Федеральное  агентство  по  образованию  Российской  Федерации

Государственное  образовательное  учреждение

высшего  профессионального  образования

«Челябинский  государственный  университет»

Кафедра  государственного  и  муниципального  управления

 

 

Социально-экономическая статистика

 

Контрольная работа

для студентов заочного отделения

 

Утверждена на заседании кафедры «Государственного и муниципального управления»

 

Протокол №  5  от   05.02.2009г

Зав. кафедрой____________ Л.А. Кузнецова

Специальность   080504.65    Государственное и муниципальное управление

Составитель: Т.А. Коркина, канд. экон. наук, доцент

 

Предназначена  для   студентов     курса   специальности "Государственное и муниципальное управление"  и направления «Менеджмент организации» заочной формы обучения, получающих квалификацию "менеджер".

 


Контрольная работа

по социально-экономической статистике

 

Вариант 1

Задача 1

На 1 сентября 2004г. численность детей в населенном пункте в возрасте от 4 до 6 лет составляла:

Возраст

Количество детей

Коэффициент смертности

Четыре года

81200

2,1

Пять лет

79600

1,9

Шесть лет

74500

1,6

Семь лет

 

1,2

Восемь лет

 

0,8

Определить возможный контингент учащихся 1-3 классов на 1 сентября 2007г.

 

Задача 2

Имеются следующие данные по промышленному предприятию:

Показатели

тыс.руб.

Полная первоначальная стоимость основных фондов на начало года ОФн

6000

В течение года введено новых фондов Фвв

1900

Выбыло фондов Ф выб

800

Численность рабочих, чел.

8000

Валовая продукция в сопоставимых ценах

1950

Определить:

  1. Стоимость основных фондов на конец года;
  2. Среднегодовую стоимость основных фондов;
  3. Коэффициенты выбытия и обновления фондов;
  4. Фондоотдачу (2 способа).

 

Задача 3

Фактическая стоимость реализованной продукции (в оптовых ценах предприятия) за полугодие составила 2090 тыс.руб. при плане 2005 тыс.руб.

Определить выполнение плана по числу оборотов оборотных средств, если известны следующие данные о наличии оборотных средств (тыс.руб.).

 

Оборотные средства, тыс.руб

по плану

фактически

На 1.07.04

410

400

На 1.08.04

500

500

На 1.09.04

500

510

На 1.10.04

500

495

На 1.11.95

510

505

На 1.12.95

510

515

На 1.01.96

510

508

 

Задача 4

На начало года в народном хозяйстве региона было занято 925 тыс. чел.; коэффициент занятости всего населения составлял 620%. В течение года:

а. перешло в рабочий возраст – 25 тыс. чел.;

б. выбыло из числа занятых на постоянное жительство в другие регионы – 8 тыс. чел.;

в. Ушли на пенсию – 13 тыс. чел., на инвалидность – 0,2 тыс. чел.;

г. прекратили работу лица старше и моложе трудоспособного населения – 0,8 тыс. чел.;

д. умерло из числа занятых – 1 тыс. чел.

Общий абсолютный прирост населения составил за год 20,9 тыс.чел.

Определить:

  1. Естественное выбытие числа занятых;
  2. Общий прирост занятого населения и численность занятых на конец года;
  3. Численность населения региона на начало и конец года;
  4. Коэффициент занятости всего населения на конец года.

 

Задача 5

Товары

Продано, Т

Товарооборот, тыс. р.

Базис.

Период

Отчет. Период

Базис.

Период

Отчет. Период

Картофель

300

320

750

1000

Капуста

10

12

70

120

Яблоки

5

9

150

180

Орехи

7

6

14

12

Определить:

  1. Индивидуальные индексы физического объема и цен;
  2. Общие индексы товарооборота и цен;
  3. Сумму экономии или дополнительных затрат покупателей за счет изменения цен в целом на все товары.

 

Задача 6

Показатель

Регион I

Регион II

Регион III

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, годы

67,6

69,4

75,6

Реальный ВВП на душу населения, руб.

