Итак, кружок набран, назначены место, время и первый день занятий; Уже с первых дней существования кружка у педагога возникает проблема, как увлечь своих питомцев, привить доступными для них средствами интерес к электронике, помочь ощутить радость творчества. Подавляющее большинство записавшихся в кружок электронной автоматики ребят имеет самое поверхностное представление об этой области техники, некоторые из них записались в кружок только потому, что туда вписались их друзья или сделать это им настоятельно советовали родители. Иными словами, на первых занятиях руководитель кружка имеет перед собой довольно непостоянный состав, который при неумелом руководстве педагога может с первых же шагов распасться. Ведь одним из организующих принципов кружковой работы является ее добровольность, относящаяся не только к вступлению в кружок, но и к пребыванию в нем.
Для многих руководителей кружков из числа инженерно-технических работников предприятий, особенно начинающих, кружки представляются неким подобием курсов, призванных обучить определенной производственной специальности (монтажников, наладчиков, ремонтников аппаратуры, лаборантов). Часто много учебного времени они посвящают специальному теоретическому курсу. А между тем школьники идут в кружки радиоэлектроники вовсе не потому, что хотят овладеть какой-нибудь профессией, а потому, что хотят строить, и как можно скорее, различные электронные приборы и автоматические устройства. Поэтому к практическим работам надо приступать сразу же, если не с первого, то со второго занятия, отводя на теоретические сведения лишь тот минимальный объем учебного времени, который необходим для осмысленного выполнения намеченной практической работы. Важно вначале привить устойчивый интерес к занятиям, а затем, когда он закрепится, у кружковцев появится вкус и к теории, хотя и в будущем ею не следует злоупотреблять.
Задача 1-го года занятий — дать школьникам основные сведения по электротехнике и электронике без полных определений законов и формул, научить их строить несложные электронные приборы и устройства с постепенным введением элементов автоматики.
В основу кружка для начинающих положен фронтальный метод проведения занятий. При фронтальной работе все кружковцы выполняют одинаковые задания. Теоретический материал, текущие пояснения проводятся педагогом одновременно для всех членов кружка. Схемы для практических работ следует подбирать несложные, не требующие специальной настройки. Аппаратура, сделанная юными электротехниками, обязательно должна работать, иначе у ребят опустятся руки и они потеряют вкус к новому для них увлечению. Надо помнить, что у всех начинающих одна болезнь — не кончив одной работы, браться за другую. Поэтому все конструкции, предназначенные для 1-го года, должны быть динамичными и доступными абсолютно для всех ребят. Если схема несложная, но трудоемкая и работа над ней может затянуться более чем на 3—4 занятия, в план работы кружка ее включать не следует. Мальчик или девочка видят результаты своего труда, благодаря чему у них не ослабевает интерес к работе, воспитывается самостоятельность в ее выполнении.
Вместе с тем фронтальный метод имеет ряд недостатков. Фронтальная организация работы сохраняется лишь в начальный период работы кружка. Затем постепенно одни кружковцы начинают быстрее выполнять задания, а другие отставать. Фронтальность нарушается. На первых порах такие ребята могут стать помощниками педагога в проведении занятий с остальным составом кружка. Но сдерживать искусственно этот процесс не следует: иначе у быстро продвигающихся кружковцев падает интерес к работе, без видимой причины они начинают пропускать занятия, и в конце концов руководитель кружка и вовсе их может потерять. Для таких ребят преподавателю рекомендуется иметь несколько «резервных» схем сверх программы кружка. В зависимости от сложности устройства работа может быть поручена им индивидуально или коллективно.
Для самостоятельного творчества ребят в 1-й год занятий остается небольшое поле деятельности. Ведь сначала необходимо дать знания, привить умения и навыки, которые и составят в дальнейшем основу целенаправленного творчества.
Содержание программы кружка электронной автоматики 1-го года занятий включает в себя 14 тем, изучение которых может быть осуществлено в последовательности, представленной в данном разделе. Последовательность изучения тем в течение года является примерной. Она может быть изменена по желанию руководителя в зависимости от выбранных объектов практических работ.