Учебный процесс в технических кружках с полным основанием можно рассматривать с точки зрения совре­менного производства. Ничего, что каждый школьник в отдельности занимается в кружке всего только несколь­ко часов в неделю. Но и за эти немногие часы любой из них успевает окунуться в атмосферу настоящей лаборатории или цеха. На занятиях в кружках радиоэлектроники юные техники постоянно сталкиваются с теми же инструментами, станками, измерительными приборами, овладевают в большинстве случаев той же технологией, что и на «большом» производстве. Поэтому и опасностей, которым подвержен человек на современном производстве, в условиях кружка не меньше, а значительно больше, скольку речь идет о детях.

В настоящее время специальной «детской» техники безопасности пока нет. Однако основные технические рмы и правила техники безопасности, принятые для взрослых, распространяются на детские учреждения и на детей.

Нормы производственной санитарии для производственного помещения:

  1. Объем производственного помещения на каждого работающего 15 ж3.
  2. Площадь производственного помещения в расчете ил одного человека — 4,5 ж2.
  3. Высота производственного помещения от пола до потолка 3,2 м.
  4. Нормы температуры в лабораториях, мастерских, рыбных кабинетах (таблица 13),

Таблица 13

Температурные нормы

Период года

Температура воздуха, °С

оптимальная

допускаемая

переходный

18—21

22—25

17—22 Не более 28

Рабочие места должны быть хорошо освещены. Нормы освещенности при естественном свете и электрическом освещении в учебной лаборатории приравнены к нормам освещенности для проведения точной работы в условиях производства. Ядовитые материалы. Большая часть практических работ в кружке электронной автоматики связана с пайкой. При этом образуются пары свинца и олова, дым от шифоли. Проникая в организм человека, они вступают и химические соединения с его клетками и тканями. Отрицательное влияние на организм человека и в особен­ности на молодой организм оказывают пары свинца, вы­зывающие поражение нервной системы, малокровие. Ра­зумеется, за несколько часов занятий в кружке влияние паров свинца на детей не успевает сказаться, однако предусмотрение ряда профилактических мер нельзя счи­тать излишним.

Идеальным средством для борьбы с парами свинца и другими вредными примесями, возникающими при пайке, является использование вытяжной вентиляции на рабочих местах. Подобными вытяжными вентиляционны­ми установками оборудованы многие электромонтажные и радиотехнические кабинеты и лаборатории в школах и внешкольных учреждениях.

Отсутствие принудительной вентиляции на рабочих местах не ставит перед руководителем кружка неразре­шимых проблем, и в этом случае ему просто необходимо активнее использовать естественную вентиляцию, провет­ривая периодически помещение во время занятий.

Вредное влияние на организм человека оказывают не только пары свинца, но и некоторые химические вещест­ва, применяемые в практике кружка: ацетон, дихлорэтан, нитрокрасители, компоненты для приготовления эпоксид­ной смолы и т. д. Кроме общих профилактических мер, упомянутых выше, здесь необходим подробный и нагляд­ный инструктаж кружковцев по вопросам обращения с ядовитыми и вредными веществами.

Большую потенциальную опасность для жизни чело­века таит в себе электрический ток. Поэтому всем школь­никам, интересующимся электротехникой и электрони­кой, необходимо прежде всего усвоить, чем он опасен, и меры предосторожности против этих опасностей.

Электробезопасность должна строиться на создании абсолютно безопасной системы электроснабжения. Мож­но указать следующие наиболее общие меры по защите человека от опасного действия электрического тока.

  1. Применять электрический ток с напряжением не выше 36 в. При использовании паяльников, ручных элек­троинструментов, проведении опытов и прочего, указан­ная мера с успехом служит гарантией от поражений электрическим током.
  2. Все токонесущие части должны быть недоступны случайным прикосновениям. Это достигается системати­ческой проверкой электроарматуры (вилок, розеток, электрораспределительных коробок), состояния изоля­ции проводов и т, д.

3.  Повсеместное применение защитного заземления или зануления.