6140

5010

6100

Уровень грамотности населения, %

95,7

98,7

94,5

Коэффициент детской смертности, %

8,6

7,3

5,4

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

34,5

33,5

24,7

Проранжируйте регионы по уровню жизни населения.

 

Задача 7

Показатели (тыс.)

1986г.

1992г.

1993г.

1. Численность учащихся общеобразовательных школ в т.ч.

в городах и поселках городского типа

в сельской местности

 

20152

 

14348

5804

 

20936

 

14937

5999

 

20990

 

14836

6154

2. Число общеобразовательных школ в т.ч.

в городах и поселках городского типа

в сельской местности

71,7

 

21,5

 

50,2

69,9

 

21,2

 

48,7

70,2

 

21,4

 

48,8

3. Численность учителей в т.ч.

в городах и поселках городского типа

в сельской местности

1218

 

867

351

1516

 

1082

434

1611

 

1140

471

На основе приведенных данных построить и проанализировать социально-экономические нормали за 1986-1992г. и за 1992-1993 г.для:

а. всех школ;

б. городских;

в. сельских.

 

Вариант 2

Задача 1

 

В городе прирост населения за год 12 тыс. чел., что в расчете на 1000 человек равняется 24,4 чел. Число умерших за этот год – 3578 чел., родившихся – 9762 чел. Определить коэффициент рождаемости и естественного прироста.

 

 


Задача 2

 

 

Завод

Валовая продукция в сопоставимых ценах, млн. руб.

Среднегодовая стоимость ОПФ, млн.руб.

базисный период

отчетный период

базисный период

отчетный период

А

400

726

200

300

Б

300

364

200

220

Определить:

  1. Фондоотдачу по каждому заводу и объединению.
  2. Динамику фондоотдачи по каждому заводу и по объединению (индексы переменного, фиксированного состава и структурных сдвигов).
  3. Влияние на изменение фондоотдачи по объединению в сравнении с базисным периодом.

а) отклонений в фондоотдаче по каждому заводу;

б) увеличения стоимости фондов на обеих заводах.

 

 

 

Задача 3

Показатели

 

базисный год

отчетный год

Товарная продукция в сопоставимых ценах

9360

9800

Материальные затраты на производство продукции

 

6552

 

6566

Определить:

  1. Материалоемкость продукции.
  2. Экономию материальных ресурсов, обусловленную снижением материалоемкости.
  3. Абсолютное изменение материальных затрат за счет увеличения товарной продукции.

 

Задача 4

 

Население области на начало года составило 900 тыс. чел., 60% которого было в трудоспособном возрасте. 1,5% населения в трудоспособном возрасте было нетрудоспособно. Занято в экономике области 520 тыс. чел., в т.ч. подростков до 16 лет и пенсионеров – 15 тыс. чел.

Определить:

  1. Коэффициенты трудоспособности всего населения и населения в трудоспособном возрасте.
  2. Коэффициенты занятости всего населения, населения в трудоспособном возрасте, трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

 

 

Задача 5

 

Форма торговли

Январь

Апрель

Цена за 1 кг., р.

Продано, кг.

Цена за 1 кг., р.

Продано, кг.

Государственная

Кооперативная

Городской рынок

300

450

 

500

0,5

1,5

 

0,8

800

1000

 

1500

0,65

1,20

 

0,60

Определить:

  1. Средние цены за каждый месяц.
  2. Изменение средних цен в абсолютном и относительном выражении.

 

Задача 6

 

Численность населения региона составила (в среднем за год тыс. чел.) в базисном периоде 280, в отчетном – 300. Денежные доходы населения (млн р.) –  соответственно одежды – 11200 и 27600, обуви – 2408 и 6090.

Определить:

  1. Потребление в отчетном и базисном периодах одежды и обуви на душу населения;
  2. Индексы потребления в целом и на душу населения;
  3. Коэффициент эластичности потребления от дохода.

 

Задача 7

 

 

 

Возраст населения, лет

Численность населения,

тыс. чел.

