План

1.        Предмет педагогики.

2.        Функции и задачи педагогической науки.

3.        Структура и отрасли педагогической науки.

4.        Связь педагогики с другими отраслями научного знания.

5.        Методологические и теоретические  основы педагогической науки.

6.        Методы педагогики.

7.        Сущность образования.

8.        Целеполагание в педагогике.

 

 

1.       Предмет педагогики 

 

Педагогика – наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования и воспитания людей, а также о сущности процессов самообразования и самовоспитания.

Ключевые категории педагогики:

Образование – во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также в теоретической и практической подготовке человека.

Учение (обучение) – целенаправленный процесс овладения людьми знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни.

Воспитание (в узком смысле) – целеустремленное, организованное и управляемое взаимодействие педагогов и воспитанников с целью создания условий для формирования у последних устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развития у них моральных, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности.

Воспитание (в широком смысле) – социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни (церковь, семья, школа, СМИ, культура, среда).

Развитие – организованный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с ее требованиями и условиями их жизни, дальнейшего формирования личности человека в ходе его обучения, воспитания и социализации.

Самообразование – целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности и предполагающая наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Необходимые компоненты самовоспитания – самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. Приемами самовоспитания являются самоприказ, самоодобрение и самовнушение.

 

2.        Функции и задачи педагогической науки

 

Педагогика призвана изучать структуру, функции, содержание и диалектику развития целостного педагогического процесса с целью выявления его закономерностей, основных принципов, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы, а также вытекающих отсюда правил и практических рекомендаций.

Педагогический процесс – это организованная и целенаправленная деятельность людей (обучающих и обучаемых, воспитателей и воспитанников), направленная на решение образовательных задач в условиях педагогической системы.

Элементы педагогического процесса (по В.Я.Сквирскому): цель ПП, деятельность педагога, деятельность учащихся, между ними – интелектуальное и эмоциональное взаимодействие, результат.

 

Педагогическая система – «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного… педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» (В.П.Беспалько, 1989).

Структурные элементы ПС (Ц-цель, УИ-учебная информация, СПК-средства педагогической коммуникации, П-педагог, У-ученик) по Н.В.Кузьминой. Такое построение элементов ПС характеризуется пересечением связей как по горизонтали, так и по вертикали.

 

Функции педагогической науки и результаты научной деятельности:

 

1.       Объяснительная функция (педагогические факты, явления, процессы, закономерности воспитания). Результат – законы и принципы педагогики, теории, концепции обучения, разработанные на основе фундаментальных исследований.

2.       Преобразовательная (прикладная, практическая) функция. Результат – педагогические системы, технологии.

3.       Воспитательная функция – позволяет таким образом преобразовать научное знание, чтобы оно стало достоянием личности любым способом и начало оказывать формирующее влияние на образ мира и образ жизни человека.

 

Задачи педагогики:

1.       Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

2.       Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

3.       Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания.

4.       Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

5.       Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

6.       Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

7.       Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

3.        Структура и отрасли педагогической науки

 

Педагогика – наука, развивающаяся под воздействием потребностей педагогической практики, формулирующая свою теорию и методологию и применяющая свои собственные методы. Иначе говоря, структуру педагогической науки составляют: педагогическая практика, педагогическая теория (гипотезы, факты, положения, методы), определяемая разными уровнями методологии.

 

Уровни методологии педагогики позволяют всесторонне исследовать пед.явления и процессы и на этой основе делать правильные выводы об их содержании и специфике функционирования:

1 уровеньгноселогический, дает возможность формулировать наиболее общие научные подходы к анализу педагогических явлений и процессов.

2 уровеньмировоззренческий, включает положения о факторах формирования и развития личности ребенка, об образовании, обучении, воспитании и педагогической деятельности как общественных явлениях.

3 уровеньнаучно-содержательный, позволяет формулировать и обосновывать законы и закономерности педагогической науки, теорию и методику обучения и воспитания людей.

4 уровеньлогико-гносеологический, обеспечивает возможность осмысливать предмет и объект педагогики, определение и развитие категорий науки, выявлять соотношение педагогической теории и практики, связи педагогики с другими науками, делать прогнозы в развитии самой науки.

 

Отрасли педагогической науки:

 

История педагогики (исторические этапы развития педагогических идей и взглядов).

Сравнительная педагогика (особенности педагогических систем в разных странах).

Народная педагогика (традиционные народные методы и приемы воспитания).

Педагогика высшей школы.

Школьная и дошкольная педагогика.

Коррекционная педагогика (тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, пенитенциарная).

Профессиональные педагогики (военная, производственная…).

Социальная педагогика (воспитание в группах риска).

Педагогика образования взрослых.

Методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам (например, методика преподавания психологии).

 

4.        Связь педагогики с другими отраслями научного знания

 

Педагогика как науки относится к группе практических наук вместе с медициной и техникознанием (по классификации академика Б.М.Кедрова) и носит интегративный характер.

Философия – методологический фундамент, законы развития и общества, теория познания (гносеология).

Социология – знание о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях.

Этика и эстетика – знание о морали и природе эстетического, ставшее основой нравственного и художественного воспитания.

Экономика – знание об экономических, производственных процессах, влияющих на образование.

Физиология – естественнонаучная база педагогики и психологии.

Психология позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психологических закономерностей становления и развития индивидуальности человека в образовательном процессе.

 

5.        Методологические и теоретические  основы педагогической науки

 

Методология – учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования (или исходные положения, дающие представление о феноменах, которые изучает наука).

Теория – совокупность взглядов, суждений и умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности.

 

Уровни методологии педагогической науки:

1.       Общая методология педагогики (диалектико-материалистический подход к объективной действительности и процессу обучения и воспитания людей в ее условиях) предполагает учет:

·          основных положений и принципов материалистической диалектикиматериальности реального мир; о первичности материи и вторичности сознания; непрерывном движении, развитии материи);

·          закона единства и борьбы противоположностей;

·          закона перехода количественных изменений в качественные;

·          закона отрицания отрицания;

·          представлений о зависимости  педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;

·          представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях.

 

2.       Специальная методология педагогики ориентирует на учет:

·          устойчивых представления о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него (основные функции психики: отражение воздействий окружающего мира, регуляция поведения и деятельности, осознание человеком своего места в окружающем мире; виды влияния в воспитании; механизмы воздействия в воспитании);

·          особенностей формирования личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно полезной деятельности;

·          единства воспитания и самовоспитания личности в группе (коллективе);

·          представления о целостном формировании личности.

3.       Частная методология педагогики предполагает учет:

·          закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания;

·          единства, взаимного проникновения обучения, воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса;

·          соответствия воздействий педагогов (воспитателей) характеру деятельности учеников (воспитанников), их познавательным и физическим возможностям.

 

6.        Методы педагогики

Методы накопления фактов и проверки гипотез в педагогическом исследовании:

·          Изучение литературных источников, документов – исследование педагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащимся в различных источниках и документах.

·          Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают педагогические явления в различных условиях без вмешательства в их течение.

·          Эксперимент – активное вмешательство  исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспитания.

·          Анализ результатов деятельности – опосредованное изучение педагогических явлений по результатам обучения и воспитания людей.

·          Анкетирование – изучение результатов обучения и воспитания с помощью анкет, содержащих письменные вопросы.

·          Тестирование – метод психологической и педагогической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий.

·          Биографический метод – изучение результатов обучения и воспитания человека по сведениям, содержащимся в автобиографических данных, свидетельствах очевидцев (учителей, родителей, сверстников), продуктах учебной деятельности.

·          Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса.

Методы обработки и осмысления полученных педагогических данных:

·          Теоретический анализ – осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

·          Математические и статистические методы – факторный анализ, контент-анализ, методы ранжирования, графопостроения и др.

7.        Сущность образования

 

Традиционно под образованием понимают процесс освоения содержания знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности человека; овладения системой интеллектуальных и практических навыков и умений; освоения опыта творческой деятельности, а также овладения опытом эмоционально-волевого отношения к миру и другим людям.

Образование также понимается как относительный результат процесса обучения, воспитания и развития личности, то есть это не только сумма знаний, но и готовность человека к непрерывному процессу самоизменения и саморазвития для более полной самореализации.

Более современным является понимание сущности образования, сформулированное А.А.Вербицким: «Образование – создание, созидание человеком образа мира в себе посредством полагания себя в мир культуры, формирование систем отношений к природе, другим людям, обществу, самому себе… Человек как бы пропускает культурные ценности через свое сознание, волю, чувства, познавательные возможности и посредством этого формируется как творческая индивидуальность. Уже сам факт появления такой индивидуальности означает не только наследование культуры, ее потребление, но и ее развитие».

В данном понимании ведущим принципом педагогики становится принцип культуросообразности, отражающий появление в обществе новых ценностей – саморазвития, самообразования и самопроектирования личности, ставших основой новой парадигмы – личностно ориентированного образования. Соответственно меняется и представление о целях образования, когда усвоение определенного запаса знаний, умений и навыков не является самоцелью, а выступает средством развития личности, где развитие понимается как «расширение смыслового поля» (А.Н.Леонтьев). В современных условиях учителю мало быть только «транслятором» социокультурного опыта, ему необходимо подняться до уровня «фасилитатора», облегчающего ребенку «создание и созидание образа мира в себе» как той действительности, в которой он сможет полностью реализовать свои внутренние возможности.

