Занятия кружков электронной автоматики проводятся в специально оборудованных для этой цели кабинетах или лабораториях во внеклассное время по расписанию.

Деятельность кружковцев и руководителя кружка на занятиях носит различный характер. В одних случаях члены кружка только слушают объяснения педагога, на­блюдая за ходом выполнения опытов, операций, демонстраций приборов и т. д., в других — выполняют прак­тические работы, разрабатывают конструкции автомати­ческих устройств и приборов, самостоятельно работают со справочной и технической литературой. Различные виды деятельности обычно сочетаются на одном и том же занятии кружка.

Во время занятий кружковцы работают в составе кружка всей группой, бригадами или индивидуально под общим руководством преподавателя. Занятия могут включать в себя различные элементы учебного процес­са: сообщение теоретических знаний, формирование уме­ний и навыков в выполнении различного рода операций, закрепление полученных знаний и навыков и их провер­ку, знакомство с производственными процессами. Так, руководитель кружка знакомит ребят с устройством и принципами работы различных элементов электроники и автоматики, рассказывает о функциях, выполняемых отдельными схемами. На практических занятиях школь­ники учатся паять, читать принципиальные схемы, мон­тировать, настраивать с помощью приборов, пользовать­ся инструментами, работать на станках и т. д. Закрепле­ние полученных знаний и навыков происходит при само­стоятельной работе над конструкцией. Для знакомства с производственными процессами организуются экскур­сии на промышленные предприятия и в научные лабо­ратории.

Учебная работа в кружке электронной автоматики должна отвечать некоторым общим требованиям, спо­собствующим эффективности обучения. Руководитель передает знания, значит, он учит; кружковцы получают эти знания, следовательно, они учатся. Здесь факт обу­чения младших старшими не зависит от того, кто учит— учитель, инженер с предприятия или студент электротех­нического вуза. Вот эти требования:

  1. Четкость и ясность учебной цели, поставленной пе­ред каждым занятием кружка. Она определяется педа­гогом на основе программы или плана работы кружка и конкретного содержания данного занятия. Например, те­ма «Транзистор». Перед руководителем кружка стоит задача дать кружковцам исчерпывающие сведения по этой теме, т. е. не только об устройстве, принципе рабо­ты и применении транзисторов, но и привить необходи­мые практические навыки работы с этим прибором.
  2. Правильный подбор учебного материала для заня­тия с учетом содержания темы и поставленных задач. Так, основной задачей кружков автоматики 2-го года занятий является привитие школьникам навыков конст­рукторской деятельности и развитие их творческих спо­собностей. Здесь правильный подбор учебного материла имеет особенно большое значение, поскольку от этого зависит, какие навыки получат члены кружка после про­хождения темы. Одну и ту же конструкцию можно ско­пировать «один к одному» с ей подобной, выполнить по принципиальной схеме или по эскизам. В первом случае полученные подростком конструкторские навыки мини­мальны, во втором — задача настолько сложная, что может быть под силу только подготовленному школьнику. Третий случай более всего соответствует задачам конст­рукторских кружков, поскольку позволяет направлять развитие творческих возможностей каждого члена круж­ка.
  3. Обучение и воспитание — единый, неразрывный процесс. Их объединяет общая цель — формирование псссторонне развитых людей, строителей коммунистиче­ского общества. Поэтому на занятиях кружка должна вестись работа по воспитанию у кружковцев коммунистической убежденности, чувства советского патриотиз­ма и нравственных качеств.
  4. Подбор наиболее целесообразных методов прове­рили занятий с учетом поставленной перед ними задачи, темы, уровня подготовки кружковцев, материальной базы и опыта педагога. При этом имеется в виду обеспечение максимальной активности членов кружка, творчекого решения поставленных перед ними задач.
  5. Сочетание коллективной и индивидуальной работы кружковцев. Если в кружках электронной автоматики 1-го года занятий проводится в основном фронтальная работа, то в дальнейшем руководитель на основе содержания занятия, поставленной перед ним цели, возмож­ностей членов кружка, материальной базы и других факторов определяет, будет ли это бригадный метод работы или индивидуальный.
  6. Необходимость четкой организации занятий, что позволит наиболее эффективно использовать для работы с кружком все отведенное на него время. Это достигается тщательной подготовкой к занятиям самого педагога, учебного оборудования и наглядных пособий, а также своевременным началом и окончанием каждого »анятия.

Как известно, все содержание кружковой учебной ра­боты в программе распределено по темам с указанием примерного количества часов на изучение каждой из них. С учетом этого времени руководитель кружка про­изводит разбивку материала темы по отдельным занятиям. Он также продумывает, как содержание каждой темы будет развиваться на протяжении занятий. Все это поможет ему в дальнейшем правильно подготавливать и проводить занятия кружка.

Проведение учебного процесса в кружках электрон­ной автоматики тесно связано с экскурсиями, в ходе ко­торых кружковцы наблюдают изучаемые предметы, яв­ления и процессы в реальных условиях их протекания. Учебные экскурсии могут проводиться на предприятия, в научные и учебные учреждения, в музеи, на выставки, в памятные места. Деятельность кружковцев во время экскурсии протекает в условиях, отличных от условии, в которых проходят занятия кружка. Здесь они знако­мятся с объектами «большой» электроники, технологиче­скими и трудовыми процессами. Экскурсии в музеи, на выставки, к памятным местам и на природу имеют боль­шое воспитательное значение. Такие экскурсии способст­вуют формированию многих черт коммунистической нравственности, а также эстетическому воспитанию чле­нов кружка.

Каждая экскурсия представляет собой самостоятель­ное занятие продолжительностью около 4 час. Экскурсии должны быть тесно связаны с содержанием программы кружка и иметь конкретную учебную цель. Цель экскур­сии определяется задачами учебной и воспитательной ра­боты в кружке на данном этапе, результатами предше­ствующих занятий и задачами изучения данной темы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top