Число лиц, имеющих высшее образование на 1000 чел. населения

базисный период

отчетный период

базисный период

отчетный период

15-24

68

55

513

510

25-33

52

50

825

820

35-44

67

78

796

803

45-54

50

51

723

695

55-64

62

60

450

324

65 и более

41

36

150

145

 

Определить: Изменение среднего уровня образования:

а) общее;

б) за счет изменения возрастного состава населения;

в) за счет изменения уровня образования в каждой возрастной группе.

 

Вариант 3

Задача 1

По одному из населенных пунктов имеются данные движения населения за год, чел.:

Численность населения на начало года

в т.ч. женщины в возрасте 15-49 лет

16760

5480

Численность населения на конец года

в т.ч. женщины в возрасте 15-49 лет

17200

5700

В течении года:

родилось

умерло

из них детей до 1 года

 

340

149

9

Определить:

  1. Общие коэффициенты естественного движения;
  2. Специальный коэффициент рождаемости (фертильности);
  3. Коэффициент младенческой смерти.

 

Задача 2

 

 

Завод

Валовая продукция в сопоставимых ценах, млн. руб.

Среднегодовая стоимость ОПФ, млн.руб.

базисный период

отчетный период

базисный период

отчетный период

А

400

726

200

330

Б

300

364

200

220

Определить с помощью индексов по каждому заводу и объединению изменение выпуска продукции (тыс.руб.) за счет изменения:

  1. Фондоотдачи;
  2. Стоимости основных фондов.

 

Задача 3

Имеются данные о стоимости оборотных средств предприятия, тыс.руб.

 

базисный год

отчетный год

1 января

336

384

1 апреля

391

451

1 июня

350

363

1 октября

400

418

31 декабря

368

390

Стоимость реализованной продукции в действовавших оптовых ценах в базисном году - 3051 тыс.руб., в отчетном году – 3724тыс.руб.

Проанализируйте:

1.Динамику коэффициента оборачиваемости, коэффициента закрепления и средней продолжительности одного оборота в днях.

  1. В какой степени изменения среднего остатка оборотных средств в отчетном году по сравнению с базисным обусловлено:

а) увеличение объема производства;

б) изменение оборачиваемости оборотных средств.

 

Задача 4

Имеются следующие данные по региону (тыс.чел.)

Среднегодовая численность населения

286,0

Численность населения, занятого в экономике

134,5

Численность безработных

5,2

Определить:

  1. Численность и уровень экономически активного населения.
  2. Уровень безработицы.

 

Задача 5

Товарооборот в ценах соответствующего периода, млн. руб.

Товары

Базисный

период

Отчетный

период

Изменение цен, %

Телевизоры

1500

1580

12

Ткани

300

270

15

Часы

200

250

-11

Канцтовары

100

85

0

Определить:

  1. Общие индексы цен, стоимости и физического объема товарооборота.
  2. Общую сумму экономии или дополнительных затрат покупателей за счет изменения цен.

 

 

Задача 6

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Средняя численность города, тыс. чел

280

300

Число семей, тыс.

80

100

Денежные доходы населения, млн. руб.

252

420

Потребление за год, тыс. руб. (в сопоставимых ценах):

а) обуви

б) мебели

в) радиотоваров

 

 

2760

2480

1848

 

 

4560

6090

4980

Определить:

  1. Потребление в отчетном и базисном периодах обуви на душу населения, мебели и радиотоваров на одну семью.
  2. Индексы потребления.
  3. Коэффициент эластичности потребления от дохода.

 

 

Задача 7

Показатели

1980-81

1985-86

1990-91

Число общеобразовательных школ, тыс.

