Занятия кружков электронной автоматики проводятся в специально оборудованных для этой цели кабинетах или лабораториях во внеклассное время по расписанию.
Деятельность кружковцев и руководителя кружка на занятиях носит различный характер. В одних случаях члены кружка только слушают объяснения педагога, наблюдая за ходом выполнения опытов, операций, демонстраций приборов и т. д., в других — выполняют практические работы, разрабатывают конструкции автоматических устройств и приборов, самостоятельно работают со справочной и технической литературой. Различные виды деятельности обычно сочетаются на одном и том же занятии кружка.
Во время занятий кружковцы работают в составе кружка всей группой, бригадами или индивидуально под общим руководством преподавателя. Занятия могут включать в себя различные элементы учебного процесса: сообщение теоретических знаний, формирование умений и навыков в выполнении различного рода операций, закрепление полученных знаний и навыков и их проверку, знакомство с производственными процессами. Так, руководитель кружка знакомит ребят с устройством и принципами работы различных элементов электроники и автоматики, рассказывает о функциях, выполняемых отдельными схемами. На практических занятиях школьники учатся паять, читать принципиальные схемы, монтировать, настраивать с помощью приборов, пользоваться инструментами, работать на станках и т. д. Закрепление полученных знаний и навыков происходит при самостоятельной работе над конструкцией. Для знакомства с производственными процессами организуются экскурсии на промышленные предприятия и в научные лаборатории.
Учебная работа в кружке электронной автоматики должна отвечать некоторым общим требованиям, способствующим эффективности обучения. Руководитель передает знания, значит, он учит; кружковцы получают эти знания, следовательно, они учатся. Здесь факт обучения младших старшими не зависит от того, кто учит— учитель, инженер с предприятия или студент электротехнического вуза. Вот эти требования:
- Четкость и ясность учебной цели, поставленной перед каждым занятием кружка. Она определяется педагогом на основе программы или плана работы кружка и конкретного содержания данного занятия. Например, тема «Транзистор». Перед руководителем кружка стоит задача дать кружковцам исчерпывающие сведения по этой теме, т. е. не только об устройстве, принципе работы и применении транзисторов, но и привить необходимые практические навыки работы с этим прибором.
- Правильный подбор учебного материала для занятия с учетом содержания темы и поставленных задач. Так, основной задачей кружков автоматики 2-го года занятий является привитие школьникам навыков конструкторской деятельности и развитие их творческих способностей. Здесь правильный подбор учебного материла имеет особенно большое значение, поскольку от этого зависит, какие навыки получат члены кружка после прохождения темы. Одну и ту же конструкцию можно скопировать «один к одному» с ей подобной, выполнить по принципиальной схеме или по эскизам. В первом случае полученные подростком конструкторские навыки минимальны, во втором — задача настолько сложная, что может быть под силу только подготовленному школьнику. Третий случай более всего соответствует задачам конструкторских кружков, поскольку позволяет направлять развитие творческих возможностей каждого члена кружка.
- Обучение и воспитание — единый, неразрывный процесс. Их объединяет общая цель — формирование псссторонне развитых людей, строителей коммунистического общества. Поэтому на занятиях кружка должна вестись работа по воспитанию у кружковцев коммунистической убежденности, чувства советского патриотизма и нравственных качеств.
- Подбор наиболее целесообразных методов проверили занятий с учетом поставленной перед ними задачи, темы, уровня подготовки кружковцев, материальной базы и опыта педагога. При этом имеется в виду обеспечение максимальной активности членов кружка, творчекого решения поставленных перед ними задач.
- Сочетание коллективной и индивидуальной работы кружковцев. Если в кружках электронной автоматики 1-го года занятий проводится в основном фронтальная работа, то в дальнейшем руководитель на основе содержания занятия, поставленной перед ним цели, возможностей членов кружка, материальной базы и других факторов определяет, будет ли это бригадный метод работы или индивидуальный.
- Необходимость четкой организации занятий, что позволит наиболее эффективно использовать для работы с кружком все отведенное на него время. Это достигается тщательной подготовкой к занятиям самого педагога, учебного оборудования и наглядных пособий, а также своевременным началом и окончанием каждого »анятия.
Как известно, все содержание кружковой учебной работы в программе распределено по темам с указанием примерного количества часов на изучение каждой из них. С учетом этого времени руководитель кружка производит разбивку материала темы по отдельным занятиям. Он также продумывает, как содержание каждой темы будет развиваться на протяжении занятий. Все это поможет ему в дальнейшем правильно подготавливать и проводить занятия кружка.
Проведение учебного процесса в кружках электронной автоматики тесно связано с экскурсиями, в ходе которых кружковцы наблюдают изучаемые предметы, явления и процессы в реальных условиях их протекания. Учебные экскурсии могут проводиться на предприятия, в научные и учебные учреждения, в музеи, на выставки, в памятные места. Деятельность кружковцев во время экскурсии протекает в условиях, отличных от условии, в которых проходят занятия кружка. Здесь они знакомятся с объектами «большой» электроники, технологическими и трудовыми процессами. Экскурсии в музеи, на выставки, к памятным местам и на природу имеют большое воспитательное значение. Такие экскурсии способствуют формированию многих черт коммунистической нравственности, а также эстетическому воспитанию членов кружка.
Каждая экскурсия представляет собой самостоятельное занятие продолжительностью около 4 час. Экскурсии должны быть тесно связаны с содержанием программы кружка и иметь конкретную учебную цель. Цель экскурсии определяется задачами учебной и воспитательной работы в кружке на данном этапе, результатами предшествующих занятий и задачами изучения данной темы.