Тема. Международные экономические организации
Мировое хозяйство, имеющее сложную иерархическую структуру, не может развиваться без определенных регулирующих начал.
В мире насчитывается значительное число организаций. Некоторые из них наделены широкими функциями и действуют на уровне всего мирового хозяйства; деятельность других осуществляется в отдельных сферах мирового хозяйства (например, в валютной или внешнеторговой); третьи объединяют страны, принадлежащие к той или иной группе, например к промышленно развитым или развивающимся. Целый ряд международных экономических организаций создан по отраслевому принципу.
Хотя большинство международных экономических организаций не участвует непосредственно в производстве товаров или услуг, их роль в регулировании рыночных отношений в последние годы существенно возросла, поскольку переход мировой экономики в новое качество — глобализацию — объективно требует усиления регулирующих начал.
Географически деятельность международных экономических организаций может охватывать как все мировое экономическое пространство, так и его отдельные регионы. В этой связи международные экономические организации можно подразделять на универсальные и региональные.
Центральное место в институциональной структуре современного мирового хозяйства занимают органы и организации, входящие в систему ООН.
Вопрос 1. Международные экономические организации системы ООН
Вопрос 2. Международный валютный фонд
Вопрос 3. Группа всемирного банка
Вопрос 4. Другие международные организации
Вопрос 1. Международные экономические организации системы ООН
ООН как наиболее универсальная международная организация включает в себя целый ряд органов и международных организаций.
Экономические вопросы занимают значительное место в деятельности Генеральной Ассамблеи (ГА — GA, General Assembly) ООН, наиболее представительного органа этой наиболее авторитетной международной организации.
- Главным органом ООН, координирующим всю экономическую, социальную и культурную деятельность этой организации, является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС— ECOSOC, Economic and Social Council). В его компетенцию входят также гуманитарные проблемы.
Совет состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН на трехлетний период. Треть членов переизбирается каждый год. В Совете установлены следующие нормы представительства: Азия — 11, Африка — 14, Восточная Европа — 6, Западная Европа — 13, Латинская Америка — 10. Заседания Совета проходят поочередно в Нью-Йорке и Женеве.
Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов, каждый член Совета имеет один голос, и ни одна страна-член не имеет права вето.
ЭКОСОС состоит из трех сессионных комитетов: Первого (экономического); Второго (социального); Третьего (по программам и сотрудничеству). Все члены Совета входят в каждый из этих комитетов.
ЭКОСОС подотчетны 5 региональных комиссий ООН: Европейская экономическая комиссия (Женева, Швейцария), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок, Таиланд), Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абеба, Эфиопия), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (Ливан, Бейрут).
Экономический и социальный совет осуществляет согласование деятельности 18 специализированных учреждений ООН, в т.ч. Международная организация труда (МОТ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН(ФАО), Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
- В 1964 г. году Генеральная Ассамблея ООН учредила Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD). Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. Число членов организации превышает 190. Эта организация была призвана рассматривать весь комплекс вопросов, связанных с международной торговлей и развитием, включая принципы обмена и торговли сырьевыми и промышленными товарами, финансирование проектов развития, вопросы внешней задолженности, передачи технологии развивающимся странам. Значительное внимание ЮНКТАД уделяла положению наименее развитых стран.
ЮНКТАД взаимодействует как с правительствами стран-членов, так и с различными органами ООН, неправительственными организациями, представителями частного капитала, научно-исследовательскими институтами и университетами в различных странах мира. Хотя ее решения не носят обязательного характера, они играют большую роль в формировании мирового общественного мнения, которое вынуждены учитывать и государственные органы. В целом деятельность ЮНКТАД способствует развитию международной торговли путем налаживания равноправного сотрудничества между государствами.
- В 166 странах мира осуществляет деятельность Программа развития ООН (ПРООН, United Nations Development Programme, UNDP). ПРООН учреждена в 1965 г. Штаб-квартира организации — в Нью-Йорке.
Основная задача этой организации определена как содействие странам в приобщении к знаниям и мировому опыту развития с целью улучшения социально-экономического положения.