в т.ч.:

в городах и поселках городского типа

в сельской местности

 

74,8

22,2

52,6

 

71,7

21,5

50,2

 

69,7

21,1

48,6

Численность учащихся общеобразовательных школ, тыс. чел. в т.ч.,: в

городах и поселках городского типа

в сельской местности

 

20216

 

13525

6691

 

20152

 

14260

5892

 

20851

 

14948

5903

Численность учителей, тыс. чел. в т.ч. в

городах и поселках городского типа

в сельской местности

1135

779

356

1218

862

356

1460

1047

413

 

На основе приведенных данных построить и проанализировать социально-экономические нормали за 1980/81 – 1985/86 гг. и за 1985/86 – 1990/91 гг. для:

а) всех школ;

б) городских школ;

в) сельских школ.

 

Вариант 4

Задача 1

В городе численность населения составила (тыс. чел.): на 1.01.04 – 289; на 1.01.05 – 297. За 2004г. число родившихся составило 6397 чел., число умерших в расчете на 1000 жителей – 7,7 чел. Число женщин в возрасте 15-49 лет – 96 тыс. чел.

Определить:

а) коэффициент естественного прироста населения;

б) коэффициент фертильности (плодовитости).

 

 

 

Задача 2

 

Отрасли

Стоимость товарной продукции, млрд руб.

Фондоотдача, руб.

1995г.

1996г.

1995г.

1996г.

Тяжелая промышленность

584,9

609,9

0,84

0,84

Легкая промышленность

119,8

120,9

4,19

4,08

Провести анализ динамики и факторов изменения фондоотдачи в целом по промышленности.

 

Задача 3

Показатели

базисный период

отчетный период

Выручка от реализации продукции в действовавших ценах

3240

3960

Средний годовой остаток оборотных средств

540

594

Определить изменение скорости оборота оборотных средств (дней) в отчетном периоде по сравнению с базисным и сумму средств высвобожденных из оборота следствие ускорения оборачиваемости. Сделать выводы.

 

Задача 4

Численность населения региона за период снизилась на 3%, численность населения в трудоспособность возрасте увеличилась на 0,5%, коэффициент трудоспособности увеличился на 1,2%. Определить как изменяется за период численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и коэффициент трудоспособности населения трудоспособного возраста.

 

Задача 5

Данные по заводу за отчетный период:

Показатели

тыс. руб.

Плановая себестоимость всей товарной продукции по плану

Себестоимость всей фактически выпущенной товарной продукции:

а) по плановой себестоимости отчетного года

б) по фактической себестоимости, в ценах, действующих в отчетном году

58690

 

 

59072

 

58775

Товарная продукция в оптовых ценах предприятия:

а) по плану

б) фактически в ценах, принятых в плане

в) фактически в ценах, действующих в отчетном году

 

77720

78468

78535

Определить:

  1. Затраты на рубль товарной продукции по плану:

а) для запланированного объема и ассортимента продукции;

б) по плану в пересчете на фактически выпущенный объем и ассортимент.

  1. Затраты на рубль фактически выпущенной продукции:

а) в действующих оптовых ценах;

б) в оптовых ценах, принятых в плане.

  1. Индекс соотношения фактически и плановых затрат на рубль товарной продукции.
  2. Индекс изменения фактической себестоимости товарной продукции по сравнению с плановой.

 

Задача 6

Среднесписочная численность рабочих на предприятии составила за год 15300 чел. Установленная средняя продолжительность рабочего дня - 6,8 часа. Число рабочих дней в году - 305. Фактически отработано каждым работником 265 дней. Очередные отпуска составили 18 дней на одного рабочего. Неявки в связи с выполнением государственных обязанностей и по причинам, предусмотренным законом, - 14 днях, неявки с разрешения администрации - 3 дня, неявки по прочим причинам и целодневные простои - 3 дня.

Постройте баланс рабочего времени в человеко-часах и сделайте анализ.

 

 

Вариант 5

Задача 1

Возрастные группы, лет

15-19

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

Число женщин, тыс.чел.

340,0

226,0

150,0

122,0

208,0

164,0

144,1

Коэффициент фертильности, %

24,0

218,0

230,5

174,0

128,0

44,5

7,0

Доля мальчиков среди новорожденных 0,512, вероятность умереть в течение первого года жизни для них составляет 0,0523. Сколько мальчиков переживут первый год жизни?

