Дидактика — часть педагогики, излагающая теорию течения. Дидактика исследует задачи и содержание обучения; процесс усвоения учащимися знаний, умений и навыков; принципы, методы и организационные формы обучения. Советская дидактика ставит перед собой задачу познания общих закономерностей успешного обучения, отвечающего целям коммунистического воспитана учащихся.
В зависимости от задач, содержания, методов и форм Организации обучения существуют и разные виды дидактик. Предметом рассмотрения данного пособия является дидактика технического творчества, направленная на развитие конструкторских, рационализаторских и изобретательских способностей школьников в области радиоэлектроники.
Основу ее составляет следующая система принципов обучения:
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип научности;
- связь теории с практикой;
- систематичность и последовательность сообщаемых знаний и навыков;
- сознательность и активность учащихся в обучении;
- наглядность обучения;
- доступность в усвоении знаний, умений и навыки;
- прочность приобретенных знаний и умений.
Рассмотрим вкратце каждый из перечисленных дидактических принципов и особенности их реализации на занятиях в кружке. Во второй главе уже было сказано, что учебный процесс в кружке и воспитание тесно связана друг с с другом. Их объединяет общая цель — формирование всесторонне развитых людей, строителей коммунистического общества. Но среди начинающих руководителей кружков радиоэлектроники встречаются нередко люди, считающие, что их первейшая обязанность научить школьников конструировать электронную аппаратуру, а воспитание — дело школы и родителей. Однако такой педагог глубоко заблуждается: уклонение от воспитания есть тоже своего рода воспитание. Пассивное отношение педагога к задачам воспитания не может не пройти не замеченным для ребят и не вызвать соответствующей реакции с их стороны.
Воспитание в процессе кружковых занятий осуществляется не стихийно. Прежде всего, для успешного осуществления воспитательных задач в процессе обучения важно ясное осознание каждым педагогом своей ответственности и за обучение, и за воспитание кружковцев В соответствии с этим каждый руководитель кружков предъявляет требования к самому себе. Он не забывает, что влияние личности педагога на воспитанников - самый значительный фактор в деле воспитания.
Большую воспитательную силу содержит в себе паука. Занятия школьников в кружках электронной автоматики преследуют не только познавательные цели, но и формируют у них эмоции, волю и другие качества лич- ности в соответствии с нашими идеалами коммунистической морали. Большое значение имеют факты и примеры, характеризующие достижения советской науки, техники, производства, знакомство кружковцев с жизнедеятельностью выдающихся ученых.
Воспитывающее влияние на подростков оказывает вся организация кружковых занятий. Четкая постановка работы во всех звеньях учебного процесса, ясное инструктирование, умелое обучение различным видам практической деятельности — все это содействует воспитанию у кружковцев культуры труда.
Техническое творчество само по себе подразумевает активизацию деятельности учащихся, воспитание у них самостоятельности, пытливости, творческой активности.
Принцип научности требует, чтобы на кружковых занятиях изучались только научно достоверные, проверенные практикой сведения. При отборе их следует учитывать новейшие достижения науки и техники и, в частности, радиоэлектроники. На занятиях необходимо пользоваться только научной терминологией, употребляй» принятые ГОСТом графические изображения на принципиальных схемах и чертежах, применять научные символические обозначения, формулы, размерности и т. д. Материал излагают в популярной форме и на строгой научной основе с учетом познавательных возможностей кружковцев, зависящих от их возраста и уровня подготовки. Средством реализации принципа научности является использование на занятиях кружка современного оборудования, инструментов, измерительной аппаратуры, а также применение по возможности новых материалов и деталей.
Важным звеном в процессе кружковых занятий является применение теоретических знаний в практической работе. В этом нашло свое проявление одно из важнейших положений марксистской теории познания: связь теории с практикой. Теоретические знания, получаемые кружковцами, конкретизируются в процессе работы над схемами и конструкциями, становятся более осмысленными. В свою очередь, накопленные ребятами на занятиях в кружке сведения используются ими в их дальнейшей творческой деятельности. Выбор тематики практических дел должен иметь преимущественно общественно-полезную направленность, т. е. учитывать внутреннюю потребность школы или внешкольного учреждения, и вместе с тем это должны быть такие дела, которые требуют поиска и приложения теоретических знаний юных любителей автоматики и тем самым способствуют развитию их творческих способностей.
Принцип систематичности и последовательности требуют такой организации занятий, при которой члены кружка, а последовательно овладевают знаниями, умениями и навыками и одновременно учатся применять их для peшения практических задач. Принцип этот находит отражение в первую очередь при составлении программы или плана работы кружка. Сознательное и прочное усвоение и мне кружковцами знаний происходит в том случае, если эти знания сообщаются им в соответствии с определенной системой, когда новые сведения логически вытекают из усвоенного ранее материала и получают дальнейшее развитие.
