Для занятий кружка электронной автоматики следует выделить отдельное помещение, светлое, вентилируемое и достаточно просторное, чтобы разместить 15—16 рабочих мест и учебное оборудование. Необходимо также предусмотреть небольшое подсобное помещение-кладовую.
В таком специально оборудованном кабинете или лаборатории в неделю могут заниматься до 6 кружков или около 100 ребят. Если предполагается организовать занятия только 2—3 кружков электронной автоматики, то в этом же помещении может также заниматься и радио- кружок.
Единой схемы организации помещения для занятий кружка электронной автоматики не существует, так как она в каждом конкретном случае определяется возможностями того внешкольного учреждения, школы, пионерского лагеря, где предполагается организовать подобный кружок.
Планировка помещения, порядок размещения в нем мебели, оборудования могут быть достаточно произвольными. Площадь его должна быть не менее 50 ж2. На этой площади будущему руководителю кружка прежде всего предстоит наиболее рационально и целесообразно разместить все оснащение кружка.
Сюда входят:
рабочие столы для занятий кружковцев и стол преподавателя;
шкафы для хранения инструментов, материалов, деталей и неоконченных работ кружковцев;
слесарный верстак и стол с измерительной аппаратурой для настройки схем;
стенды для учебно-наглядных пособий и для работ, выполненных в кружке;
станки (сверлильный, токарный, заточный, намоточный и др.), если для них не предусмотрено отдельное помещение (мастерская).
Для хозяйственных нужд кружка необходимо специально оборудованное подсобное помещение — кладовая. Однако выделить отдельное помещение под кладовую, да еще, чтобы территориально оно находилось недалеко от комнаты, в которой проходят занятия кружка, удается редко. Если позволяет площадь, кладовую можно устроить, отделив небольшую часть учебного помещения с помощью легкой перегородки или в крайнем случае шкафов.
В первую очередь следует решить, учитывая специфику помещения, каким образом будут размещены рабочие столы для занятий членов кружка. Затем переходят к расстановке остальной мебели.
Различные варианты размещения мебели и оборудования лучше всего «отрепетировать» на плане-чертеже учебного помещения, выполненного в масштабе 1 :50. На плане следует пометить «отправные пункты» будущей лаборатории автоматики — выводы кабелей электропитания, розетки электросети, выключатели и рубильники, распределительные коробки и электрощиты с предохранительными устройствами, а также выводы водоснабжения и противопожарные устройства. Далее на отдельном листе плотной бумаги в гом же масштабе, что и основной план, вычерчивают контуры мебели и габаритного оборудования, предназначенных к размещению в данном помещении. Полученные таким образом изображения следует вырезать и поместить каждый из них словами шкаф», «стол», «верстак» и т. д. в соответствии с реальными предметами. Теперь, учитывая «отправные пункты» и по-разному располагая бумажные прямоугольники па плане-чертеже, выбирают наиболее приемлемое расположение мебели и оборудования.
Существует несколько основных вариантов размещений рабочих мест и оборудования в учебной лаборагорни. В первую очередь можно рекомендовать вариант, при котором рабочие столы расположены по центру помещения. Столы в этом случае устанавливают в два ряда, вплотную друг к другу и закрепляют. Вдоль образованного таким образом помоста из столов, в середине и по всей его длине, устанавливается деревянный короб высотой 20 см и шириной 30 см. На коробе монтируется вся электроарматура: розетки электропитания, держатели предохранителей, сигнальные лампочки, контрольные стрелочные измерительные приборы, выключатели и т. д. Внутри короба проложены провода электропитания. Ий торцевой части короба, обращенной к столу преподавателя, устанавливают кнопку дистанционного включения и выключения питания на рабочих местах, контрольные вольтметр и амперметр.
Всю остальную поверхность столов делят на 16 рабочих мест (по восемь мест с каждой стороны короба) из расчета, что ширина одного места должна быть не менее 60 см. Во время занятий учащиеся сидят в два ряда друг против друга (рис 1).
На плане часть помещения отведена под кладовую. Шкафы, стенды, верстак, столы со станками и приборами размещены вдоль стен.
Рабочие столы в лаборатории можно также установить в несколько рядов. Кружковцы при этом сидят лицом к преподавателю, что очень удобно при проведении теоретических занятий, демонстрации учебно-наглядных пособий, учебных кинофильмов и диапозитивов, при проведении различных опытов по электричеству. Но подвести электропитание к рабочим местам в данном случае сложно. На тех участках, где провода должны быть проложены по полу, их необходимо надежно защитить от повреждений, закрыв кожухом или поместив в металлическую трубу. Если пол деревянный, кожух или трубу закрепляют на его поверхности с помощью металлических скоб. В бетонном полу следует выдолбить небольшой желобок, поместить в него трубу с проводами и зацементировать.
Очень часто рабочие столы в учебном помещении располагают в несколько рядов, в торец к стене или вдоль стен, по периметру комнаты.
Задача электроснабжения рабочих мест здесь решается наиболее просто: установленные на рабочих местах электрораспределительные коробки включают непосредственно в настенные розетки.
Вместе с тем при расстановке рабочих столов в соответствии с двумя последними вариантами полезная площадь лаборатории используется нерационально. Ведь кроме рабочих столов, в лаборатории нужно разместить оборудование, шкафы, стенды, которые обычно также располагают вдоль стен. В этом случае необходимо достаточно просторное помещение.
В размещении оборудования должен быть четкий порядок. Помещение лаборатории не следует перегружать лишней мебелью — различного рода «запасными» шкафами и столами или станками и приборами, имеющими ограниченное применение. Необходимо «успокоить» интерьер, внести гармонию, согласовав отдельные элементы.
Большое значение для красоты интерьера имеют формы оборудования и его цвет, а также окраска стен помещения.
Уже давно было отмечено влияние цвета на человека. Цвет может возбуждать человека или успокаивать его, утомлять или, наоборот, снижать утомляемость, поднимать настроение или действовать угнетающе. Успокаивающее влияние на человека оказывают желтый, зеленый, голубой цвета и их оттенки.
Желтый цвет — цвет наибольшей светимости в спектре, стимулирующий зрение. Различные тона желтого цвета оказывают успокаивающее влияние на нервную систему человека.
Зеленый цвет — успокаивающий цвет, цвет природы.
Голубой цвет светлый, свежий и прозрачный. Было отмечено, что этот цвет наиболее успокаивающий.
В связи с этим для оформления интерьера можно рекомендовать различные оттенки желтого, зеленого и голубого цветов.
Необходимо также, чтобы в учебной лаборатории было нормальное освещение. Нормальное освещение помещения и рабочих мест — совершенно необходимое условие каждой работы. Недостаточное освещение вызывает перенапряжение зрения, утомление всего организма. Разумеется, рабочие места должны быть выбраны по возможности так, чтобы при естественном свете не было надобности в дополнительном освещении.