 

Задача 2

Стоимость основных фондов на начало года, млн. руб.

18500

Поступило основных фондом, млн., руб.:

1 марта

1 сентября

 

120

510

Выбыло основных фондов, млн. руб.:

1 июля

1 ноября

 

20

150

Объем выпущенной продукции за год, млн., руб.

20600

Определить:

  1. Среднегодовую стоимость основных фондов;
  2. Показатели использования основных фондов;
  3. Коэффициент обновления и выбывания.

 

Задача 3

В 1994 году материалоемкость продукции на предприятии составила 0,67 руб. на 1 руб. товарной продукции. В 1995 году объем товарной продукции предприятия увеличился на 9,5% по сравнению с 1994 г. и составил 25200 тыс. руб., при этом общая сумма материальных затрат возросла на 7,2%.

Определить в какой степени абсолютное и относительное изменение объема материальных затрат обусловлено:

а) снижение материалоемкости продукции;

б) увеличение объема производства.

 

 

Задача 4

Имеются следующие данные по России:

Показатели, единицы измерения

Периоды

Базисный

Отчетный

Среднегодовая численность населения, тыс., чел.

 

 

148500

 

 

148300

Всего занято в экономике, тыс. чел.

в т.ч.:

на государственных и муниципальных предприятиях и организациях

в частном секторе

в общественных организациях

на совместных предприятиях

на предприятиях и организациях смешанной формы собственности

 

75286

 

 

 

 

62186

9411

602

 

74

 

 

 

 

3012

 

68489

 

 

 

 

30615

22601

479

 

275

 

 

 

 

14520

Численность безработных, тыс. чел.

 

 

2764

 

 

5478

 

Определить за каждый период:

  • уровень безработицы;
  • численность и уровень экономически активного населения;
  • показатели структуры населения по сферам занятости.

Проанализировать динамику приведенных и исчисленных показателей.

 

 

Задача 5

 

Товары

Продано, тыс. единиц

Цена за единицу, руб.

базисный период

отчетный период

базисный период

отчетный период

Молоко, л

15,3

25,7

3

3

Сметана, кг

5,0

8,1

12,5

12,4

Картофель, кг

360,0

420,6

2,5

3,3

 

 

Определить:

  1. Индивидуальные индексы цен и физического объема реализации.

Общие индексы цен и товарооборота.

  1. Сумму экономии или дополнительных затрат покупателей за счет изменения цен на каждый товар в отдельности и в целом на все товары.

 

Задача 6

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Среднегодовая численность населения, тыс. чел.

 

 

1098

 

 

1322

Потребление за год:

Мясо и мясопродуктов, тыс.т.

Сахара, тыс.т.

Хлебопродуктов

Тканей, млн. м2

43,9

 

30,7

103,2

180,1

28,5

54,2

 

44,9

132,2

206,2

35,7

Норма потребления на душу населения в год: мясопродуктов – 78 кг, сахара – 40 кг,  хлебопродуктов – 110 кг, тканей  - 50 м2.

 

Определить:

  1. Размеры душевого потребления за каждый год;
  2. Индексы душевого потребления;
  3. Коэффициент удовлетворения потребностей и их темпы роста.

 

 

Задача 7

 

Показатели (тыс)

1995-96

1996-97

1997-98

Численность учителей в т.ч.:

В дневных общеобразовательных школах

В вечерних общеобразовательных школах

1460

1423

37

1516

1472

44

1611

1574

37

Число общеобразовательных школ в т.ч.:

Дневные

вечерние

69,7

67,6

2,1

69,9

67,9

2,0

70,2

68,3

1,9

Численность учащихся общеобразовательных школ

В дневных школах

В вечерних школах

20851

 

20328

523

20936

 

20427

509

20990

 

20503

487

На основе приведенных данных построить и проанализировать социально-экономические нормали за 1990/91г. – 1991/92г. и за 1991/92г. – 1992/93г. для:

а) всех школ;

б) дневных школ;

в) вечерних школ.

