Итак, кружок набран, назначены место, время и первый день занятий; Уже с первых дней существования кружка у педагога возникает проблема, как увлечь своих питомцев, привить доступными для них средствами интерес к электронике, помочь ощутить радость творчества. Подавляющее большинство записавшихся в кружок электронной автоматики ребят имеет самое поверхностное представление об этой области техники, некоторые из них записались в кружок только потому, что туда вписались их друзья или сделать это им настоятельно советовали родители. Иными словами, на первых  занятиях руководитель кружка имеет перед собой довольно непостоянный состав, который при неумелом руководстве педагога может с первых же шагов распасться. Ведь одним из организующих принципов кружковой работы является ее добровольность, относящаяся не только к вступлению в кружок, но и к пребыванию в нем.

Для многих руководителей кружков из числа инженерно-технических работников предприятий, особенно начинающих, кружки представляются неким подобием курсов, призванных обучить определенной производственной специальности (монтажников, наладчиков, ремонтников аппаратуры, лаборантов). Часто много учебного времени они посвящают специальному теоретическому курсу. А между тем школьники идут в кружки радиоэлектроники вовсе не потому, что хотят овладеть какой-нибудь профессией, а потому, что хотят строить, и как можно скорее, различные электронные приборы и автоматические устройства. Поэтому к практическим работам надо приступать сразу же, если не с первого, то со второ­го занятия, отводя на теоретические сведения лишь тот минимальный объем учебного времени, который необхо­дим для осмысленного выполнения намеченной практи­ческой работы. Важно вначале привить устойчивый ин­терес к занятиям, а затем, когда он закрепится, у круж­ковцев появится вкус и к теории, хотя и в будущем ею не следует злоупотреблять.

Задача 1-го года занятий — дать школьникам основ­ные сведения по электротехнике и электронике без пол­ных определений законов и формул, научить их строить несложные электронные приборы и устройства с посте­пенным введением элементов автоматики.

В основу кружка для начинающих положен фрон­тальный метод проведения занятий. При фронтальной работе все кружковцы выполняют одинаковые задания. Теоретический материал, текущие пояснения проводятся педагогом одновременно для всех членов кружка. Схе­мы для практических работ следует подбирать неслож­ные, не требующие специальной настройки. Аппаратура, сделанная юными электротехниками, обязательно долж­на работать, иначе у ребят опустятся руки и они поте­ряют вкус к новому для них увлечению. Надо помнить, что у всех начинающих одна болезнь — не кончив од­ной работы, браться за другую. Поэтому все конструк­ции, предназначенные для 1-го года, должны быть дина­мичными и доступными абсолютно для всех ребят. Если схема несложная, но трудоемкая и работа над ней мо­жет затянуться более чем на 3—4 занятия, в план рабо­ты кружка ее включать не следует. Мальчик или девоч­ка видят результаты своего труда, благодаря чему у них не ослабевает интерес к работе, воспитывается самосто­ятельность в ее выполнении.

Вместе с тем фронтальный метод имеет ряд недо­статков. Фронтальная организация работы сохраняется лишь в начальный период работы кружка. Затем посте­пенно одни кружковцы начинают быстрее выполнять задания, а другие отставать. Фронтальность нарушает­ся. На первых порах такие ребята могут стать помощни­ками педагога в проведении занятий с остальным соста­вом кружка. Но сдерживать искусственно этот процесс не следует: иначе у быстро продвигающихся кружковцев падает интерес к работе, без видимой причины они на­чинают пропускать занятия, и в конце концов руководи­тель кружка и вовсе их может потерять. Для таких ре­бят преподавателю рекомендуется иметь несколько «ре­зервных» схем сверх программы кружка. В зависимости от сложности устройства работа может быть поручена им индивидуально или коллективно.

Для самостоятельного творчества ребят в 1-й год занятий остается небольшое поле деятельности. Ведь сначала необходимо дать знания, привить умения и на­выки, которые и составят в дальнейшем основу целена­правленного творчества.

Содержание программы кружка электронной автома­тики 1-го года занятий включает в себя 14 тем, изучение которых может быть осуществлено в последовательности, представленной в данном разделе. Последовательность изучения тем в течение года является примерной. Она может быть изменена по желанию руководителя в зави­симости от выбранных объектов практических работ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top