Для занятий кружка электронной автоматики следует выделить отдельное помещение, светлое, вентилируемое и достаточно просторное, чтобы разместить 15—16 рабочих мест и учебное оборудование. Необходимо также предусмотреть небольшое подсобное помещение-кладовую.
В таком специально оборудованном кабинете или лаборатории в неделю могут заниматься до 6 кружков или около 100 ребят. Если предполагается организовать занятия только 2—3 кружков электронной автоматики, то в этом же помещении может также заниматься и радио- кружок.
Для проведения занятий кружка электронной автоматики можно использовать любую пригодную для этой цели мебель: конторские и письменные столы, книжные шкафы, полки, стулья или табуреты. Однако вся мебель должна быть по возможности простой и достаточно прочной. Часть мебели, при благоприятных условиях и всю ее, можно изготовить самостоятельно, силами внешкольного учреждения или даже школы, где имеются столярные мастерские.
В лаборатории или кабинете электронной автоматики иа каждом рабочем месте необходимо иметь несколько различных источников электропитания: 220 в и менного тока для питания измерительной аппараты, сетевых электродвигателей и других электроприборов; 36 в переменного тока для питания электропаяльников; 12 и 24 в постоянного тока для испытания и налаживания транзисторных и релейных схем. Все питающие напряжения подводятся к специальным силовым щиткам. Для получения переменных и постоянных напряжений 36, 24 и 12 в необходима отдельная установка (нижающий трансформатор, выпрямитель с делители и напряжения и т, д.).
Теперь, когда сказано достаточно подробно об организации учебной лаборатории для занятий кружков электронной автоматики, не лишним будет коснуться вопроса оборудования подсобного помещения, предназначенного для хозяйственных нужд кружка. Как уже было отмечено ранее, под кладовую можно использовать как отдельное подсобное помещение, расположенное территориально вблизи учебной лаборатории, так и отгороженную с помощью легкой перегородки или шкафов часть основного помещения. Вариант организации подсобного помещения представлен на плане рис. 1. В кладовой хранятся материалы и детали, необходимые для занятий кружков в течение всего учебного года. Как правило, материальная часть приобретается в соответствии с программой кружка и индивидуальными планами педагогов; необходимые детали и материалы выдаются им под конкретные, заранее запланированные работы. Кроме того, в кладовой хранятся инструменты и приборы, которые руководителю кружка нужны не на каждом занятии. Иными словами, при оборудовании подсобного помещения под кладовую необходимы:
Постройка самых разнообразных приборов и устройств автоматики на занятиях кружка требует наличия широкого ассортимента инструментов. Выбор и количество инструментов будет зависеть от того, какие именно приборы вы задумали построить. Для начинающих нужен самый минимум инструмента. Но для учащихся, которые намерены продолжить занятия в кружке 2-й и 3-й год и строить более сложную аппаратуру, необходимы самые разнообразные инструменты. Это условие является фундаментальным в организации работы кружков электронной автоматики. Необходимо также уделять внимание качеству инструментов. Приобретая инструменты для занятий кружка, учтите следующий совет: лучше приобрести меньше инструментов, но зато пусть они будут качественными. Цена отдельных инструментов немалая, да и закупить сразу весь необходимый комплект не всегда представляется возможным. В этом случае приобретайте инструменты периодически и постепенно.
Станки. В практической работе кружка электронной автоматики широко применяются станки: сверлильный, токарный, заточный, намоточный, полировальный, фрезерный.
Сверлильный станок необходим в любом техническом кружке и предназначен для сверления, зенкования, развертывания.
Широкое применение в кружках радиоэлектроники получили настольно-сверлильные станки. На них можно сверлить отверстия диаметром до 15 мм. Рекомендуемые типы сверлильных станков и их основные данные собраны в таблице 9.
Учебный процесс в технических кружках с полным основанием можно рассматривать с точки зрения современного производства. Ничего, что каждый школьник в отдельности занимается в кружке всего только несколько часов в неделю. Но и за эти немногие часы любой из них успевает окунуться в атмосферу настоящей лаборатории или цеха. На занятиях в кружках радиоэлектроники юные техники постоянно сталкиваются с теми же инструментами, станками, измерительными приборами, овладевают в большинстве случаев той же технологией, что и на «большом» производстве. Поэтому и опасностей, которым подвержен человек на современном производстве, в условиях кружка не меньше, а значительно больше, скольку речь идет о детях.
Широкое применение учебно-наглядных пособий и плнических средств обучения значительно повышает качество учебного процесса. Предметы и явления можно демонстрировать на занятиях кружка либо в непосредственном их виде, либо с помощью их изображений на плакатах, чертежах, схемах и т. д., а еще лучше широко использовать диапозитивы и учебные кинофильмы, 1 с. Возможности здесь у руководителя кружка, в полном смысле слова, неограниченные.
Самые разнообразные радиодетали и материалы научит применение в практической работе кружка электронной автоматики. Это, однако, не значит, что приобретать надо чуть ли не все детали — ведь тогда для них потребуется не кладовая, а целый склад с другой стороны, ограничив список материалов и деталей рекомендуемыми схемами, мы тем самым не только усложним процесс их приобретения, но и свяжем творческую инициативу отдельных коллективов. Поясним эту мысль.