Элементарными сексуально значимыми реакциями мы называем наиболее простые проявления сексуального развития ребенка, которые наблюдаются впервые в разном возрасте, появляются как бы независимо друг от друга и лишь постепенно складываются в определенную систему, которая достигает наибольшей степени целостности у взрослого человека. Первоначально эти реакции непроизвольны и неосознанны. По мере сексуального развития степень осознанности их возрастает, и в определенной мере они приобретают элемент произвольности; последнее у взрослого человека может достигаться за счет целенаправленного поведения для создания ситуации, когда непроизвольные реакции возникают с высокой степенью вероятности. Важнейшая особенность элементарных сексуально значимых реакций заключается в том, что они не связаны еще у ребенка с половым влечением, чувством половой принадлежности и т. д., что, собственно, и составляет сущность зрелой сексуальной системы, свойственной взрослому человеку.
Выделение этих реакций имеет серьезное научное и методическое значение, так как, с одной стороны, позволяет проследить формирование функциональной сексуальной системы, а с другой — дает возможность избежать некоторых ошибочных положений в анализе сексуального развития ребенка.
У мальчиков еще до года нередко наблюдается эрекция. Ее появление обычно обусловлено раздражением рефлексогенных зон в области половых органов (при их воспалении, а также перед мочеиспусканием), но нередко она может наблюдаться и без видимой причины, что связано, повиднмому, со спонтанной активностью центра эрекции, расположенного в спинном мозге. При первом возникновении эрекция имеет чисто спинальный характер, но в дальнейшем в ее возникновении принимают участие все более высоко лежащие отделы нервной системы.
В последующем эрекция бывает периодами, значительно учащаясь в 2—3 года и особенно с 10—12 до 15— 16 лет. У старших подростков она может быть длительной, сохраняться с перерывами по нескольку часов в день на протяжении нескольких недель или даже месяцев (своеобразный возрастной приапизм). Во многих случаях эрекция возникает без видимых причин, но нередко она появляется при борьбе и другом физическом напряжении, а также в транспорте (автобус, поезд и т. д. — при ритмической тряске и вибрации). Часто в этом возрасте эрекция сопровождается некоторой болезненностью. Дети младшего возраста обычно не замечают эрекции и никаких жалоб не предъявляют, подростки же стесняются ее и относятся к ней настороженно, воспринимая как нечто непонятное и не совсем желательное для них.
Эрекция всегда является непроизвольной реакцией, но с возрастом количество раздражителей, вызывающих ее появление, сокращается, и если для подростка она всегда неожиданна, то для взрослого человека степень этой неожиданности уменьшается — как за счет сужения круга и повышения специфичности соответствующих раздражителей, так и за счет быстрого осознания специфичности раздражителя, которое нередко опережает саму эту непроизвольную реакцию.
Грудные дети обычно после 7—8 мес способны к достаточно характерным движениям коитального характера (сочетание ритмического сжатия бедер с изгибанием позвоночника). Это наблюдается иногда при обычном педиатрическом осмотре в случае прикосновения к внутренней поверхности бедер и половым органам. После года такой реакции мы не наблюдали, но в более старшем возрасте может быть другая двигательная реакция. Некоторые дети 2—5 лет во сне (точнее, в период засыпания) принимают характерную позу на четвереньках, что сопровождается ритмическим раскачиванием туловища взад и вперед и сочетается с эрекцией; они сопротивляются попыткам родителей прекратить эти движения, но пробуждаясь, обычно ничего не помнят. Порой такаяреакция бывает у детей, которым с лечебной цельюназначаютанаболические препараты (производные мужских половых гормонов). С возрастом все это проходит без последствий, и, по нашим наблюдениям, развитие этихдетей остается вполне нормальным.
Ощущения оргастического характера бывают, по-видимому, впервые в возрасте 4—6 лет, обычно при испуге, ожидании наказания и т. д. или даже вообще без видимых причин, вне связи с эрекцией. В аналогичных ситуациях они могут наблюдаться и в более старшем возрасте — до 10—12 лет и, наконец, становятся относительной регулярными при появлении поллюций (как у мальчиков, так и у девочек). Эти ощущения обычно воспринимаются настороженно, хотя и не являются неприятными: на них полностью распространяется отношение к самой поллюции и отдельно в качестве положительного момента они не выделяются.
Описанные реакции впервые появляются в разное время, наиболее часто наблюдаются в период от первоначального возникновения до окончательного созревания их механизма, а затем частота их снижается; наименее дифференцированы они (в соотношении стимул — реакция) при первоначальном появлении.
У девочек грудного возраста наблюдаются своеобразные реакции половой системы по типу месячных. Характер выделений при этом отличается от тех, что бывают при так называемом «половом кризе новорожденных». Описаны регулярного типа выделения крови из половых путей у девочек 1—5, 9, 10 мес, 3—5 лет (М. Г. Сердюков, 1964). Преждевременные месячные имеют патологический характер, но само их возникновение обусловлено способностью половых органов уже в раннем детстве отвечать адекватно на определенные, пусть и несвоевременные гормональные воздействия, что и представляет интерес с точки зрения нормального сексуального развития ребенка.
Анализ элементарных сексуально значимых реакций позволяет проследить постепенное формирование единой функциональной сексуальной системы, свойственной взрослому человеку. При этом оказывается, что уже в раннем возрасте у ребенка есть определенные двигательные и чувствительные элементы этой системы; с возрастом они совершенствуются, объединяются, дифференцируются и, наконец, осознаются.