Каждый человек многое знает об экономике. О ней невозможно
не знать, так как люди живут в экономической среде и воспринима-
ют ее с детства.
Экономика (от грен, economos) — законы ведения домашнего хо-
зяйства. На практике это понятие применяется к объектам различного
уровня и масштаба: предприятие, отрасль, национальное хозяйство. В
отличие от естественных и технических наук, которые изучают явле-
ния взаимодействия природы и человека, экономика изучает процессы
производства в части отношений между людьми (индивидами, группа-
ми, коллективами), которые непрерывно развиваются. Эти процессы и
отношения являются предметом изучения в экономике.

Экономика — наука эмпирическая, прочно связанная с повсе-
дневным опытом людей. Жизненная потребность упорядочить отно-
шения между людьми в процессах производства, перераспределения
и потребления материальных благ, является источником развития
экономики. Общество, познавая свою деятельность, само формирует и
теорию своего поведения.
Как и все понятия, отражающие общественные тенденции и во-
леизъявления, они формируются неоднозначно, уточняются во вре-
мени. История отмечает различные определения экономики:
- это наука о богатстве (первоначальные суждения);
- это наука о жизнедеятельности человеческого общества, свя-
занная с созданием и использованием материальных основ
благосостояния;
- это наука о том, как человечество справляется со своими
задачами в области производства и потребления;
- это наука об удовлетворении потребностей людей, исполь-
зуемых в обществе при ограниченных ресурсах,
Предметом исследования в экономике являются с одной сторо-
ны — процессы производства, распределения и потребления мате-
риальных благ, а с другой — институциональные средства и меха-
низмы, облегчающие осуществление этих процессов.

В современном обороте понятие экономики трактуется в трех ас-
пектах.
Экономика как наука отражает экономическое научное, а значит до-
казуемое, знание, которое базируется на эксперименте, накоплении ста-
тистики, классификации явлений, построении теории и применении
этой теории для объяснения процессов, происходящих в обществе.
Экономика как состояние производственной системы базируется на
показателях состояния конкретного объекта в определенные периоды
времени. Например: экономика фирмы, экономика области или горо-
да, национальная экономика, мировая экономика.
Экономика как политика проявляется в формах политического
воздействия в обществе. Экономическая деятельность создает среду
для формирования групповых социальных интересов, которые транс-
формируются в социально-экономические потребности и политиче-
ские требования. Требования реализуются через экономическую по-
литику предпринимателей, профсоюзов, партий, ассоциаций, сою-
зов, государства.
Для чего важно выделить приведенные аспекты понятия экономики?
Наука в обобщенном виде включает в себя: теорию, метод, способ
расчета или анализа, их точность, достоверность; логику анализа явле-
ний и концепций; накопление и обобщение опыта применения мето-
дов; генерацию новых идей и подходов в теории; подготовку историче-
ских, методологических и учебных публикаций. Теоретик не владеет
«состоянием» производства, а чтобы его объяснить, надо знать конкрет-
ную систему производства и отношений.
«Состояние» производственной системы выявляется в практике
ее функционирования, основывается на информации о возможностях
и поведении конкретной системы при выбранных для управления сред-
ствах, об условиях ее внешней и внутренней среды. Работа в конкрет-
ной системе отдаляет человека от теории экономики, ее общих
средств и возможностей.

Политика — область осознанных целей групп людей, поведение
которых переводится на уровень потребности и требований.
Сочетание указанных аспектов крайне важно. Каждый предпри-
ниматель, бизнесмен должен стремиться поддерживать баланс своих
возможностей в экономике как науке (теории), как состоянии (прак-
тики), как политики (внешние связи), для обеспечения условий ус-
пешной деятельности предприятия. Поддерживать этот баланс нужно
и каждому работающему в сфере управления. Средствами для этого
являются:
- участие в семинарах, периодическое повышение квалифика-
ции, получение технической литературы и обучающих систем,
обновление нормативной базы;

