Тема. Международные экономические организации

Мировое хозяйство, имеющее сложную иерархическую струк­туру, не может развиваться без определенных регулирующих начал.

В мире насчитывается значительное число организаций. Некоторые из них наделены широкими функциями и действу­ют на уровне всего мирового хозяйства; деятельность других осуществляется в отдельных сферах мирового хозяйства (напри­мер, в валютной или внешнеторговой); третьи объединяют страны, принадлежащие к той или иной группе, например к промышленно развитым или развивающимся. Целый ряд международ­ных экономических организаций создан по отраслевому прин­ципу.

Хотя большинство международных экономических организа­ций не участвует непосредственно в производстве товаров или услуг, их роль в регулировании рыночных отношений в послед­ние годы существенно возросла, поскольку переход мировой экономики в новое качество — глобализацию — объективно тре­бует усиления регулирующих начал.

Географически деятельность международных экономических организаций может охватывать как все мировое экономическое пространство, так и его отдельные регионы. В этой связи меж­дународные экономические организации можно подразделять на универсальные и региональные.

Центральное место в институциональной структуре современ­ного мирового хозяйства занимают органы и организации, вхо­дящие в систему ООН.

 

Вопрос 1. Международные экономические организации системы ООН

Вопрос 2.  Международный валютный фонд

Вопрос 3. Группа всемирного банка

Вопрос 4.  Другие международные организации

 

Вопрос 1. Международные экономические организации системы ООН

ООН как наиболее универсальная международная организация включает в себя целый ряд органов и международных организаций.

Экономические вопросы занимают значительное место в деятель­ности Генеральной Ассамблеи (ГА — GA, General Assembly) ООН, наиболее представительного органа этой наиболее авторитетной международной организации.

  1. Главным органом ООН, координирующим всю экономичес­кую, социальную и культурную деятельность этой организации, является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС— ECOSOC, Economic and Social Council). В его компетенцию входят также гуманитарные проблемы.

Совет состоит из 54 членов, которые избираются Генераль­ной Ассамблеей ООН на трехлетний период. Треть членов переизбирается каждый год. В Совете установлены следующие нормы представительства: Азия — 11, Африка — 14, Восточная Европа — 6, Западная Европа — 13, Латинская Америка — 10. Заседания Совета проходят поочередно в Нью-Йорке и Женеве.

Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов, каждый член Совета имеет один голос, и ни одна стра­на-член не имеет права вето.

ЭКОСОС состоит из трех сессионных комитетов: Первого (экономического); Второго (социального); Третьего (по програм­мам и сотрудничеству). Все члены Совета входят в каждый из этих комитетов.

ЭКОСОС подотчетны 5 региональных комиссий ООН: Евро­пейская экономическая комиссия (Женева, Швейцария), Эко­номическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок, Таиланд), Экономическая комиссия для Африки (Ад­дис-Абеба, Эфиопия), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили), Экономичес­кая и социальная комиссия для Западной Азии (Ливан, Бейрут).

Экономический и социальный совет осуществляет согласование деятельности 18 специализированных учреждений ООН, в т.ч. Международная организация тру­да (МОТ), Продовольственная и сельскохозяйственная орга­низация ООН(ФАО),  Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

  1. В 1964 г. году Генеральная Ассамблея ООН учредила Конфе­ренцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD). Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. Число членов организации пре­вышает 190. Эта организация была призвана рассматривать весь комплекс вопросов, связанных с международной торговлей и раз­витием, включая принципы обмена и торговли сырьевыми и про­мышленными товарами, финансирование проектов развития, вопросы внешней задолженности, передачи технологии разви­вающимся странам. Значительное внимание ЮНКТАД уделяла положению наименее развитых стран.

ЮНКТАД взаимодействует как с правительствами стран-чле­нов, так и с различными органами ООН, неправительственны­ми организациями, представителями частного капитала, науч­но-исследовательскими институтами и университетами в различ­ных странах мира. Хотя ее решения не носят обязательного характера, они играют большую роль в формировании мирово­го общественного мнения, которое вынуждены учитывать и го­сударственные органы. В целом деятельность ЮНКТАД способ­ствует развитию международной торговли путем налаживания рав­ноправного сотрудничества между государствами.

  1. В 166 странах мира осуществляет деятельность Программа развития ООН (ПРООН, United Nations Development Programme, UNDP). ПРООН учреждена в 1965 г. Штаб-квартира организа­ции — в Нью-Йорке.

Основная задача этой организации определена как содействие странам в приобщении к знаниям и мировому опыту развития с целью улучшения социально-экономического положения.

