Дидактика — часть педагогики, излагающая теорию течения. Дидактика исследует задачи и содержание обучения; процесс усвоения учащимися знаний, умений и навыков; принципы, методы и организационные формы обучения. Советская дидактика ставит перед собой задачу познания общих закономерностей успешного обучения, отвечающего целям коммунистического воспита­на учащихся.

В зависимости от задач, содержания, методов и форм Организации обучения существуют и разные виды дидактик. Предметом рассмотрения данного пособия является дидактика технического творчества, направленная на развитие конструкторских, рационализаторских и изобретательских способностей школьников в области ра­диоэлектроники.

Основу ее составляет следующая система принципов обучения:

  • принцип воспитывающего обучения;
  • принцип научности;
  • связь теории с практикой;
  • систематичность и последовательность сообщаемых знаний и навыков;
  • сознательность и активность учащихся в обучении;
  • наглядность обучения;
  • доступность в усвоении знаний, умений и навы­ки;
  • прочность приобретенных знаний и умений.

Рассмотрим вкратце каждый из перечисленных дидактических принципов и особенности их реализации на занятиях в кружке. Во второй главе уже было сказано, что учебный процесс в кружке и воспитание тесно связана друг с с другом. Их объединяет общая цель — формирование всесторонне развитых людей, строителей коммунистического общества. Но среди начинающих руководителей кружков радиоэлектроники встречаются нередко люди, считающие, что их первейшая обязанность научить школьников конструировать электронную аппа­ратуру, а воспитание — дело школы и родителей. Одна­ко такой педагог глубоко заблуждается: уклонение от воспитания есть тоже своего рода воспитание. Пассив­ное отношение педагога к задачам воспитания не может не пройти не замеченным для ребят и не вызвать соот­ветствующей реакции с их стороны.

Воспитание в процессе кружковых занятий осущест­вляется не стихийно. Прежде всего, для успешного осу­ществления воспитательных задач в процессе обучения важно ясное осознание каждым педагогом своей ответ­ственности и за обучение, и за воспитание кружковцев В соответствии с этим каждый руководитель кружков предъявляет требования к самому себе. Он не забыва­ет, что влияние личности педагога на воспитанников - самый значительный фактор в деле воспитания.

Большую воспитательную силу содержит в себе па­ука. Занятия школьников в кружках электронной авто­матики преследуют не только познавательные цели, но и формируют у них эмоции, волю и другие качества лич- ности в соответствии с нашими идеалами коммунистиче­ской морали. Большое значение имеют факты и при­меры, характеризующие достижения советской науки, техники, производства, знакомство кружковцев с жизнедеятельностью выдающихся ученых.

Воспитывающее влияние на подростков оказывает вся организация кружковых занятий. Четкая постановка работы во всех звеньях учебного процесса, ясное инст­руктирование, умелое обучение различным видам прак­тической деятельности — все это содействует воспита­нию у кружковцев культуры труда.

Техническое творчество само по себе подразумевает активизацию деятельности учащихся, воспитание у них самостоятельности, пытливости, творческой активности.

Принцип научности требует, чтобы на кружковых за­нятиях изучались только научно достоверные, проверен­ные практикой сведения. При отборе их следует учиты­вать новейшие достижения науки и техники и, в част­ности, радиоэлектроники. На занятиях необходимо поль­зоваться только научной терминологией, употребляй» принятые ГОСТом графические изображения на принци­пиальных схемах и чертежах, применять научные сим­волические обозначения, формулы, размерности и т. д. Материал излагают в популярной форме и на строгой научной основе с учетом познавательных возможностей кружковцев, зависящих от их возраста и уровня подго­товки. Средством реализации принципа научности является использование на занятиях кружка современного оборудования, инструментов, измерительной аппаратуры, а также применение по возможности новых материалов и деталей.

Важным звеном в процессе кружковых занятий является применение теоретических знаний в практической работе. В этом нашло свое проявление одно из важнейших положений марксистской теории познания: связь теории с практикой. Теоретические знания, получаемые кружковцами, конкретизируются в процессе работы над схемами и конструкциями, становятся более осмысленными. В свою очередь, накопленные ребятами на занятиях в кружке сведения используются ими в их дальнейшей творческой деятельности. Выбор тематики практических дел должен иметь преимущественно общественно-полезную направленность, т. е. учитывать внутреннюю потребность школы или внешкольного учреждения, и вместе с тем это должны быть такие дела, которые требуют поиска и приложения теоретических знаний юных любителей автоматики и тем самым способствуют развитию их творческих способностей.

Принцип систематичности и последовательности требуют такой организации занятий, при которой члены кружка, а последовательно овладевают знаниями, умениями и навыками и одновременно учатся применять их для peшения практических задач. Принцип этот находит отражение в первую очередь при составлении программы или плана работы кружка. Сознательное и прочное усвоение и мне кружковцами знаний происходит в том случае, если эти знания сообщаются им в соответствии с определенной системой, когда новые сведения логически вытекают из усвоенного ранее материала и получают дальнейшее развитие.