В ряде случаев из-за неисправности изоляции ток может переходить с токонесущих деталей (проводов, клемм и др.) на металлические части станков и электроинструментов, корпуса приборов, которые в нормальном состо­им ни не находятся под напряжением. Естественно, что прикосновение к ним столь же опасно, как и прикосновение к оголенным токонесущим проводам. Во избежании подобных опасных случаев все станки, электроприборы, металлические корпуса измерительной аппарату­ра соединяют токопроводящими шинами с землей. Такое предупредительное мероприятие называют защитным заземлением. На практике обычно применяется так называемое защитное зануление, в котором вместо специальных заземлителей используется нулевой заземленный митральный провод. Принципиально защитное заземление выполняет ту же роль, что и защитное заземление. Заземляющей шиной может служить толстый медный и алюминиевый провод сечением не менее 2—3 мм2. Подключение станков или приборов к заземляющей шине должно быть надежным, для чего соприкасающиеся металлические поверхности элементов заземления должно быть хорошо зачищены и по возможности запаяны и даже сварены. Система защитного заземления представляет собой весьма эфффективную меру защиты от ипражения электрическим током, а потому является обязательной по правилам техники безопасности.

4. Применение плавких предохранителей для защиты О: порчи и перегорания электрооборудования и сети. Большая часть выпускаемого у нас в стране электрооборудования рассчитана для работы с током не выше 10 а, поэтому плавкие предохранители должны срабатывать при повышении силы тока сверх указанного.

5. Индивидуальные защитные средства. Наряду с пнятием вышеуказанных общих мер защиты от поражения электрическим током необходимо также предупреждать и индивидуальные средства защиты: перчатки из специальной резины; резиновые коврики и деревянные подставки; инструменты с изолированными ручками; указатели напряжения для определения наличия назначения в различных участках электросети. О. Инструктаж кружковцев. Кроме широкого использования различных технических мер защиты, большое значение имеет уровень знаний основ техники безопасности у самих кружковцев. Поэтому одной из первых тем на занятиях кружка является беседа по технике безопасности. Ребята должны твердо усвоить, что нару­шение основных правил техники безопасности ведет к несчастному случаю. И в дальнейшем, при каждом удоб­ном случае, необходимо возвращаться к вопросам безо­пасной работы в лаборатории электронной автоматики.

Следует завести специальный журнал инструктажа по технике безопасности, в котором отмечается тема и дата проведения очередного инструктажа, фамилии кру­жковцев, замеченные неисправности и нарушения.

Руководителю кружка необходимо всегда помнить, что он несет юридическую и моральную ответственность за здоровье вверенных ему детей. При несчастном слу­чае педагог должен уметь оказать первую помощь по­страдавшему.

Небольшие по площади термические ожоги закрыва­ют стерильной марлей или бинтом, смоченным спиртом или одеколоном. Такая повязка уменьшает болезнен­ность и предохраняет рану от проникновения в нее ми­кробов. При химическом ожоге пораженное место надо сразу же в течение 15—20 мин обмывать большим коли­чеством холодной воды. Вода смывает химическое веще­ство, уменьшая его концентрацию. Далее поступают так же, как и в случае термического ожога.

При отравлениях общие принципы первой доврачеб­ной помощи следующие. В случае отравления через ды­хательные пути надо удалить пострадавшего из отрав­ленной атмосферы на свежий воздух и принять меры к быстрому проветриванию помещения.

При попадании яда внутрь организма следует дать пострадавшему выпить 6—10 стаканов теплой воды или раствора питьевой соды (2 чайные ложки на стакан во­ды), а затем вызвать рвоту.

При попадании химических веществ в глаза надо немедленно промыть их струей воды при открытых ве­ках. Промывание должно быть тщательным в течение 20—30 мин, так как даже небольшое количество хими­ческого вещества, попавшего в глаза, может вызвать глу­бокие поражения органа зрения. После промывания глаз следует наложить сухую повязку и немедленно обратить­ся к глазному врачу.

Во всех случаях попадания человека под электриче­ский ток последний необходимо немедленно выключит!, с помощью общего рубильника или выключателя. Если по какой-либо причине этого нельзя сделать нормальным подключением ('например, удаленность общего рубильни­ка или неизвестность его места расположения), то в та­ких случаях разрешается перерубить провода и даже накоротко их замкнуть. Одновременно необходимо как можно быстрее оторвать пострадавшего от токонесущих частей, если он сам не может этого сделать. При этом нужно помнить, что прикосновение к пострадавшему го­лыми руками в этой ситуации чрезвычайно опасно. Не­обходима изоляция рук. Разумеется, лучше всего поль­зоваться специальными резиновыми перчатками, но в неожиданных условиях можно применить любые диэлектрики: сухие деревянные предметы, одежду и т. д.

Если произошло поражение с тяжелым исходом, то основным средством заставить заработать легкие и серд- |и пострадавшего, после того, как он освобожден от действия электрического тока, является искусственное дыха­ние. Его нужно применять как можно быстрее.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top