- практическое совершенствование производства на прогрессив-
ной основе, анализ действий;
- активное участие в союзах, ассоциациях, объединениях менед-
жеров.
Последнее важно, так как в нужный момент, как правило, не ока-
зывается соответствующей «рабочей» позиции, отсутствуют лидеры и
необходимые' структуры.
Главная задача союзов, ассоциаций, объединений заключается в
самоорганизации множества предприятий для решения координаци-
онных проблем, выявления лидеров, формирования социальной ос-
новы для осуществления политических целей. Их роль аналогична
поплавкам у лодки, которые удерживают ее от опрокидывания. В со-
вокупности отношений мирового рынка, цели его развития могут быть
разными (кому-то выгодно отставание других, кто-то хочет быть пер-
вым), но в целом эффективность производительных сил растет.

Наука формирует свой продукт — теорию, применяемую для
описания явлений и процессов деятельности, позволяющую осуще-
ствлять их количественный анализ, делает управляемыми. Теория
возникает и существует в результате усилий всего человечества, по-
стоянно обогащается практикой его деятельности. Теория не имеет
кризисов и тупиков. Тупиковых ситуаций в экономике не существу-
ет. Если бы они были, то явления и процессы оказались бы конеч-
ными, а они непрерывны, бесконечны, как и время. Тупик — это
«частное мнение», крах определенной идеи на этапе ее осуществления,
когда она не соответствует представлениям исполнителей или авторов
этой идеи. Для объяснения такой ситуации недостаточно имеющихся
в обществе знаний.
Становится очевидным, что если вся теория экономики изменчива
и нельзя руководствоваться строго ее постулатами и законами, то ме-
неджеру необходимо вырабатывать не инструкцшо поведения на все
случаи жизни, а способ мышления в управлении и осознании эконо-
мического состояния производственной системы, свой взгляд и сис-
темный подход к анализу права и ответственности, результатов желае-
мых и реальных, претензий аргументированных и эмоциональных. По-
нимание этого становится основой успешной профессиональной рабо-
ты менеджера.
В любой системе процессы — материально-вещественные, МГ отно-
шения, в которых они используются — разные. Многообразие состоя-
ний и отношений существенно усложняет работу по управлению ими.
Содержание сложившейся теории экономики составляют:
- система описания процессов экономики (производство про-
стое, расширенное воспроизводство, показатели состояния);

- понятия производственных ресурсов (труд, капитал, земля,
стоимость, цена, эффективность);
- методы планирования, анализа, нормирования, прогнозиро-
вания;
- методы организации инвестиций;
- методы организации производственных структур;
- методы обработки информации и связи;
- методы государственного регулирования;
- методы оценки рынка и своего положения в нем;
- методы маркетинга;
- методы анализа и учета издержек.
Научно-методическую основу теории экономики составляют тру-
ды общепризнанных ученых-экономистов, опыт мирового развития
экономики, опыт развития национальной экономики, опыт управле-
ния экономикой. На гребне идей и практики развития общества все-
гда находились яркие личности.

Генри Гантт (1850-е годы) впервые обосновал необходимость про-
фессии «руководитель». Анри Файоль (1841—1925) признан основате-
лем теоретического подхода в экономике и управлении. Фредерик Тей-
лор (1856-1915) первый создал конвейер, разработал пршщшш повы-
шения производительности труда, обосновал концепции научного
управления. Генри Форд (1863—1947) — основатель промышленной
империи автомобилей. Лие Коки (1950—1970) развил научный подход в
организации труда. Акоф Черчмен обосновал системный подход в
управлении экономикой. Мак Грегор разработал основы психологии
управления. Василий Леонтьев (1920—1970) разработал теорию балансов
и моделей экономики типа «затраты-выпуск», теорию волнообразного
развития экономики. Джон Кейнс выдвинул теоршо полной занято-
сти. Карл Маркс обосновал трудовую теоршо стоимости. Столыпин
осуществил реформы в экономике России 1906—1910 гг. Питер Саму-
эльсон систематизировал теоршо рыночной экономики. Александр
Малиновский (псевдоним Богданов, 1913г.) разработал основы тео-
рии организации и системного анализа.
С точки зрения накопления опыта для теории экономики полезен
любой материал, в том числе опыт развития Японии, США, Герма-
нии, Англии, России, Швеции, Бразилии, Китая, Южной Кореи. Эко-
номическая теория — это «мировая копилка» знаний. Ее опыт под-
робно изучается в дисциплинах: отечественная история, экономиче-
ская теория, мировая экономика, история менеджмента.

