценки
ситуации, начинается взаимодействие на доверии другим лицам,
сокращается возможность влиять на окончательное решение, а риск
неблагоприятного исхода ситуации резко возрастает.
Специализацию в управлении можно менять, переходя от одного
к другому виду деятельности и обратно, но выбирать ту, которая дает
наибольший эффект или больше нравится. Широта и глубина зна-
ний специалиста обеспечивают ему возможность при потере спроса в
Узких сферах деятельности приобретать новые навыки на стыках
Других видов деятельности. Основной гарантией успеха специалиста-
менеджера в бизнесе является уверенность в своих возможностях и
развитие их. По словам Дж. Фицпатрика, ведущего менеджера ком-
пании «Форд», немного участия правительства и немного удачи со-
вершенно необходимы, но глупо надеяться только на них.
Лестница деловой карьеры менеджера высока. Она включает в
себя много ступенек (уровней):
• рядовой специалист, служащий;

• руководитель сектора, бригады, участка;
• руководитель подразделения (отдела, цеха, службы, производ-
ства);
• заместитель первого руководителя предприятия (учреждения)
по одному или нескольким видам деятельности;
• первый руководитель предприятия (учреждения) - юридиче-
ское лицо;
• руководитель объединения, холдинга, союза, концерна;
• работник государственного аппарата;
• кандидат в высшие органы системы государственного управ-
ления.
На каждой из ступеней деловой карьеры менеджера все более ус-
ложняется объект управления, расширяется диапазон внешних свя-
зей и уровень деловых качеств конкурентов, возрастают степень от-
ветственности и характер стимулов для продвижения вверх или
удержания своего положения, определяются навыки и стиль работы.
Каждый специалист-профессионал в своей деловой практике ищет
разнообразия видов деятельности для совершенствования своих уме-
ний и выбора их наилучших сочетаний в процессе создания своего
уникального, отражающего его наилучшие качества, занятия (кредо,
амплуа, достижения). По прошествии времени проясняется вершина
профессиональной карьеры, мера ее общественного признания, сте-.
пень удовлетворенности специалиста-профессионала результатами
своей деятельности.
Прима-балерина Российского Большого театра Нина Ананиа-
швили в одном из интервью на вопрос тележурналиста «Что застав-
ляет Вас так интенсивно работать?» (главные роли в 18 балетах) *"
ответила: «...стыдно уходить из балета, не сыграв ничего, а ведь многие
уходят». К сожалению, уходят именно так, и не только из балета или
менеджмента, но и из других сфер профессиональной деятельности.
Отдавая время и жизнь бизнесу, каждому начинающему менеджеру
следовало бы задуматься, не забыл ли он положить в ранец «генераль-
ский жезл», а свой путь и цели в бизнесе определить не завтра, а вче-
ра, сегодня, сейчас!
Умение воспроизводить и пополнять знания — одно из неотъ-
емлемых качеств профессионала. Это качество определяет возмож-
ности быстро переключаться с одной темы деятельности на другую,
прослеживать и находить логические связи во множестве новых
явлений, сопровождающих действия менеджера в реальной жизни.
Ведь профессионалами становятся, а специалистов — учат.
Стиль работы в менеджменте раскрывается в манере поведения
руководителя по отношению к подчиненным, позволяющей влиять
на них и побуждать делать то, что в данный момент нужно. Диапа-

