Наряду е осознанием половой принадлежности половое влечение — самостоятельный элемент сексуального развития. Нарушения направленности полового влечения в некоторых случаях могут сочетаться с неверным осознанием половой принадлежности, но так бывает далеко не всегда; во всяком случае, друг из друга эти нарушения не вытекают. При этом неправильное осознание половой принадлежности (или, точнее, неверное чувство половой принадлежности) значительно больше меняет структуру личности, чем нарушения направленности полового влечения, особенно в случаях активного мужского и пассивного женского гомосексуализма. При этом необходимо еще и специально подчеркнуть, что достаточно полное и ярко выраженное осознание половой принадлежности в норме происходит в первые три года жизни и в последующем абсолютно устойчиво к любого рода влияниям, тогда как половое влечение имеет более длительный период формирования и отличается в течение этого периода нет достаточно высокой устойчивостью к «смущающим» воздействиям. Здесь отчетливо проявляется онтогенетический принцип: чем ранее компонент личности формируется, тем большие дефекты личности оказываются связанными с его нарушением и тем менее они обратимы, и наоборот.
Понятие половой принадлежности — важнейший элемент как сексуального развития, так и развития личности в целом, — к сожалению, не получило должного освещения в педагогической и психологической литературе. Выделение его в качестве самостоятельного элемента позволяет понять многие явления в развитии ребенка.
Как подчеркивалось в главе I, вне половой принадлежности не может быть человека, и ее осознание происходит очень рано. Даже в примитивных языках каждый предмет отнесен к определенному полу. Мышление и речь невозможны вне половых (родовых) форм.
Элементарными сексуально значимыми реакциями мы называем наиболее простые проявления сексуального развития ребенка, которые наблюдаются впервые в разном возрасте, появляются как бы независимо друг от друга и лишь постепенно складываются в определенную систему, которая достигает наибольшей степени целостности у взрослого человека. Первоначально эти реакции непроизвольны и неосознанны. По мере сексуального развития степень осознанности их возрастает, и в определенной мере они приобретают элемент произвольности; последнее у взрослого человека может достигаться за счет целенаправленного поведения для создания ситуации, когда непроизвольные реакции возникают с высокой степенью вероятности. Важнейшая особенность элементарных сексуально значимых реакций заключается в том, что они не связаны еще у ребенка с половым влечением, чувством половой принадлежности и т. д., что, собственно, и составляет сущность зрелой сексуальной системы, свойственной взрослому человеку.
Правильное построение педагогического процесса невозможно без учета особенностей сексуального развития ребенка. Их незнание приводит к педагогическим ошибкам двух видов: во-первых, нормальные проявления сексуального развития принимаются взрослыми за отклонение и вызывают порой неадекватную или даже паническую реакцию; во-вторых, в педагогическом процессе не учитывается стадийность сексуального развития, и в воспитании многое упускается.
Необходимо подчеркнуть, что термины «сексуальность», «сексуальное развитие» и т. д. употребляются нами не в одиозном, к сожалению, достаточно распространенном среди обывателей смысле, означающем повышенный, нездоровый интерес к «проблеме пола», а в том смысле, что каждый нормальный человек обладает некоторым комплексом свойств и качеств, определяющих его половую принадлежность, и они постепенно развиваются начиная с раннего возраста, пока, наконец, не достигнут степени, свойственной взрослому человеку.