Соотношение наук, в окружении которых развивалась теория эко-
номики, эволюционно изменялось, изменялись и парадигмы эконо-
мики. Второстепенная значимость антропологии как комплекса наук
48 Раздел I. Системные отношения и связи в экономике
о человеке в ХХ-м веке заняла центральное место в системе научных
знаний общества (рис. 3.1). Поэтому такие науки, как психология, со-
циология, история, педагогика, культурология, политология и другие,
стали ключевыми в познании материального мира и общества в нем.
Все в мире, как и научная истина, относительно. Самый талантли-
вый ученый не создает чего-то своего, сугубо индивидуального, непо-
вторимого, как это делает художник. Дорогу к открытию делают мно-
гие, слава достается одному.

Соотношение наук в процессе их эволюции

Системный подход в экономике к анализу производства

Жизнь — это непрерывный процесс анализа, принятия решений
и действий. В этом процессе анализ — одна из фаз управленческого
цикла системы управления. Выполнение анализа по экономическим
показателям — суть экономического анализа. Производственные
отношения в процессе труда непрерывно изменяются и нуждаются
в управлении, то есть являются объектом управления, а экономика
как теория является аппаратом изучения и описания этого объекта
в целях управления.
Системы промышленного производства (технологии, предприятия,
объединения, промьш1ленные комплексы, отрасли промышленности и
народного хозяйства) в совокупности с множеством внутренних и
внешних отношений, характеризуются свойствами сложных (больших)
систем. Для таких систем характерны сложные модели процессов,
масштабность задач управления, иерархичность структуры, агрегиро-
вание частей, множественность связей, неопределенность состояний,
чувствительность к помехам и отклонениям параметров состояний.

Системный подход в анализе производственных систем, равно
как и других объектов — это всестороннее, систематизированное
(построенное на основе определенного набора правил) изучение
сложного объекта в целом, вместе со всей совокупностью его внеш-
них и внутренних связей, проводимое для выяснения возможностей
улучшения функционирования объекта.
Системный подход — основной научный метод изучения сложных
систем. Его сущность раскрывается в методике этого подхода: выде-
ляется объект системного анализа (вещества, явления, процесса,
структуры), определяются границы раздела внешней и внутренней
среды объекта, целевая функция и цели функционирования объекта,
средства описания и критерии оценки состояния объекта, классифи-
кация элементов и способы их агрегирования (декомпозиции).
Основан системный анализ на правилах логики и здравого смысла
с привлечением методов количественных оценок связей (явлений),
попыток моделирования реакций объекта анализа различными сред-
ствами (имитация, математическое описание, статистика, програм-
мирование). Поскольку управление в социально-экономических сис-
темах осуществляется по субъективным решениям управленческого
персонала, в этих системах отсутствуют формальные правила логики.
В них справедлива формула: система = объект + субъект управления.
Отношения экономики как один из классов сложных систем ис-
следуются с помощью системного подхода и средств системного ана-
лиза, который получил название «экономического анализа». Объекты
анализа имеют различную природу в зависимости от конкретной по-
ставленной задачи и цели анализа.

В качестве примеров перечислим некоторые из них:
- химизм реакции;
- механический процесс;
- процесс реализации продукции;
- процесс труда одного человека, группы людей или большого
коллектива;
- информационный процесс в технической или организацион-
ной системе;
- процесс производства продукта на уровне агрегата, цеха, за-
вода, отрасли;
- процесс производства знаний;
- процесс создания духовных ценностей общества.
От правильного понимания и выбора объекта анализа зависит опре-
деление целей его функционирования, содержание целевой функции и
результаты анализа, существенность экономических характеристик, их
адекватность процессам развития производственных отношений.