зон шкалы власти простирается от полной демократии до абсолют-
ной автократии. Управляющие в своем отношении к рабочей силе
руководствуются одной из двух теорий.
Предпосылки автократического руководства содержатся в рацио-
нально-экономической «Теории X». Согласно ей, люди по своей при-
роде ленивы и упрямы, при первой же возможности избегают работы
и не выносят, когда их пытаются организовать. Чтобы заставить лю-
дей трудиться, нужно использовать принуждение, тотальный кон-
троль и угрозу наказаний. Работники прилагают свои усилия на бла-
го фирмы только за дополнительное поощрение и абсолютно не спо-
собны к самодисциплине и самоконтролю. Следовательно, руководи-
тель должен следовать принципу «кнута и пряника».
Согласно противоположной точке зрения, самореализационной
«Теории Y», люди — существа самоконтролирующиеся. Те их качест-
ва, которые представлены «Теорией X», являются не природными, а
лишь следствием тяжелых условий жизни и труда, которые во многих
странах стали меняться к лучшему лишь со второй половины
XX века. В благоприятных условиях человек становится тем, кто он
есть на самом деле. В соответствии с «Теорией Y» люди готовы и
хотят брать на себя ответственность за дело. При умелом руководстве
они охотно включаются в процесс самоуправления и самоконтроля,
творчески относятся к работе. Низкая эффективность труда является
результатом их неудовлетворенности, и менеджер должен направлять
персонал и организовывать работу так, чтобы это обеспечивало ра-
ботникам максимальное самоудовлетворение. Такой подход характе-
рен для руководителя, исповедующего демократический стиль.
Конечно, эти теории отражают крайние позиции, поскольку не
существует руководителей, абсолютно подходящих под «тип X» или
«тип Y». Хотя подход «типа Y» может показаться, на первый взгляд,
более предпочтительным, существует небезосновательное мнение,
что он не лучшим образом отражает реальности бизнеса.
Между автократичным и демократичным стилями управления,
представляющими собой две крайности, существует немало проме-
жуточных звеньев. Но основных из них на «шкале власти» шесть:
авторитарный, эксплуататорско-авторитарный, благосклонно-автори-
тарный, консультативно-демократический, основанный на участии,
Демократический.
Эксплуататорско-авторитарный стиль — это стиль, при котором
руководитель не доверяет подчиненным и рассыпает направо и налево
Угрозы. Мнение сотрудников шефа не интересует, все проблемы ре-
шаются на высшем уровне.
При благосклонно-авторитарном спиые руководства начальник по-
зволяет себе учитывать отдельные мнения подчиненных и под строгим
контролем предоставляет им определенную самостоятельность.

При консультативно-демократическом стиле руководства шеф со-
ветуется с подчиненными. Информация движется уже не только свер-
ху вниз, но и снизу вверх. Все ключевые решения принимаются выс-
шими эшелонами власти, но с учетом мнений подчиненных, что весь-
ма льстит их самолюбию.
Стиль управления, который основан на участии сотрудников как
в разработке, так и в реализации решений, основан на полном дове-
рии подчиненным, максимальном привлечении людей к определению
целей фирмы и контролю за их достижением.
Для более полной характеристики стилей руководства в менедж-
менте разработана «управленческая решетка», представляющая собой
таблицу размером 9 x 9 позиций. По вертикали отражается степень
учета менеджером интересов людей, а по горизонтали — степень учета
интересов производства (табл. 6.1).

Характеристики стилей руководства в менеджменте

Стиль управления 1.1. характеризуется тем, что руководитель при
кладывает минимальные усилия как для сохранения коллектива, так
для развития производства.
Стиль 1.9. получил название «управление в стиле загородного кл)
ба». Руководитель главное внимание уделяет удовлетворению потреб-
ностей людей, созданию комфортной, дружелюбной атмосферы, а
развитию производства отводит гораздо меньше времени.

Стиль 9.1. характеризует стиль «власть—подчинение»: руководи-
тель поглощен производством и почти не замечает людей, не учитыва-
ет их интересы и потребности.
Стиль 5.5. — «организованное управление». Здесь руководитель по-
ровну делит свое внимание между развитием производства и налажива-
нием отношений в коллективе.
И, наконец, 9.9 — стиль «группового управления», при котором
максимальное внимание уделяется как производству, так и людям. Соз-
дается команда, где люди приближаются к целям фирмы и дружно ра-
ботают над их достижением.
Если хотите оценить стиль работы своих менеджеров и свой собст-
венный, то место в управленческой решетке можно определить путем
опроса подчиненных. Они должны количественно оценить ситуацию по
9-балльной шкале.
Как менеджер учитывает интересы производства? Как он относится
к людям? Усредненные оценки покажут место, занимаемое менеджером
в управленческой решетке. Безусловно, управленческий стиль менедже-
ра зависит от многих обстоятельств: содержания задачи и сроков ее ре-
шения; личности руководителя; особенностей коллектива или характера
подчиненного; специфики текущего момента и др. Когда и какой
управленческий стиль применять, как лучше побудить подчиненных
к эффективной деятельности — это наиболее сложные вопросы ме-
неджмента, задача, однозначного решения которой специалисты еще
не предложили.