 

 

Методические указания к решению отдельных задач

 

  1. Задача №1 всех вариантов составлена по теме «Статистика населения».

Общие коэффициенты естественного движения населения:

1) коэффициент рождаемости  n=, где

N - число родившихся;

– средняя численность населения.

 

2)  Коэффициент смертности: , где

M – число умерших.

3) Коэффициент естественного прироста:

 ke.n. = n-m =,

Специальные коэффициенты естественного движения:

1) коэффициент фертильности

n15 - 49 =, где

средняя численность женщин в возрасте от 15 до 49 лет

S15-49

2) коэффициент младенческой смертности может быть рассчитан несколькими способами:

m0 =,

m0 =,

M0 – число детей умерших до 1года

N - число родившихся в данном году;

N0 - число родившихся в предыдущем периоде;

N1 – число родившихся в текущем периоде.

Для определения численности населения на перспективу используется метод возрастной передвижки.

 

Задача №2 составлена на тему  «Статистика основных фондов»

 

          При решении задач по этой теме следует изучить вопрос о классификации основных фондов, о видах оценки и разобраться в экономическом смысле и в методологии исчисления показателей, характеризующих состояние, движение, использование основных фондов.

          Для исчисления коэффициентов годности и износа на конец года предварительно нужно:

  • рассчитать среднегодовую стоимость основных фондов;
  • рассчитать сумму износа основных фондов за год (амортизационные отчисления):

, где

           - среднегодовая стоимость основных фондов,

          Nа - норма амортизации, %;

3) сумму износа основных фондов на конец года определить следующим образом: к сумме износа на начало года прибавить износ за год и вычесть износ выбывших фондов.

          Чтобы определить, насколько эффективно используются основные фонды, рассчитывается показатель фондоотдачи:

Фот = , где

Q – объем выпущенной продукции в денежном выражении.

Фондоотдача показывает, сколько продукции (в стоимостных единицах) получают с одного рубля вложенных основных средств.

Фондоотдача может быть рассчитана через фондовооруженность и производительность труда,

 

Фондовооруженность:           Фв = ,

          где Ч - численность работающих.

Для изучения динамики и факторов изменения средней фондоотдачи по группе предприятий рассчитывается следующая система индексов:

-индекс переменного состава:  Jпс  = , где

          Фоm1, Фоm0 – фондоотдача на отдельном предприятии соответственно в отчетном и базисном периодах;

          d1, d0 – доля стоимости основных фондов одного предприятия в общей стоимости основных фондов соответственно в отчетном и базисном периодах;

-индекс фиксированного состава:   Jфс =   ;

-индекс структуры:          Jсmр=.                

Изменение выпуска продукции за счет изменения фондоотдачи рассчитывается по следующей формуле:.

Изменение выпуска продукции за счет изменения стоимости основных фондов:

 

 .

 

Задача №3 составлена на тему «Статистика оборотных фондов»

 

При решении задач по этой теме необходимо усвоить понятие оборотных фондов, разобраться в экономическом смысле показателей, характеризующих использование оборотных фондов, внимательно подойти к расчету средней величины запасов.

 

Для решения задачи №4 необходимо изучить тему «Статистика трудоустройства и занятости населения», усвоить следующие понятия и показатели.

          Экономически активное население – часть населения, обеспечивающая приложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Его численность включает численность занятых и безработных.

 Уровень экономически активного населения – это доля численности экономически активного населения в общей численности населения.

 Занятое население – население, имеющее, независимо от возраста, занятие, приносящее доход, а также лица, выполняющие работу без оплаты на семейном предприятии.

         

Коэффициент занятости населения:

,

Где Sзн – численность занятого населения;

Sвв – численность всего населения.

 

Коэффициент занятости населения в трудоспособном возрасте:

 

Безработица (по методологии международной организации труда) – лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались поиском работы, были готовы приступить к работе.

Коэффициент (уровень безработицы):

,

где SБР - численность безработных,

      SЗН - численность занятых.