Ошибки системного характера наносят значительный ущерб разви-
тию производственных систем, разрушают их. Выполнение систем-
ного анализа по экономическим показателям в конкретных органи-
зационно-технических условиях развития производственных техноло-
гий превращает его в основной инструмент создания и контроля сис-
тем управления в экономике.
Исходя из рассмотренных положений, примем, что понятия «сис-
темный подход к анализу в экономике», «системный анализ в эконо-
мике», «экономический анализ» являются синонимами. Таким обра-
зом, обобщенная формулировка такова: экономический (системный)
анализ — это средство исследования энтропии всех видов энергии по
критерию их полезности для человеческого общества.
Мерой энтропии (рассеяния) энергии в отношениях общества,
изучаемых в теории экономики, приняты общественно-необходи-
мые затраты труда, выраженные в стоимостном виде.
Учитывая многосвязанность процессов материально-духовного
мира, аналитики вынуждены всегда предварительно определять ус-
ловия экономического анализа и уточнять их для обоснования
управленческих решений, рассматривать процесс анализа относи-
тельно конкретного объекта, выделенного из множества (техноло-
гия, бригада, цех, предприятие, отрасль, процесс сбыта или страхо-
вания). Это важный принцип анализа, который, с одной стороны,
создает трудности в получении уточненной сопоставимой инфор-
мации для объекта анализа, а с другой — дает неоспоримые пре-
имущества для творческого обоснования управленческих решений.
Главное при этом:
• найти те элементы, которые правильно отражают структуру
объекта управления в практике жизнеобеспечения общества;
• обеспечить требования завершенности процессов управления
в избранной структуре системы.

В соответствии с изложенным выше, технологии и системы всех
видов могут рассматриваться на основе единого методического под-
хода (рис. 3.2). Это обеспечивает единообразие действий менедже-
ров в обширной предметной области своей профессиональной дея-
тельности.
Предметная область — совокупность множества элементов, ко-
торые составляют предмет труда специалиста в какой-либо области
деятельности, представленной в обобщенном виде. От правильного
определения предметной области зависит содержание обучения спе-
циалистов по инженерным, экономическим, юридическим, меди-
цинским и прочим специальностям.
Производственные системы как объект исследования могут быть
научно обоснованы при наличии средств их описания.

Средства описания производственных систем — это множество
языков описания природных и социальных явлений, применяемых
в обществе. Например: языки буквенно-смыслового содержания,
языки математических формул, графических символов, логики, язы-
ки алгоритмические, язык макетирования, языки аналогов. Средства
описания выбираются в зависимости от конкретных задач управле-
ния, видов производственных процессов и технологий.

Производственные технологии как объект управления

Язык описания — это средство изображения интеллектуальной
сущности процессов, технологий для их анализа, сохранения и пред-
ставления для установления авторства и прав собственности.
Локальные задачи системного анализа производственных техно-
логий составляют общую задачу управления общественным произ-
водством в системе его жизнеобеспечения, которая решается в изме-
няющейся внешней среде природы, права, уклада в жизни общества.

 

Система описания производственных отношений общества

С юридической точки зрения, общество состоит из отдельных
людей — физических лиц (ФЛ) и лиц, наделенных правами пред-
ставлять интересы групп людей — юридических лиц (ЮЛ). В про-

цессе жизнедеятельности их интересы пересекаются, между ними
возникают обязательства, ответственность, нормы поведения, прави-
ла и законы взаимодействия. Содержание возникающих отношений
и является объектом управления.
В процессах производственной деятельности различают отношения:
- экономические — выделяемые по элементам экономики (про-
дуктовые, имущественные, финансовые, трудовые, ценовые,
инвестиционные, воспроизводственные, амортизационные);
- правовые — выделяемые по видам обеспечения жизнедеятель-
ности общества (социальное и уголовное право, трудовое и гра-
жданское право, арбитражное и экологическое право, государст-
венное и международное право).
Производственные отношения субъектов описываются с помо-
щью множества информационных элементов (показателей), отра-
жающих свойства отдельных явлений или факторов в сущности от-
ношений. Их содержание составляет предмет изучения различных
дисциплин экономической теории. Наиболее характерные из показа-
телей приведены в табл. 3.1 и классифицированы по блокам, с уче-
том сферы их применения.
Взаимосвязи информационных элементов описания производ-
ственных отношений показаны на рис.3.3.