 

Профессиональные объединения менеджеров

По мере распространения и признания в обществе менеджмента
как сферы профессиональной деятельности слой людей, занятых этой
профессией, стал объединяться в различного рода общественные орга-
низации — союзы, ассоциации, клубы, центры содействия. Такая осо-
бенность в общественной практике наблюдается и в других видах дея-
тельности. Причинами этих процессов являются:
• особенности труда и единство проблем его организации, кото-
рые создают общность интересов определенного слоя людей и
их стремление к взаимопониманию;
• стремление к солидарности перед другими силами в обществе, к
защите профессиональных и экономических интересов, в том
числе путем законодательной инициативы;
• организационная поддержка, взаимодействие и доверительные
связи в бизнесе;

• сравнительный анализ своей деятельности, развитие теории управ-
ления, принципов и методов работы, совершенствование профес-
сионального мастерства, проблем развития инфраструктуры.
Значимость профессиональных объединений велика. В системе об-
щественных отношений они реализуют функцию обратной связи, регу-
лируют взаимодействие практики управления (деятельности конкретных
хозяйствующих субъектов) и внешней финансово-правовой оболочки.
Организационно-правовой статус подобных организаций в РФ
определен Законом РФ «Об общественных организациях». Они яв-
ляются юридическим лицами, некоммерческими организациями,
создаются на инициативных началах граждан и (или) других органи-
заций. Масштаб деятельности профессиональных объединений ме-
неджеров разный: от районного и городского до федерального и ме-
ждународного уровней. Их деятельность определяется уставом, учре-
дительным договором или положением об организации, решениями
высших органов управления организации. Министерство юстиции РФ
и другие органы государственной власти контролируют деятельность
объединений в соответствии с законодательством РФ в части налогов,
землепользования, безопасности.
Отдельными решениями Президента РФ и Председателя правитель-
ства представители профессиональных объединений могут привле-
каться к участию в разработке законопроектов РФ в составе времен-
ных рабочих групп для представления мнений и интересов объедине-
ний. Аналогично осуществляется взаимодействие на уровнях субъекта
РФ, края, республики в составе РФ, муниципального образования.
Примерами профессиональных объединений менеджеров в РФ
могут служить следующие организации: Союз менеджеров РФ, Рос-
сийская ассоциация бизнес-образования, Европейский фонд развития
менеджмента, Российское директорское товарищество, Ассоциация
мэров городов РФ, Ассоциация малых предприятий, Объединение
профессиональных союзов РФ, Ассоциация приватизируемых и част-
ных предприятий РФ, Федерация независимых профсоюзов, Между-
народная ассоциация руководителей предприятий, Союз ректоров
университетов РФ, Союз промышленников России.
Рассмотрим некоторые организации подробнее.
Союз менеджеров РФ организован в 1991 году. Имеет более 60 от-
делений в России и республиках СНГ. Членство — индивидуальное и
коллективное. Организационный центр Союза расположен в Москве.
Направления деятельности Союза:
- экспертиза вузов путем аттестации кафедр, выпускающих
специалистов менеджмента, по лицензии Министерства обра-
зования РФ;

- подготовка, экспертиза и контроль выполнения Государст-
венного образовательного стандарта РФ по специальностям
менеджмента;
- издание журнала «Бизнес»;
- рассмотрение и продвижение законодательных инициатив по
экономике, предпринимательству и управлению.
Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) — неправи-
тельственное некоммерческое добровольное объединение россий-
ских структур бизнес-образования. Созданная в декабре 1990 года,
РАБО объединяет свыше 70 научных школ бизнеса и коммерческих
центров подготовки менеджеров России и СНГ, в том числе веду-
щие школы, хорошо известные за рубежом.
Цель РАБО — всемерно содействовать формированию эффек-
тивной системы бизнес-образования в России, способной обеспе-
чивать современными возможностями профессиональной подготов-
ки кадров отечественных потребителей.
Цели ассоциации:
- участие в разработке стратегии развития бизнес-образования
в России и СНГ;
- формирование и развитие российского подхода к бизнес-обра-
зованию с ориентацией на российского потребителя;
- поиск, отбор и распространение новаторских идей, лучшего оте-
чественного и зарубежного опыта в области менеджмент- и
бизнес-образования;
- обеспечение качества российского бизнес-образования.
В задачи РАБО входит:
- создание и развитие сети ассоциации с привлечением корпора-
тивных членов, международного сотрудничества, банков дан-
ных, аккумулирующих разнообразную информацию в области
бизнес-образования, новых и реформирование действующих
учебных заведений, системы контроля и оценки качества биз-
нес-образования;
- организация партнерских отношений и региональных сетевых
структур, активного обмена информацией между членами ассо-
циации, участия в формировании законодательной базы, обще-
методической и консультационной деятельности, конференций
и научных семинаров, участия российских центров бизнес-
образования в международных проектах;
- содействие разработке оригинальных экспериментальных про-
грамм обучения, ориентированных на потребителя, распро-
странению результатов широкого спектра исследований, реа-
лизации возможностей развития учебных центров России че-

