Новая техника, в первую очередь радиоэлектроника, все больше проникает в жизнь нашей страны. Она бурно вторгается и в мир представлений и понятий детей через кино, телевидение, радио, книги, рассказы взрослых и и из повседневной жизни. В этом окружении быстро развива­ются интересы ребят, формируются их склонност, Удовлетворить полностью любознательность подростков в процессе учебных занятий невозможно. Для этого не­обходимо организовать дополнительные занятия с отдельными учащимися в соответствии с их интересами но внеурочное или во внеклассное время. Школа, Дом пли Дворец пионеров, станция юных техников, КЮТ и даже домоуправление — вот основные центры практическою осуществления работы в области техники вообще и радиоэлектроники в частности.

Важным условием успешного проведения учебно-вос­питательной работы в кружках электронной автоматики является ее плановость и организационная четкость. Ра­бота всех кружков планируется в начале учебного года.

План работы кружка является основным документом, определяющим характер и направленность учебно-воспитательной работы в кружке электронной автоматики на учебный год. Структура и содержание планов зависят от года занятий кружков, материальной базы, квалификации руководителя и некоторых других факторов.

Занятия кружков электронной автоматики проводятся в специально оборудованных для этой цели кабинетах или лабораториях во внеклассное время по расписанию.

Деятельность кружковцев и руководителя кружка на занятиях носит различный характер. В одних случаях члены кружка только слушают объяснения педагога, на­блюдая за ходом выполнения опытов, операций, демонстраций приборов и т. д., в других — выполняют прак­тические работы, разрабатывают конструкции автомати­ческих устройств и приборов, самостоятельно работают со справочной и технической литературой. Различные виды деятельности обычно сочетаются на одном и том же занятии кружка.

Кружок электронной автоматики, как любой техниче­ский кружок, представляет собой коллектив учащихся, т. е. объединение, ставящее перед собой общие цели, для достижения которых члены данного объединения организуют совместную деятельность и вступают в опреде­ленные отношения между собой. Однако коллектив не может существовать и развиваться без хорошо организо­ванного самоуправления, повышающего активность чле­нов кружка, их самостоятельность, ответственность за общее дело.

Пропаганде новейших достижений радиоэлектроники служат различные виды массовых мероприятий: встречи с новаторами производства, инженерно-техническими работникками, конструкторами и учеными; проведение тематических вечеров, лекций, просмотр научно-популярных кинофильмов; организация клубов по интересам; участие в работе юношеских научных обществ, технических конференций, в слетах рационализаторов. Проведение массовых мероприятий имеет большое значение и в свете решений партии об усилении работы по профессиональной ориентации учащихся с учетом склонностей молодежи и потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах.

Деятельность кружка зависит часто от степени участия в ней родителей кружковцев. Подавляющее большинство родителей с большим вниманием относится к занятиям своих детей в кружках, интересуется их успе­хами и достижениями. Однако инициатива в налажива­нии контактов с родителями кружковцев принадлежит полностью педагогу.

Основной формой связи руководителя с родителями своих воспитанников являются родительские собрания которые обычно проводятся в начале и в конце учебного года. В начале учебного года, как правило, проводится общее собрание родителей только кружковцев 1-го года занятий, на котором их знакомят с программой и зада­чами, стоящими перед кружком.

Учет является средством контроля работы кружка. Он должен осуществляться систематически. Основным финансово-отчетным документом, отображающим выполние плана учебно-воспитательной работы кружка, посещаемость занятий кружковцами, является учебный материал. Журнал должен содержаться в порядке, все записи необходимо аккуратно производить чернилами, указывая тему каждого занятия, его продолжительность. Оплата труда педагога производится на основании учебного журнала его кружка.

Дидактика — часть педагогики, излагающая теорию течения. Дидактика исследует задачи и содержание обучения; процесс усвоения учащимися знаний, умений и навыков; принципы, методы и организационные формы обучения. Советская дидактика ставит перед собой задачу познания общих закономерностей успешного обучения, отвечающего целям коммунистического воспита­на учащихся.

В зависимости от задач, содержания, методов и форм Организации обучения существуют и разные виды дидактик. Предметом рассмотрения данного пособия является дидактика технического творчества, направленная на развитие конструкторских, рационализаторских и изобретательских способностей школьников в области ра­диоэлектроники.

Под методами обучения в педагогике имеются в виду способы работы преподавателя и учащихся. При проведении занятий кружка электронной автоматики применяются разнообразные методы обучения. Для изложения теоретического материала руководитель прибегает к объяснению, рассказу или беседе, Эти методы часто сочетаются с демонстрацией учебно-наглядных пособий действующих приборов и конструкций. Для ознакомленния членов кружка с применением электроники и авто­матики в науке и технике педагог проводит экскурсия своих воспитанников на промышленные предприятия, и научные учреждения и учебные лаборатории, проводит встречи ребят с учеными и передовиками производств, стараясь использовать их жизненную практику как и источник знаний и пример для воспитания подрастающего поколения.

Итак, кружок набран, назначены место, время и первый день занятий; Уже с первых дней существования кружка у педагога возникает проблема, как увлечь своих питомцев, привить доступными для них средствами интерес к электронике, помочь ощутить радость творчества. Подавляющее большинство записавшихся в кружок электронной автоматики ребят имеет самое поверхностное представление об этой области техники, некоторые из них записались в кружок только потому, что туда вписались их друзья или сделать это им настоятельно советовали родители. Иными словами, на первых  занятиях руководитель кружка имеет перед собой довольно непостоянный состав, который при неумелом руководстве педагога может с первых же шагов распасться. Ведь одним из организующих принципов кружковой работы является ее добровольность, относящаяся не только к вступлению в кружок, но и к пребыванию в нем.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top