Взаимосвязи информационных элементов описания производственных отношений

Кроме так называемой «внутренней» информации о состоянии
предприятия и его структурных элементов, в управлении используется
«внешняя» информация о состоянии предприятий отрасли, смежных
отраслей, обобщенных оценок рыночных отношений. Такая информа-
ция формируется органами правительства и государственной статисти-
ки, специализированными информационными агентствами, научно-
техническими центрами, публикуется в открытой печати или продает-
ся. Примером такой информации являются:
- индексы инфляции за период;
- индексы изменения потребительских цен на продовольствен-
ные и непродовольственные товары и платные услуги населе-
нию по экономическим районам за период (год, квартал);
- усредненные показатели доходов и прожиточного минимума
населения;
- стоимость «потребительской корзины» из расчета на одного
человека за месяц (квартал, год);
- темпы изменения стоимости «потребительской корзины» за
период;
- структура населения страны по уровню среднедушевого де-
нежного дохода;
- стоимость продуктов питания, энергоносителей, платных ус-
луг в различных регионах страны на дату года;
- рейтинги стоимости отдельных продуктов, товаров, услуг по
уровню стоимости в регионах на определенную дату.
Применяются и многие другие показатели, характеризующие
макроэкономические процессы. К типичным региональным эконо-
мическим индикаторам по данным государственной статистики,
например, относятся:

- объем производимой промышленной продукции;
- инвестиции за счет всех источников;
- розничный товарооборот по всем каналам реализации;
- объем перевозок грузов предприятиями транспорта;
- общий объем экспорта и импорта;
- внешние заимствования.
К социальным индикаторам региона (города, области, края, рес-
публики в составе РФ) относятся:
- денежные доходы населения;
- средняя заработная плата работников;
- сводный индекс потребительских цен на товары и услуги для
населения;
- общая численность безработных;

- численность населения с доходом ниже прожиточного минимума;
- объем продаж продуктов питания в натуральных единицах из
расчета на одного человека;
- рождаемость за период;
- заболеваемость по видам;
- преступность общая и по видам;
- раскрываемость преступлений.
Все множество средств описания отношений между людьми в
процессах их производственной деятельности — необходимый инст-
рументарий для точного, специфического, неповторяющегося их пред-
ставления в сущности отношений, установления общепринятых норм
и правил взаимодействия физических и юридических лиц, защиты и
необходимого контроля их деятельности.
Средства описания, выделенные по отраслевым или операцион-
ным признакам и выраженные в количественной или конкретно-пра-
вовой (нормативной) форме, составляют механизм управления опре-
деленным видом отношений, например — качеством продукции (ра-
бот, услуг) см. рис. 3.4.

Механизм управления качеством

Информационные элементы описания производственных отношений

 

Информационные элементы описания производственных отношений

 

 

 

Экономика — теория изучения ПХД общества

экономика

Парадигма в теории экономики

Экономика как наука непрерывно обогащается и со временем при-
обретает различные направления. Новые идеи и толкования экономи-
ческих процессов придают ей новые импульсы развития.
Понятие «парадигма» (от грен. — пример, образец) представляет со-
бой систему форм одного слова, схему изменения слова по грамматитв-
ским категориям. Парадигма в экономике — это новое толкование
идеи, новое передовое решение. И, конечно, это толкование идет от
теории, от науки. Поэтому роль ведущих мыслителей в этой области
чрезвычайно велика для общества.
Об эффективности идей в экономике можно судить не по их аб-
страктной завершенности или идеологической привлекательности, а
по результатам их сопоставления с альтернативными вариантами. Ми-
ровая экономика, опыт множества стран дает колоссальный набор «экс-
периментов», путей развития и «состояний» производительных сил. Та-
кие явления как кризисы, революции, войны, реформы — это множе-
ство «экспериментов» в экономике современного мира. Кому что вы-
падет — такова судьба народа и государства.
Ненормально, когда на исторический путь развития набрасывают
покрывало презрения или забвения, отказываются от него. Это, пусть
трагическое, но прошлое, за него заплачено миллионами суцеб людей,
и к нему надо относиться внимательно.
Управленец и в ошибках, просчетах, «провалах» должен искать
полезное:
• объяснение происходящих явлений;
• опыт выполнения отдельных функций (аппарат, планирова-
ние, прогнозы, поведение, культура, образование);
• способы взаимодействия, ведения политики;
• создание материальной базы;
• способы социальной защиты;
• проблемы развития.
Парадигма свойственна отношениям экономики в целом или от-
дельным ее положениям. Парадигм много. Со времен капитализма, ко-