Вопрос 2.  Международный валютный фонд

Международный валютный фонд (МВФ — International Monetary Fund, IMF) создан 1944 г. Членами МВФ могут быть только государства (184 на середину 2003 г.). МВФ, являясь универсальной валютно-финансовой организацией, входит в систему ООН, но полностью ав­тономен в своих действиях.

Основными целями учреждения МВФ являлись стимулирование международного валютного сотрудничества, достижение стабиль­ности валютных курсов и упорядочение валютных режимов, оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в ус­транении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

В определенном смысле МВФ представляет собой уникаль­ную организацию. Государства, обращающиеся за помощью в МВФ при возникновении финансовых сложностей, должны согласо­вать с Фондом программу оздоровления экономики и обязаны в случае ее принятия и оказания помощи со стороны Фонда ее выполнять. При невыполнении обязательств Фонд может (вре­менно или окончательно) прекратить представление финансо­вых ресурсов, в чем не раз убеждались члены МВФ, в том числе и Россия.

Важность реализации достигнутых с МВФ договоренностей проявляется и в том, что целый ряд других международных орга­низаций в своих взаимоотношениях с заемщиками или должни­ками ориентируется на их договоренности именно с МВФ, по­скольку в мировой экономике нет органа, который бы отслеживал ход осуществления принятых программ и мог применить санк­ции в случае их невыполнения.

Капитал МВФ представляет собой сумму взносов (так назы­ваемых квот) всех его членов. В настоящее время она превыша­ет 210 млрд. специальных прав заимствования (СДР — Special Drawing Rights), введенных в 1969 г. Квота каждого нового чле­на в СДР определяется индивидуально с помощью ряда матема­тических формул.

Государство, вступающее в МВФ, выплачивает часть своего взноса по квоте в виде резервных активов (иностранной валю­ты, приемлемой для МВФ, или СДР), а остальную часть — в соб­ственной валюте. Поскольку далеко не все страны — члены МВФ имеют сильные валюты, то на практике ресурсная база фонда су­щественно меньше, чем это может показаться на первый взгляд.

Одна единица СДР рассчитывается на основе корзины, состо­ящей из четырех наиболее распространенных в международных платежах валют — доллара США (45 %), евро (29 %), японской иены (15 %) и английского фунта стерлингов (11 %). Как вид­но, доминирующее положение в корзине СДР, вступившей в силу с 1 января 2001 г., занимает доллар США. Однако поскольку удельный вес валют пересчитывается, как правило, один раз в 5 лет, то не исключено, что при следующем пересмотре валют удель­ный вес евро может несколько увеличиться. Это произойдет, если евро займет более прочные позиции в мировой валютной сис­теме.

От величины квоты зависят: а) число голосов, которое имеет страна в МВФ; б) максимальный объем ресурсов, которые страна может получить от Фонда; в) доля страны при распределении СДР; г) порядок представительства в органах управления.

Число голосов, которое имеет член МВФ, рассчитывается следующим образом: к базовом 250 голосам добавляется один го­лос на каждые 100 тыс. СДР квоты. Поскольку квоты членов Фонда далеко не одинаковы, число голосов также разное. Наи­большая квота (17,46 %), а следовательно, и наибольшее число голосов (17,14 %), у США. При изменении квот меняется и число голосов, которыми располагает член Фонда.

Самые важные решения в МВФ требуют для принятия 85 % голосов. Отсюда следует, что США могут их блокировать еди­нолично. Однако и страны ЕС также обладают блокирующим числом голосов. Развивающиеся страны в принципе обладают такой же возможностью, но в отличие от ЕС им труднее согла­совывать свои позиции. При принятии менее важных решений необходимо большинство в 70 % голосов, все остальные реше­ния требуют простого большинства.

При возникновении серьезных финансовых затруднений страна может обратиться в Фонд за помощью. МВФ не выступает инициатором предоставления ресурсов своим членам для решения финансовых затруднений.

Кредиты Фонда предоставляются как в рамках краткосрочных договоренностей (так называемые кредиты стэнд-бай) для пре­одоления трудностей урегулирования платежного баланса, нося­щих временный или циклический характер, так и в рамках сред­несрочных договоренностей о расширенном кредитовании. Од­нако в большинстве случаев страна, обращающаяся за помощью, должна, во-первых, доказать действительную потребность в ре­сурсах Фонда, а во-вторых, обосновать программу стабилизации или реформирования экономики, чтобы Фонд мог убедиться в том, что «трудности урегулирования платежного баланса го­сударства-члена будут преодолены в разумные сроки». При этом страна должна согласовать с МВФ программу проведения мер, направленных на структурную перестройку экономики и разра­ботку и проведение экономической политики, способной в при­емлемые сроки обеспечить достижение стабильного экономиче­ского роста страны.

