Административное право Российской Федерации как правовая отрасль обладает специфической структурой и требует определенного подхода к его изучению. Студентам, заинтересованным в глубоком усвоении этого предмета, мы предлагаем несколько советов, которые помогут им сориентироваться в строении курса и определить последовательность изучения тем.

 Административное право как отрасль права формировалось на протяжении последних двух столетий. Современное его состояние отличается полнотой и относительной завершенностью структуры. Административное право изучает административное законодательство, которое по своему объему и масштабу едва ли может сравниться с какой-либо другой правовой отраслью. Поэтому студентам с самого первого занятия рекомендуется настроиться на серьезный подход к изучению этой дисциплины, проявить максимум усердия и помнить об ответственности, которая возлагается на специалистов административного права и сопряжена с государственными интересами.

Административное право ‑ это логически завершенная отрасль права, представляющая собой весьма четкую и стройную систему административно-правовых институтов и подотраслей. В связи с этим изучение курса административного права должно быть последовательным, регулярным и соответствовать логике построения отрасли. В административном праве все институты взаимозависимы и взаимосвязаны. Не разобравшись с предыдущей темой лекционного или практического занятия, трудно понять следующую. Например, формы и методы управления обусловлены сущностью, задачами и функциями государственного управления и потому требуют предварительного изучения основополагающих проблем исполнительной власти. Другой пример ‑ реализация функций государственного управления. Закономерен вопрос: какие субъекты обеспечивают непрерывность и регулярность осуществления этих функций? Поиск ответа приведет к необходимости разграничить понятия «субъект государственного управления» и «субъект административного права», изучить их административно-правовой статус. С этим вопросом напрямую связан институт государственной службы, который в последние годы приобрел такое стремительное законодательное развитие, что возникли предпосылки для выделения из Общей части административного права отдельной подотрасли ‑ служебного права.


Очное отделение…………………46

В том числе:

Лекции………...…………………….34

Практические занятия……………12

       Самостоятельная работа……….

На базе ССО:

Лекции……………………………….34

Практические занятия…………..…12

        Самостоятельная работа……..…

 

Заочное отделение……………....14

В том числе:

Лекции…………………………….14

Самостоятельная работа………….

На базе ССО

Лекции…………………………….14

Самостоятельная работа………….

На базе ВО

Лекции…………………………….14

Самостоятельная работа………….


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

          Административное право России – одна из важнейших правовых дисциплин, предусматривающая изучение общественных отношений в сфере государственного управления, связанных с деятельностью всех звеньев государственной администрации по практическому решению жизненно важных для общества проблем.

          Нормы административного права выражают публичный интерес, чем и предопределяется целевое назначение курса: формирование у студентов комплекса знаний по вопросам взаимодействия государства и граждан в процессе государственного управления, необходимых им для профессионального выполнения служебных обязанностей.

         Основными задачами курса являются:

  • обогащение студентов глубокими знаниями об основных понятиях, принципах и положениях науки административного права, о достигнутом уровне ее развития;
  • обучение студентов четкому ориентированию в действующей системе административно-правовых норм, умению правильно толковать и применять нормы административного права в конкретных ситуациях;
  • формирование у студентов правового мышления, способности оперировать категориями административного права;
  • привитие студентам чувства уважения к человеку и гражданину, его правам, свободам и законным интересам.

            Согласно  ГСЭ.Ф.07  «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста», выпускник в результате освоения дисциплины должен:

  • знать предмет и метод административно-правового регулирования; нормы и источники административного права; основные черты и принципы отношений, регулируемых административным правом; административно-правовой статус субъектов административного права; механизм защиты прав личности, основы государственной службы, административно-правовые формы и методы государственного управления; понятие и признаки юридического состава административного правонарушения; задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях; порядок обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти, административно-правовое регулирование в административно-политической, социально-экономической и социально-культурной сферах управления, а так же в сфере межотраслевого управления.
  • уметь анализировать источники административного права и использовать конкретные административно-правовые нормы для разрешения проблемных ситуаций; квалифицировать составы административных правонарушений, определять правомерность принятых по ним мер; осуществлять процессуальные действия по делам об административных  правонарушениях. владеть элементарными навыками научного анализа.