При реализации принципа систематичности обучения, а необходимо учитывать уровень познавательных возможностей как всего коллектива кружка в целом, так и отдельных его членов и способствовать его повышению и развитию. Это достигается постепенным усложнением орстического материала и практических работ.
Понимание конкретных целей выполняемого задания, понимание содержания изучаемого материала означает деятельность кружковцев в учебном процессе. Этот принцип предполагает, что ребенок не механически запоминает материал или выполняет практическую работу, может объяснить, почему выполняет узел или конструкцию так, а не иначе, может своими ответами на контрольные вопросы педагога показать, что он действительно понимает заложенный в них смысл.
Сознательность в овладении научными знаниями способствует развитию творческой активности, самостоятельности мышления, формированию коммунистического мировоззрения. Это возможно лишь в том случае, если члены кружка приобрели определенный практический опыт, связанный с непосредственным восприятием изучаемых предметов и явлений. Тут важную роль приобретает принцип наглядности. Этот принцип требует, чтобы в процессе обучения использовались различные ощущения: зрительные, слуховые, осязательные. Наглядное п. облегчает запоминание знаний о предмете, активизирует процесс усвоения изучаемого материала, мобилизует внимание.
Придавая большое значение применению средств наглядности, в то же время не следует ее переоценивать. Учебный процесс в кружках электронной автоматики сопровождается активным мышлением ребят, ставит перед ними познавательные, творческие задачи. Поэтому чувственное восприятие, доминирующее на начальной стадии кружковых занятий, постепенно сменяет познание, основанное на абстрактном мышлении. Например, иа 1-м году кружковец приступает к изготовлению конечного прибора, познакомившись с его работой, конструкцией и монтажной схемой. В кружках 2-го и особенно 3-го годов занятий, где школьники имеют уже определенную техническую подготовку, для постройки автоматического устройства или аппарата преподавателю достаточно ограничиться объяснением принципа его работы и назначения, составлением блок-схемы и эскизов.
Успешно усваивать знания, выполнять практические работы сознательно и активно ребята смогут лишь и том случае, если теоретический материал им доступен и задания посильны. Доступность учебного материала и способов выполнения практических работ в значительной мере зависит от возраста кружковцев, их уровня подготовки, познавательных возможностей.
Однако сделать обучение доступным не означает устранить все трудности и препятствия на пути к усвоению новых знаний, умений и навыков. Такие занятия не способствуют достижению поставленной перед ними цели- развитию познавательной активности и творческих способностей членов кружка электронной автоматики.
При планировании кружковых занятий следует также учитывать, что доступность учебного материала для кружковцев зависит также от его продолжительности по времени. Самый простой материал может оказаться недоступным для ребят, если дать его в большой дозе. Поэтому учитывая, что ребята пришли в кружок после занятий в школе, не следует злоупотреблять теорией, ограничивая ее всякий раз 15—20 мин. То же самое относится и к практической работе. Длительные занятия вызывают у кружковцев утомление, ощущение перегруженности. В результате происходит спад активности, пропадает интерес к кружку, и ребенок начинает пропускать занятия, а то и просто перестает их посещать. Поэтому продолжительность каждого занятия кружка к тройной автоматики должна быть не более трех-четырех часов, а для начинающих — двух.
Доступность материала для изучения его школьниками в кружках зависит также от применяемых методов обучения: учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, педагогических способностей преподавателя. Принцип доступности требует от руководителя кружка при проведении занятий идти от простого к сложному.
Но чтобы приобретенные знания и умения служили базой для дальнейшего овладения системой научных знаний и конструкторских навыков в области электроники, они должны быть прочно усвоены, основательно закреплены и длительное время сохраняться в памяти членов кружка. Это требует специальной заботы со стороны педагога и достигается всем ходом учебного процесса. В ходе его преподаватель следит, все ли кружковцы внимательно слушают его объяснения, воспринимают ли новые понятия, правильно ли повторяют то или иное действие. Он также проверяет знания, полученные ребятами на занятиях в кружке, предлагая то одному, то другому и ответить на вопросы, повторить сказанное им, выполнить то или иное действие. Такая проверка предупреждает отставание. Она создает и некоторую гарантию того, что мальчишка или девчонка сможет самостоятельно выполнить порученную практическую работу. Если же ряд проверочных вопросов покажет, что ребята не поняли или неправильно поняли отдельные технические сведения или какой-либо прием работы, то руководитель кружка должен объяснить все сначала, чтобы все его поняли.
Разумеется, принцип прочности знаний не означает постоянное сохранение их всех в памяти детей, а такое усвоение, которое позволит юному конструктору в случае забвения этих знаний восстановить их путем припоминания или ассоциирования при пользовании технической и справочной литературой.