При реализации принципа систематичности обучения, а необходимо учитывать уровень познавательных возможностей как всего коллектива кружка в целом, так и отдельных его членов и способствовать его повышению и развитию. Это достигается постепенным усложнением орстического материала и практических работ.

Понимание конкретных целей выполняемого задания, понимание содержания изучаемого материала означает деятельность кружковцев в учебном процессе. Этот принцип предполагает, что ребенок не механически запоминает материал или выполняет практическую работу, может объяснить, почему выполняет узел или конструкцию так, а не иначе, может своими ответами на контрольные вопросы педагога показать, что он действи­тельно понимает заложенный в них смысл.

Сознательность в овладении научными знаниями спо­собствует развитию творческой активности, самостоя­тельности мышления, формированию коммунистическо­го мировоззрения. Это возможно лишь в том случае, ес­ли члены кружка приобрели определенный практический опыт, связанный с непосредственным восприятием изуча­емых предметов и явлений. Тут важную роль приобре­тает принцип наглядности. Этот принцип требует, чтобы в процессе обучения использовались различные ощуще­ния: зрительные, слуховые, осязательные. Наглядное п. облегчает запоминание знаний о предмете, активизирует процесс усвоения изучаемого материала, мобилизует внимание.

Придавая большое значение применению средств на­глядности, в то же время не следует ее переоценивать. Учебный процесс в кружках электронной автоматики со­провождается активным мышлением ребят, ставит перед ними познавательные, творческие задачи. Поэтому чув­ственное восприятие, доминирующее на начальной ста­дии кружковых занятий, постепенно сменяет познание, основанное на абстрактном мышлении. Например, иа 1-м году кружковец приступает к изготовлению конеч­ного прибора, познакомившись с его работой, конструк­цией и монтажной схемой. В кружках 2-го и особенно 3-го годов занятий, где школьники имеют уже опреде­ленную техническую подготовку, для постройки автома­тического устройства или аппарата преподавателю до­статочно ограничиться объяснением принципа его рабо­ты и назначения, составлением блок-схемы и эскизов.

Успешно усваивать знания, выполнять практические работы сознательно и активно ребята смогут лишь и том случае, если теоретический материал им доступен и задания посильны. Доступность учебного материала и способов выполнения практических работ в значитель­ной мере зависит от возраста кружковцев, их уровня подготовки, познавательных возможностей.

Однако сделать обучение доступным не означает уст­ранить все трудности и препятствия на пути к усвоению новых знаний, умений и навыков. Такие занятия не спо­собствуют достижению поставленной перед ними цели- развитию познавательной активности и творческих спо­собностей членов кружка электронной автоматики.

При планировании кружковых занятий следует так­же учитывать, что доступность учебного материала для кружковцев зависит также от его продолжительности по времени. Самый простой материал может оказаться не­доступным для ребят, если дать его в большой дозе. Поэтому учитывая, что ребята пришли в кружок после занятий в школе, не следует злоупотреблять теорией, ограничивая ее всякий раз 15—20 мин. То же самое относится и к практической работе. Длительные занятия вызывают у кружковцев утомление, ощущение перегруженности. В результате происходит спад активности, пропадает интерес к кружку, и ребенок начинает пропу­скать занятия, а то и просто перестает их посещать. Поэтому продолжительность каждого занятия кружка к тройной автоматики должна быть не более трех-четырех часов, а для начинающих — двух.

Доступность материала для изучения его школьника­ми в кружках зависит также от применяемых методов обучения: учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, педагогических способностей препода­вателя. Принцип доступности требует от руководителя кружка при проведении занятий идти от простого к сложному.

Но чтобы приобретенные знания и умения служили базой для дальнейшего овладения системой научных знаний и конструкторских навыков в области электроники, они должны быть прочно усвоены, основательно закреплены и длительное время сохраняться в памяти членов кружка. Это требует специальной заботы со стороны педагога и достигается всем ходом учебного процесса. В ходе его преподаватель следит, все ли кружковцы внимательно слушают его объяснения, воспринимают ли новые понятия, правильно ли повторяют то или иное действие. Он также проверяет знания, полученные ребятами на занятиях в кружке, предлагая то одному, то другому и ответить на вопросы, повторить сказанное им, выполнить то или иное действие. Такая проверка предупреждает отставание. Она создает и некоторую гарантию того, что мальчишка или девчонка сможет самостоятельно выполнить порученную практическую работу. Если же ряд проверочных вопросов покажет, что ребята не поня­ли или неправильно поняли отдельные технические сведения или какой-либо прием работы, то руководитель кружка должен объяснить все сначала, чтобы все его поняли.

Разумеется, принцип прочности знаний не означает постоянное сохранение их всех в памяти детей, а такое усвоение, которое позволит юному конструктору в слу­чае забвения этих знаний восстановить их путем припоминания или ассоциирования при пользовании технической и справочной литературой.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top