 

 

ТЕСТ

для самоконтроля знаний студентов

 

  1. Административное право в России сформировалось в результате:
  • отпочкования от государственного права в 19 в.;
  • перехода от полицейского права к административному праву на рубеже 19 и 20 в.в.;
  • разделения государственного права на административное, конституционное и гражданское право в начале 20 в.
  1. Чертой, отличающей административно-правовой метод регулирования от гражданско-правового, является:
  • юридическое неравенство субъектов;
  • договорной характер отношений субъектов;
  • судебный характер защиты нарушенных прав субъектов.
Вопросы, выносимые на экзамен
по дисциплине «Административное право»

 

 

  1. Понятие, предмет и метод административного права. 
  2. Соотношение административного права с другими отраслями права.
  3. Система административного права.
  4. Понятие административно-правовой нормы. Особенности ее содержания и структуры.
  5. Понятие и источники административного права.
  6. Административно-правовые отношения, структура, виды.
  7. Особенности административно-правовых отношений, их отграничения от других видов правоотношений.
  8. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
  9. Понятие и виды субъектов административного права.
  10. Общая характеристика органов исполнительной власти и ее система в РФ.
  11. Виды и структура органов исполнительной власти в РФ.
  12. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
  13. Компетенция Правительства РФ.

Задачи для самостоятельного решения студентами на занятии

Административное дело

В сентября 2002 года учащиеся 2 курса радиотехникума несовершеннолетние Николаев Ю.М. (17 лет) и Юрков Б.В. (16 лет) употребили по случаю дня рождения Юркова Б.В. у него дома спиртные напитки и решили пойти на дискотеку в Дом культуры домостроительного комбината.

Войдя в зал, где звучала музыка и танцевали молодые люди, Николаев и Юрков, увидев сидящих на скамейке незнакомых им ранее девушек Росную Н.И. и Грачеву Е.П., стали настойчиво предлагать им знакомство. Росная ответила, что ни она, ни ее подруга Грачева не желают с ними знакомиться, и пересели на другое место.

В свою очередь Николаев и Юрков снова подсели к названным девушкам. Николаев обратился к Росной со словами: «Сударыня, не желаете ли сбацать со мною ламбаду?», на что Росная ответила, что с пьяными не танцует, и направилась к выходу. Возмутившись отказом девушки, Николаев громко выразился нецензурной бранью в ее адрес.

В это время Юрков подхватил на руки также пытавшуюся уйти вслед за подругой Грачеву, внес ее в крут танцующих и крепко удерживая девушку за руки, стал показывать ей различные «па», требуя повторять за ним. Грачева вырвалась и  пыталась бежать от Юркова, но последний схватил ее за рукав платья, снова потащил в круг танцующих, в результате чего рукав платья Грачевой порвался.

Возмущенные поведением нетрезвых Николаева и Юркову девушки обратились к администратору Дома культуры Андреевой Н.И., которая вызвала из ближайшего отделения внутренних дел наряд милиции в составе Иванова Н.И. и КузьминаПЯ., которые и доставили несовершеннолетних в дежурную часть. Дежурный на основании рапорта Иванова и Кузьмина опросил правонарушителей, потерпевших и свидетелей, составил протокол о совершенном Николаевым и к Юрковым мелком хулиганстве и все материалы дела для разрешения по существу передал начальнику ОВД Еремину О.Е.

Рассмотрев представленные материалы дела об административном правонарушении, совершенном Николаевым и Юрковым и усмотрев в действиях указанных правонарушителей признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ, начальник ОВД Еремин с учетом возраста правонарушителей направил собранные материалы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Меню

Рекомендуемые статьи

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top