гда оформились рыночные отношения, наблюдались следующие раз-
новидности (парадигмы) экономики.
1. Свободная рыночная экономика, в которой регулирующая функ-
ция государства сведена к минимуму, работают стихийные регуляторы.
2. Регулируемая рыночная экономика предполагает регулярное
вмешательство государства в ПХД фирм через налоги, кредиты и пр.
с целью поддержки экономического роста, ослабления кризисных и
инфляционных процессов. Государственное регулирование в слож-
ных системах, как показывает история, необходимо.
3. Социальная рыночная экономика в той или иной мере направле-
на на поддержку населения, особенно тех слоев, которые сами не в
состоянии влиять на уровень своих доходов (инвалиды, пенсионеры,
безработные, дети). Социализация экономики предполагает высокий
уровень благосостояния общества. Пример — Швеция второй поло-
вины XX века.
4. Смешанная рыночная экономика предусматривает наличие высо-
кой доли муниципальной и государственной собственности.
5. Планово-централизованную экономику отличает огосударствле-
ние экономики, директивное централизованное планирование и рас-
пределение атрибутов рынка, превращенных в символы (товар, спрос,
предложение, биржи, акции). Механизм саморегулирования сведен на
нет, но увеличен государственный аппарат управления. Бюрократия
разоряет страну, «падают» стимулы к труду, уменьшается производи-
тельность труда, снижается качество, издержки растут. Показатели ре-
альной эффективности перестают работать. Растет коррупция и на-
пряженность в обществе.
Парадигмы в экономике опираются на экономические теории и
учения. Кратко рассмотрим некоторые из них.
Тектологая — теория профессора Богданова А.А. (1873—1928 гг.),
послужившая началом развития теории систем, ситуационного и
профессионального подхода в управлении, синергетики, организации.
Идеи Богданова замалчивались и не бьши признаны, так как расхо-
дились с идеями В.И. Ленина. Научное кредо Богданова — всеобщ-
ность явления организации и единство организационных законов.
Все в природе, от элементарных частиц до сложных комплексов
(систем), непрерывно взаимодействует, переживая процессы соеди-
нения, разъединения, столкновения активностей и сопротивлений,
двигаясь в своем развитии от простых форм к сложным, и наоборот,
разрушаясь спонтанно или под воздействием различных факторов и
возрождаясь в новых формах. Человек и общество — не исключение:
рожденные в природе, они остаются во власти ее всеобщих законов,
игнорирование которых наказуемо. Философской основой этой тео-
рии является диалектическая парадигма развития, в противовес се