Вопрос 2. Международный валютный фонд
Международный валютный фонд (МВФ — International Monetary Fund, IMF) создан 1944 г. Членами МВФ могут быть только государства (184 на середину 2003 г.). МВФ, являясь универсальной валютно-финансовой организацией, входит в систему ООН, но полностью автономен в своих действиях.
Основными целями учреждения МВФ являлись стимулирование международного валютного сотрудничества, достижение стабильности валютных курсов и упорядочение валютных режимов, оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
В определенном смысле МВФ представляет собой уникальную организацию. Государства, обращающиеся за помощью в МВФ при возникновении финансовых сложностей, должны согласовать с Фондом программу оздоровления экономики и обязаны в случае ее принятия и оказания помощи со стороны Фонда ее выполнять. При невыполнении обязательств Фонд может (временно или окончательно) прекратить представление финансовых ресурсов, в чем не раз убеждались члены МВФ, в том числе и Россия.
Важность реализации достигнутых с МВФ договоренностей проявляется и в том, что целый ряд других международных организаций в своих взаимоотношениях с заемщиками или должниками ориентируется на их договоренности именно с МВФ, поскольку в мировой экономике нет органа, который бы отслеживал ход осуществления принятых программ и мог применить санкции в случае их невыполнения.
Капитал МВФ представляет собой сумму взносов (так называемых квот) всех его членов. В настоящее время она превышает 210 млрд. специальных прав заимствования (СДР — Special Drawing Rights), введенных в 1969 г. Квота каждого нового члена в СДР определяется индивидуально с помощью ряда математических формул.
Государство, вступающее в МВФ, выплачивает часть своего взноса по квоте в виде резервных активов (иностранной валюты, приемлемой для МВФ, или СДР), а остальную часть — в собственной валюте. Поскольку далеко не все страны — члены МВФ имеют сильные валюты, то на практике ресурсная база фонда существенно меньше, чем это может показаться на первый взгляд.
Одна единица СДР рассчитывается на основе корзины, состоящей из четырех наиболее распространенных в международных платежах валют — доллара США (45 %), евро (29 %), японской иены (15 %) и английского фунта стерлингов (11 %). Как видно, доминирующее положение в корзине СДР, вступившей в силу с 1 января 2001 г., занимает доллар США. Однако поскольку удельный вес валют пересчитывается, как правило, один раз в 5 лет, то не исключено, что при следующем пересмотре валют удельный вес евро может несколько увеличиться. Это произойдет, если евро займет более прочные позиции в мировой валютной системе.
От величины квоты зависят: а) число голосов, которое имеет страна в МВФ; б) максимальный объем ресурсов, которые страна может получить от Фонда; в) доля страны при распределении СДР; г) порядок представительства в органах управления.
Число голосов, которое имеет член МВФ, рассчитывается следующим образом: к базовом 250 голосам добавляется один голос на каждые 100 тыс. СДР квоты. Поскольку квоты членов Фонда далеко не одинаковы, число голосов также разное. Наибольшая квота (17,46 %), а следовательно, и наибольшее число голосов (17,14 %), у США. При изменении квот меняется и число голосов, которыми располагает член Фонда.
Самые важные решения в МВФ требуют для принятия 85 % голосов. Отсюда следует, что США могут их блокировать единолично. Однако и страны ЕС также обладают блокирующим числом голосов. Развивающиеся страны в принципе обладают такой же возможностью, но в отличие от ЕС им труднее согласовывать свои позиции. При принятии менее важных решений необходимо большинство в 70 % голосов, все остальные решения требуют простого большинства.
При возникновении серьезных финансовых затруднений страна может обратиться в Фонд за помощью. МВФ не выступает инициатором предоставления ресурсов своим членам для решения финансовых затруднений.
Кредиты Фонда предоставляются как в рамках краткосрочных договоренностей (так называемые кредиты стэнд-бай) для преодоления трудностей урегулирования платежного баланса, носящих временный или циклический характер, так и в рамках среднесрочных договоренностей о расширенном кредитовании. Однако в большинстве случаев страна, обращающаяся за помощью, должна, во-первых, доказать действительную потребность в ресурсах Фонда, а во-вторых, обосновать программу стабилизации или реформирования экономики, чтобы Фонд мог убедиться в том, что «трудности урегулирования платежного баланса государства-члена будут преодолены в разумные сроки». При этом страна должна согласовать с МВФ программу проведения мер, направленных на структурную перестройку экономики и разработку и проведение экономической политики, способной в приемлемые сроки обеспечить достижение стабильного экономического роста страны.