 

Естественное пополнение трудовых ресурсов происходит за счет численности лиц, достигающих 16 лет, и увеличения числа работающих пенсионеров и подростков.

Естественное выбытие определяется числом лиц, достигших пенсионного возраста и не оставшихся работать, числом лиц в трудоспособном возрасте, которые умерли или перешли на инвалидность, а также числом переставших работать пенсионеров и подростков.

Коэффициент трудоспособности всего населения:

,

          где SТТВ - численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте,

                SВВ - численность населения всех возрастов.

 

Коэффициент населения трудоспособного возраста:

,

где SТВ - численность населения трудоспособного возраста.

 

Задача №5 составлена на тему «Статистика цен». При решении задач по этой теме необходимо обратить внимание на выбор формулы для расчета средней цены. Если известен объем продаж в натуральном выражении или в стоимостных единицах, то используются формулы средней арифметической и средней геометрической взвешенной:

 

 ,

 

 

Где:

Р- цена;

g -  количество данного товара.

Для изучения динамики и соотношения уровня цен используются индексы цен, которые могут исчисляться по отдельным видам товаров и услуг (индивидуальные индексы) и по их совокупности (общие).

Индивидуальный индекс цен:

Iр= , где

 

p1 - цены в отчетном периоде;

 p0 – цена товара в базисном периоде.

Jр=

Разница между числителем и знаменателем этого индекса покажет сумму экономии или дополнительно привлеченных затрат покупателей за счет изменения цен.

 

Индекс товарооборота:

Jt=

Разница между числителем и знаменателем этого индекса покажет изменение затрат покупателей в отчетном периоде по сравнению с базисным.

При изучении изменения цен товарных групп применяется индекс средних цен:

Jt=

Задача №6 составлена на тему «Статистика уровня жизни и потребления населения».

Уровень жизни населения отражает степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.

Уровень жизни во многом определяется доходами населения.

Личные доходы населения – все виды денежных и натуральных доходов, полученных трудящимся в виде вознаграждений за работу по найму, от личного подсобного хозяйства, доходы, полученные от индивидуальной трудовой деятельности и т.д.

Совокупные доходы населения определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления.

Перечисленные показатели, рассчитанные в ценах текущего периода называются номинальными.

Реальное значение показателей дохода приобретается, если номинальные доходы корректируются на изменение цен.

Реальные общие (совокупные доходы) (РОД):

 .

Где:

СД – совокупные доходы;

Jnc – индекс покупательной способности рубля.

 

Jnc= ;

Реальные личные доходы населения (РЛД):

РЛД = ЛД х Jnc

 

Для характеристики динамики этих показателей строятся соответствующие индексы.

Для ранжирования регионов по уровню жизни необходимо:

1.Упорядочить регионы по каждому показателю от 1 до (- продолжительность жизни). Для показателей – дестимулянт (например, коэффициент смертности) порядок ранжирования обратный, т.е. на первое месте будет страна, для которой показатель – дестимулянта имеет наименьшее значение.

  1. Определить средний ранг по всем показателям:

 

;

 

Где:

Rtj -  ранг i-той страны по j- той показателю

m – число показателей.

Потребление на душу населения:

;

 

Где: П – объем потребленных товаров и услуг;

 - среднегодовая численность населения

Коэффициент удовлетворения потребностей

 

kу=

gф; gн – фактический и нормативный уровень потребления в среднем на душу населения

 

Индекс среднедушевого потребления товара:

ig=                   или                   ig =

 

 

 - cсреднедушевое потребление товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах/

 

Эластичность потребления – мера реагирования потребления на изменение цен или дохода.

Коэффициент эластичности потребления:

 

где: у; х – начальные потребление и доход соответственно

∆у; ∆ х -   их изменение за период.

Этот коэффициент показывает на сколько процентов в среднем изменяется величина потребления с изменением величины доходов на 1%.