рез другие национальные ассоциации и международные про-
граммы, получению поддержки от зарубежных партнеров в
различных формах.
Главный центр и дирекция РАБО располагаются в Москве. В со-
став РАБО входят 8 региональных центров: Санкт-Петербургский ин-
ститут международного менеджмента, Калининградская школа между-
народного бизнеса, Нижегородский институт менеджмента и бизнеса,
Алма-Атинская школа менеджеров, Омский институт мировой эконо-
мики «СИБЭКО», Байкальский учебный комплекс Иркутского гос-
университета, Институт повышения квалификации специалистов ме-
таллургии (г. Екатеринбург), Региональный институт менеджмента и
финансов им. В.Ю. Томникова (филиал С-Петербургской государст-
венной инженерно-экономической академии, г. Владивосток).
Ассоциация поддерживает деловые контакты с другими россий-
скими организациями и ассоциациями, включая: Торгово-промыш-
ленную палату РФ, Национальный фонд подготовки финансовых *
управленческих кадров (НФПК), Ассоциацию совместных предпри-
ятий, международных организаций и объединений (АСП МОО), Ас-
социацию консультантов по экономике и управлению (АКЭУ), Ассо-
циацию консультантов по управлению и организационному развитию,
Ассоциацию российских вузов (АРВ).
РАБО имеет партнерские отношения с Ассоциацией украинских
банков и Центрально-азиатским фондом развития менеджмента.
Ассоциация тесно сотрудничает и обменивается информацией с
учебными центрами и школами бизнеса через связи с аналогичными
структурами других стран: Европейским фондом развития менеджмен-
та, Американской Ассамблеей университетских школ бизнеса, Цен-
тральным и восточно-европейским фондом развития менеджмента,
Международной федерацией бизнес-образования, Международной
организацией труда ООН, Канадской федерацией деканов факульте-
тов управления и администрирования, Международной сетью повы-
шения квалификации персонала, Индийской ассоциацией школ
менеджмента и другими.
РАБО имеет устойчивые деловые контакты и связи в следующих
странах мира: Германия, Испания, США, Голландия, Италия, Фран-
ция, Индия, Великобритания, Бельгия, Дания, Словения, Швейца-
рия, Швеция, Финляндия и др.
Деятельность РАБО:
- проводит ежегодные конференции с участием зарубежных парт-
неров и новых структур бизнес-образования (потенциальных
членов ассоциации), а также ежегодные встречи директоров й
деканов школ бизнеса — членов РАБО;

- участвует в реализации совместных международных проектов
и программ, в том числе по подготовке специалистов, препо-
давателей и менеджеров;
- осуществляет совместно с Госкомвузом РФ среди членов ас-
социации общественную аттестацию и сертификацию учеб-
ных заведений и программ;
- организует учебу и стажировки за рубежом бизнесменов, пер-
сонала, преподавателей бизнес-школ;
- проводит международные конференции, симпозиумы, встре-
чи с целью развития и расширения деловых контактов, обме-
на опытом;
- организует проведение семинаров по специализированным
программам, в том числе с приглашением зарубежных про-
фессоров и консультантов;
- содействует получению международного финансирования
наиболее перспективных групп развития бизнес-образования
в России на базе отдельных центров;
- содействует становлению и развитию школ бизнеса в круп-
ных экономических центрах России и странах СНГ для под-
готовки и переподготовки квалифицированных кадров в об-
ласти бизнес-образования и менеджмента;
- дает рекомендации для вступления и содействует аккредита-
ции своих членов при международных организациях в облас-
ти менеджмента и бизнес-образования;
- содействует разработке перспективных учебных программ по
бизнес-образованию, а также программ повышения квалифи-
кации профессорско-преподавательского состава;
- помогает в комплектации учебных центров необходимой на-
учной и учебно-методической литературой, а также перевод-
ными зарубежными учебными материалами;
- организует выставки бизнес-образования и конкурсы лучших
учебных программ, учебно-методической литературы;
- содействует осуществлению комплексной рекламной деятель-
ности, размещению информации о членах ассоциации в пе-
риодических изданиях, подготовке рекламных текстов, орга-
низации презентаций; издает периодический информацион-
ный бюллетень РАБО-ИНФО, предоставляющий оператив-
ную информацию о деятельности Ассоциации и потенциале
ее членов.
Членство в РАБО позволяет: поддерживать связь с высококвали-
фицированными специалистами в области бизнес-образования, а
также с представителями деловых кругов России и стран СНГ; иметь