синергетической парадигме, привносимой в науку идеологами фило-
софии XX века.
Тектология Богданова — это общая теория организации и дезорга-
низации, наука об универсальных типах и закономерностях структурно-
го преобразования любых систем. Исходный пункт этой теории — под-
ход к изучению явлений с точки зрения их организации как «систе-
мы», состоящей из отдельных частей и отношений между ними, а
также «системы» — как целого в структуре внешней среды (других ее
«целых» элементов) и отношений между ними. То есть тектология
Богданова обозначила принципы системного подхода к изучению
сложных систем. При этом самые разнородные явления объединяют-
ся общими структурными связями на основании единства и объек-
тивности законов организации объектов. Это позволяет формулиро-
вать задачи организации и способы их решения.
В части социальных процессов всякая человеческая деятельность
объективно является организующей или дезорганизующей, а наука о
социальных процессах формируется на основе опыта деятельности
людей и по своим выводам является эмпирической, то есть развивает-
ся путем индукции. Задача регулирования социальных систем заклю-
чается в подборе комплексов событий во времени и придании им про-
грессивного (созидательного) качества. Регресс означает усложнение
связей, рост ответственности и функций, прогресс — упрощение свя-
зей, исключение противоречий.
В тектологии Богданова выделен закон «Расхождения форм», ко-
торый определяет возникновение различий в элементах целого при
разделении (разрушении) систем. Разделенные части всегда неодина-
ковы по свойствам и содержанию, различие которых влечет за собой
активизацию взаимодействия частей, их развитие.
В системе расхождение форм при нарушении связей между ними
влечет за собой распад всей системы. В 70-х годах японские эконо-
мисты выдвинули новую экономическую теорию: «человек — цель, а
не средство» в достижении экономических результатов. То есть не
«дикая эксплуатация», а создание высокооплачиваемых рабочих мест
и забота, социальная обеспеченность трудящихся дают лучшие резуль-
таты, чем выжимание соков и экономия на рабочей силе. Эти
положения были поддержаны в капиталистических странах, но не в
СССР, что дало возможность странам, принявшим эту парадигму,
выдвинуться вперед в развитии. Основные постулаты этой парадигмы:

• вначале человек, потом его дело;
• человек — это двигатель, а не заменяемая деталь;
• человек — это личность со своей мотивацией, целями, твор-
чеством и качеством;

• каждый работник — источник творческого вклада в деятель-
ность фирмы;
• результат в работе дает видимая, зримая забота о людях;
• требовать взыскательно, но справедливо;
• голос каждого работника должен быть услышан.
Каждая фирма имеет свои секреты и правила взаимодействия с
работниками, способы защиты прав работника, уважения личности,
гарантии в обязательствах.
Такой подход привел экономику Японии к резкому подъему. И хо-
тя никто из классиков Японии его не «обнаучивал», он стал важной
вехой в развитии теории экономики.
Появление теории о всеобщей занятости, разработанной Кейнсом,
побудило общество к обсуждению моделей рынка: классической и
кейнсианской.
Первая существовала очень давно. Считалось, что рынок все ре-
гулирует сам (идеолог — Жан Батист Сэй), предложение само по себе
рождает спрос, все дело лишь в цене: то, что произведено, будет по-
треблено. Полагалось, что сдвиг спроса влечет повышение цен или их
понижение. Это положение применялось аналогично к рынку денег и
труда. Поэтому государственное регулирование отвергалось. Но к 1937
году стало очевидно, что рыночные отношения не срабатывают.
Кейнс по-иному- стал толковать общепринятые положения, поста-
вив их с «ног на голову». Его идея — спрос порождает предложение, а
не наоборот, как у Сэя. Из этого следовало, что если государство увели-
чит спрос, то оно может добиться сдвига в производстве, то есть выве-
дет производство и экономику из кризиса. А спрос — это доходы ра-
ботников, их заработная плата и социальная защищенность. По этому
пути в 1939 году вышла из кризиса экономика США.
В большинстве стран с рыночной экономикой эта теория преоб-
ладает с разными интерпретациями. Состояние «что произведено,
то продано» создает условия равновесия и всеобщей занятости.
Теория трудовой стоимости К. Маркса, например, предполагает,
что мера труда определяет стоимость продукта. Затем уточнилось —•
общественно необходимых затрат труда.
Понятие «полезности» не принималось, в том числе, у нас в стра-
не. Хотя полезность — ведущая категория экономики.
Развитие парадигмы в экономике всегда зависело от успехов в дру-
гих областях знаний, что помогало отдельным специалистам, а затем и
обществу понять, почему более ранние теории иногда не выдерживали
проверки практикой. Появление в процессе эволюции науки все но-
вых парадигм, концепций и парадоксов свидетельствует о том, что
потребности общества превышают возможности науки разрешить
проблемы управленческой практики, характеризует развитие науки.

 

 

частный охранник разряды

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Меню

Рекомендуемые статьи

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top