Вопрос 3. Группа Всемирного банка
Ядром группы является Международный банк реконструкции и развития — МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD), который вместе со своим филиалом — Международной ассоциацией развития образует так называемый Всемирный (Мировой) банк. В группу Всемирного банка помимо двух вышеназванных организаций входят также Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.
Членом МБРР может быть только страна, вступившая в МВФ. Число членов МБРР на середину 2003 г. — 184. Общий объем ресурсов, предоставленных с момента начала операций, — 371 млрд. долл. США, в том числе в 2002 финансовом году 11,5 млрд. Кредиты банка выдаются в разных валютах в зависимости от потребности заемщика.
Хотя уставный капитал МБРР превышает 189,5 млрд. долл. США, однако оплаченный капитал составляет только около 11,5 млрд. долл. Поэтому МБРР является регулярным заемщиком на международных рынках капитала. Устав Банка не предполагает разовых или периодических обязательных взносов в капитал банка.
Число голосов, которое имеет тот или иной член МБРР, определяется его долей в уставном капитале банка. Самый крупный акционер МБРР — США (16,87 % акций и 16,41 % голосов). Япония имеет 8,08 % акций и 7,87 % голосов. Россия вступила в МБРР в 1992 г. (2,85 % акций и 2,79 % голосов). Президент МБРР избирается от США (в настоящее время — Джеймс Вулфенсон). В связи с изменением приоритетов сократилась доля кредитных ресурсов, выделяемых МБРР на развитие энергетики и добывающей промышленности, и возросло значение таких секторов экономики, как государственное управление и финансы. Банк выделяет значительные средства на борьбу с эпидемией ВИЧ/СПИД.
Вопрос 4. Другие международные организации
В состав влиятельной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР— The Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) входят 30 государств, главным образом с развитой рыночной экономикой (в основном европейские страны, США, Япония и др.), а также некоторые развивающиеся страны и ряд стран с переходной экономикой в Восточной и Центральной Европе. ОЭСР (штаб-квартира — в Париже) создана в 1961 г. по инициативе США. Условием вступления в ОЭСР является приверженность страны принципам демократии и рыночной экономики. Государства — члены ОЭСР производят 2/3 мирового валового продукта.
С 1919 г. осуществляет деятельность Международная торговая палата (МТП— International Chamber of Commerce, ICC, местонахождение секретариата организации — Париж). МТП видит свои основные задачи в том, чтобы содействовать улучшению экономических отношений между государствами. Она стремится к установлению и расширению международных контактов между деловыми кругами стран — членов Палаты и достижению большего взаимопонимания в сфере торговли и экономического, торгового и промышленного сотрудничества.
В 1946 г. в Лондоне была учреждена Международная организация по стандартизации (ИСО — International Standardization Organization, ISO). Она осуществляет разработку международных стандартов и сотрудничество в области стандартизации с целью создания более благоприятных условия для международной торговли и оказания содействия в экономической, научно-технической и интеллектуальной деятельности. Вырабатываемые этой организацией стандарты носят рекомендательный характер.
Ряд международных экономических организаций был создан развивающимися странами. Наибольшую известность получила образованная в 1960 г. Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК— Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC). В 70-х гг. XX в. она добилась крупных успехов, в дальнейшем ее значение в силу ряда причин ослабло, но и в настоящее время она по-прежнему остается важнейшим производителем и поставщиком нефти и нефтепродуктов на мировой рынок.
Характерной особенностью мирового экономического развития является возрастание роли неформальных экономических организаций, в частности Давосского экономического форума, Парижского и Лондонского клубов кредиторов. Членами Парижского клуба могут быть только государства-кредиторы, в то время как Лондонский клуб объединяет частные банки. Обе организации созданы для рассмотрения вопросов урегулирования внешней задолженности государств. Широко известными начиная с середины 1970-х гг. стали исследования, проводимые под эгидой Римского клуба, объединяющего ведущих экономистов мира, которые в своих совместных аналитических докладах дают прогнозные оценки будущего развития мировой экономики.