 

Вопрос 3. Группа Всемирного банка

Ядром группы является Международный банк реконструкции и развития — МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD), который вместе со своим филиалом — Меж­дународной ассоциацией развития образует так называемый Все­мирный (Мировой) банк. В группу Всемирного банка помимо двух вышеназванных организаций входят также Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инве­стиционным гарантиям и Международный центр по урегулиро­ванию инвестиционных споров.

Членом МБРР может быть только страна, вступившая в МВФ. Число членов МБРР на середину 2003 г. — 184. Общий объем ресурсов, предоставленных с момента начала операций, — 371 млрд. долл. США, в том числе в 2002 финансовом году 11,5 млрд. Кредиты банка выдаются в разных валютах в зависимости от потребности заемщика.

Хотя уставный капитал МБРР превышает 189,5 млрд. долл. США, однако оплаченный капитал составляет только около 11,5 млрд. долл. Поэтому МБРР является регулярным заемщиком на меж­дународных рынках капитала. Устав Банка не предполагает разовых или периодических обязательных взносов в капитал банка.

Число голосов, которое имеет тот или иной член МБРР, оп­ределяется его долей в уставном капитале банка. Самый круп­ный акционер МБРР — США (16,87 % акций и 16,41 % голосов). Япония имеет 8,08 % акций и 7,87 % голосов. Россия вступила в МБРР в 1992 г. (2,85 % акций и 2,79 % голосов). Президент МБРР избирается от США (в настоящее время — Джеймс Вулфенсон). В связи с изменением приоритетов сократилась доля кредитных ресурсов, выделяемых МБРР на развитие энергетики и добываю­щей промышленности, и возросло значение таких секторов эконо­мики, как государственное управление и финансы. Банк выделяет значительные средства на борьбу с эпидемией ВИЧ/СПИД.

 

Вопрос 4.  Другие международные организации

В состав влиятельной Организации экономического сотрудни­чества и развития (ОЭСРThe Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) входят 30 государств, главным образом с развитой рыночной экономикой (в основном европейские стра­ны, США, Япония и др.), а также некоторые развивающиеся страны и ряд стран с переходной экономикой в Восточной и Цен­тральной Европе. ОЭСР (штаб-квартира — в Париже) созда­на в 1961 г. по инициативе США. Условием вступления в ОЭСР является приверженность страны принципам демократии и ры­ночной экономики. Государства — члены ОЭСР производят 2/3 ми­рового валового продукта.

С 1919 г. осуществляет деятельность Международная торго­вая палата (МТПInternational Chamber of Commerce, ICC, ме­стонахождение секретариата организации — Париж). МТП ви­дит свои основные задачи в том, чтобы содействовать улучше­нию экономических отношений между государствами. Она стремится к установлению и расширению международных кон­тактов между деловыми кругами стран — членов Палаты и дос­тижению большего взаимопонимания в сфере торговли и эко­номического, торгового и промышленного сотрудничества.

В 1946 г. в Лондоне была учреждена Международная органи­зация по стандартизации (ИСО — International Standardization Organization, ISO). Она осуществляет разработку международных стандартов и сотрудничество в области стандартизации с целью создания более благоприятных условия для международной тор­говли и оказания содействия в экономической, научно-техни­ческой и интеллектуальной деятельности. Вырабатываемые этой организацией стандарты носят рекомендательный характер.

Ряд международных экономических организаций был создан развивающимися странами. Наибольшую известность получила образованная в 1960 г. Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК— Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC). В 70-х гг. XX в. она добилась крупных успехов, в дальнейшем ее значение в силу ряда причин ослабло, но и в настоящее вре­мя она по-прежнему остается важнейшим производителем и по­ставщиком нефти и нефтепродуктов на мировой рынок.

Характерной особенностью мирового экономического раз­вития является возрастание роли неформальных экономичес­ких организаций, в частности Давосского экономического фо­рума, Парижского и Лондонского клубов кредиторов. Членами Парижского клуба могут быть только государства-кредиторы, в то время как Лондонский клуб объединяет частные банки. Обе организации созданы для рассмотрения вопросов урегу­лирования внешней задолженности государств. Широко изве­стными начиная с середины 1970-х гг. стали исследования, про­водимые под эгидой Римского клуба, объединяющего ведущих экономистов мира, которые в своих совместных аналитических докладах дают прогнозные оценки будущего развития миро­вой экономики.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Меню

Рекомендуемые статьи

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top