 

8.        Целеполагание в педагогике

Цель педагогического взаимодействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства.

Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность. В данном случае цель выступает как непосредственный мотив деятельности.

Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состояниях личности, формированию которых предполагается способствовать.

В мировой практике в настоящее время имеются различные взгляды на цели воспитания, образования.

В США в 20-е годы прошлого столетия выработана и сохраняется в измененном виде концепция адаптации личности к жизни, согласно которой, школа должна воспитать эффективного работника, ответственного гражданина, разумного потребителя и доброго семьянина (ценности общества). В 80-е годы программа была модифицирована и получила название «воспитание в целях выживания».

Гуманистическая (либеральная) педагогика провозглашает целью школы воспитание автономной личности с критическим мышлением и самостоятельным поведением. С точки зрения гуманистической педагогики, школьник, заканчивая школу, должен представлять собой человека, реализующего свои потребности, в том числе – высшую потребность в самоактуализации, развитии внутреннего «Я».

Крайним выражением этой позиции является взгляд, по которому школа вообще  не должна ставить целей формирования личности. Ее задача – не давать информацию, а обеспечить право выбора направления саморазвития (экзистенциализм).

Другие подходы к целям образования на Западе составляют варианты двух названных.

Цели воспитания в современной российской школе

С 1918 г. по 90-е годы XX века в нашей стране целью воспитания было формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В настоящее время педагогами-учеными и практиками признается неосуществимость такого идеала воспитания.

Имеется взгляд, что до 90-х годов цели воспитания определялись от потребностей общества и носили идеологический характер, а в современных условиях необходимо исходить из потребностей личности в самореализации, развитии ее способностей (А.В.Петровский). Поэтому цель воспитания в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии.

Это отражено в Законе РФ «Об образовании», согласно которому, образование служит решению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (статья 9, п.2).

Образование, согласно закону, должно обеспечит самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании учащихся картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование (статья 14, п.1, 2).

Можно сказать, что абстрактно-идеологический подход к постановке целей воспитания заменяется личностным подходом, имеющим прагматическую направленность.

В 2001 году Министерством образования РФ была разработана «Стратегия модернизации содержания общего образования», в основу которой был положен проектный подход, при котором предметом проектируемых изменений становятся: образовательные стандарты, учебные планы, примерные программы, формы организации образовательного процесса, система оценки качества образования.

В первом разделе этого документа определяются новые цели, поставленные в стратегических документах Правительства России. Там же обсуждается достаточно новый для нашего образования компетентностный подход к обновлению содержания образования. В качестве главного результата общего образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

Важными целями образования должны стать:

·        развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

·        умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);

·        готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

·        толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. При этом в содержании образования должна занять важное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание.

В Стратегии говорится о том, что в содержании образования необходимо решить следующие задачи:

1.     Устранить традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. При этом усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность общего образования, что означает:

·        сочетание фундаментальных и практических знаний;

·        не только усвоение знаний, но и развитие способностей мышления, выработку практических навыков;

·        изучение процедур и технологий, а не набора фактов;

·        расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы;

·        связь изучаемого материала с проблемами повседневной жизни и т.д.

2.     Изменить методы обучения, увеличив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Усилить значение самостоятельной работы учащихся.

3.      Обеспечить в старших классах школы возможность выбора образовательных программ (профильность старших классов). Увеличить время на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность) за счет уменьшения доли обязательных часов в учебном плане по мере продвижения к старшим ступеням образования.

4.     Ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук, в первую очередь экономики, менеджмента и права.

5.     Увеличить долю открытого образования в учебных программах всех уровней (за счет подключения к глобальной информационной сети Интернет).

6.     Осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования.

7.     Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы.

8.     Обеспечить развитие вариативности и доступности образовательных программ, перейти от вариативности для учителя к вариативности для учащегося. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся, а также путем формирования индивидуализированных программ и графиков обучения с учетом особенностей и способностей учащихся.

9.     Усилить социально-гуманитарную, ценностную ориентированность общего среднего образования, обеспечить расширение его социального и культурного контекста.

10. Создать механизмы систематического обновления содержания образования всех уровней.

Стратегия Правительства России отмечает, что выдвижение этих целей как новых приоритетов не означает отказ от традиционных целей российского образования. Напротив, они получают новое звучание. Новое наполнение получает цель формирования социально активной, творческой личности. При сохранении фундаментальности образования усиливается его практическая, жизненная направленность.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Меню

Рекомендуемые статьи

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top