 

Для решения задачи №7 необходимо изучить тему «Статистика социальной сферы». Прежде чем приступить к решению задач по этой теме, необходимо усвоить понятие социальной сферы и классификацию отраслей сходящих в эту сферу.

Для анализа различий в уровне образования в двух периодах (или в двух регионах) используются следующие системы индексов:

Индекс переменного состава:

 

Где: е- уровень образования в какой-то группе;

d -  доля этой группы в общей численности населения.

Индекс фиксированного состава:

 

Показывает изменение среднего уровня образования населения при неизменной возрастной структуры населения

Индекс структуры:

 

показывает изменение среднего уровня образования за счет изменения возрастного состава населения.

Социально-экономическая нормаль – теоретически обоснованное соотношение изменения показателей, исходя из предложения об обеспечении качества обучения.

 Например, для школьного образования в целом социально-экономическая нормаль имеет вид:

 

JpJaJвJyJd

Где:

Jp индекс текущих расходов общеобразовательных школ;  

Ja - индекс числа общеобразовательных школ;  

Jв - индекс численности учителей;  

Jy - индекс численности учащихся;  

Jd - индекс численности детей и подростков 6-17 лет.

 

Методические указания по повышению контрольной работы

 

Цель контрольной работы – закрепление и проверка знаний, полученных студентами в процессе учебного материала, а также выявления их умения применять на практике методы социально-экономической статистики.

Студент должен выполнить в установленный срок одну контрольную работу, состоящую из семи задач. Выбор варианта зависит от начальной буквы фамилии студента.

Начальная буква

фамилии студента

Номер варианта задания

А, К, Л, Р, Х, Э

I

Б, И, М, С, Ц

II

В, З, Н, Т, Ч

III

Г, Ж, О, У, Ш, Я

IV

Д, Е, П, Ф, Щ, Ю

V

 

  

Выполнение контрольной работы не своего варианта не засчитывается.

Контрольную работу необходимо выполнить и представить в срок, установленный учебным графиком, но не позднее, чем за неделю до экзамена.

Контрольная работа должна выполняться в той последовательности, в которой указаны номера задач.

Работа должна быть оформлена аккуратно, написана разборчиво, чисто, без помарок, зачеркиваний. Запрещается сокращать слова. Работа должна быть выполнена в тетради либо на сброшюрованных листах. Титульный лист оформляется, как показано на следующей странице.

Номер варианта обозначается на титульном листе и дублируется перед условием задачи №1. Контрольная работа, в которой не обозначен вариант, к проверке не принимается.

Каждая задача должна начинаться с нового листа. Перед решением необходимо полностью привести условие задачи. После решения каждой задачи необходимо оставить чистый лист (для дополнений и исправлений).

Решение задач следует сопровождать необходимыми формулами, развернутыми расчетами, краткими пояснениями. Исчисленные показатели должны содержать единицы изменения. Основные результаты должны быть проанализированы. Задача будет считаться нерешенной, если в ней приведены только ответы без расчетов и  выводов.

 При использовании статистических формул следует применять общепринятую символику и объяснять смысл символов.

Вычисление индексов и долей необходимо производить с точностью до 0,001, процентов, средних и абсолютных величин – до 0,1.

В конце работы надо привести перечень использованной литературы.

Если в проверенной работе сделаны замечания, студент обязан, не переписывая работу, внести необходимые дополнения и изменения.

Переработанную, с исправлениями и дополнениями работу студент должен представить экзаменатору.

Студенты, не получившие зачета по письменным работам, предусмотренным учебным планом, к экзамену не допускаются.

Список рекомендуемой литературы

  • [1]Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособ. – М.: Владос, 2001.
  • *Курс социально-экономической статистики: Учеб. / Под ред М.Г.Назарова. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  • *Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: учебник. – М.: Юристъ, 2004.
  • *Практикум по статистике : Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М. Симчеры / ВЗФЭИ. -М.: ЗОА "Финстатинформ", 1999

Контрольная работа

для студентов заочного отделения

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Меню

Рекомендуемые статьи

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top