доступ к информации и банкам данных о деятельности различных
организаций по развитию менеджмента и бизнес-образования в Рос-
сии; регулярно взаимодействовать посредством участия в конференци-
ях, семинарах, стажировках, рабочих группах с теми, кто занимает
лидирующее положение в России и за ее пределами в менеджменте и
бизнес-образовании, а также в области консультирования; иметь дос-
туп к методическим материалам и учебным программам ведущих биз-
нес-школ России и стран СНГ; получать научно-методическую по-
мощь и финансовую поддержку от западных партнеров ассоциации.
В формы деятельности РАБО входит: развитие внутрифирменно-
го бизнес-образования путем открытия отделений учебных заведений
на крупных и средних предприятиях; разработка специально ориен-
тированных на специфику конкретного предприятия учебных про-
грамм; соединение обучения с консалтингом; проведение экспертных
исследований на предприятиях.
РАБО постоянно углубляет и расширяет сферу своей деятельно-
сти. Растет членство крупнейших учебных заведений системы биз-
нес-образования России, предприятий и фирм в РАБО. Развивается
сотрудничество с государственными органами и общественными
организациями. Активная многогранная деятельность РАБО способ-
ствует дальнейшему росту авторитета как самой ассоциации, так и
всех ее членов.
«Европейский фонд развития менеджмента». Основная идея созда-
ния фонда: «Видение развития управления: определение направле-
ния в радикально меняющемся мире».
Темы и направления работы фонда:
- «Измененный» работник в «неизмененной» организации;
- Каким должен быть руководитель будущего?
- Персональная ответственность каждого работника за повы-
шение своей квалификации;
- От глобальных проблем — к узкому (ремесленному) освоению
конкретных задач управления;
- Разделение сфер «партнерства» школ в бизнес-образовании и
конкуренции между ними;
- Повышение внимания к управлению общественными инсти-
тутами;
- Персонификация переподготовки (повышение квалификации)
менеджеров-руководителей фирм. (Наиболее эффективной
формой является прикрепление индивидуального консультанта
к руководителю на 2—3 недели, а также приглашение менед-
жеров-руководителей на семинары в качестве преподавателей);

 - Раннее «начало» высшего образования — со школьного уров-
ня (9-10 классы);
- Освоение менеджерами современных систем-коммуникащш
типа «интернет»;
- Сочетание интересов граждан с потребностями современного'
мира в проблемах управления и обучение в этой сфере.
Ассоциация малых предприятий (АСМП) — самостоятельное доб-
ровольное общественное объединение, созданное на основе сво-
бодного волеизъявления граждан в целях координации их деятель-
ности, защиты прав, представления интересов в государственных
органах. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом
РФ «Об общественных организациях». Основная цель: объединение
усилий и потенциала членов Ассоциации для развития и становле-
ния малых предприятий. Для реализации целей взаимодействует с
Комитетом по антимонопольной политике РФ.
Главные задачи АСМП:
- представление интересов малых предприятий (МП) в органах
власти, участие в подготовке региональных программ разви-
тия МП;
- содействие МП в организационной деятельности на Россий-
ских и зарубежных рынках;
- защита прав МП и оказание им юридической помощи;
- практическая помощь в становлении МП разных форм собст-
венности, в т.ч. банков, фондов, страховых компаний;
- повышение квалификации работников МП.
Виды работ и услуг АСМП:
- регистрация предприятий — разработка уставов, учредитель
ного договора, подготовка банковских документов, открытие
счета, печати, штампы, бланки бухгалтерского учета;
- ликвидация предприятий — ликвидационный баланс, доку-
менты о ликвидации, исключение из реестра государственной
регистрации;
- реорганизация МП — внесение изменений в устав, изменение
юридического адреса, преобразование в другую форму собст-
венности, слияние МП, выделение из состава действующего
предприятия в самостоятельное ЮЛ, создание филиалов;
- регистрация деятельности с иностранными инвесторами;
- бухгалтерское обслуживание.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Меню

Авторизоваться

Рекомендуемые статьи

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top