Наряду е осознанием половой принадлежности половое влечение — самостоятельный элемент сексуального развития. Нарушения направленности полового влечения в некоторых случаях могут сочетаться с неверным осознанием половой принадлежности, но так бывает далеко не всегда; во всяком случае, друг из друга эти нарушения не вытекают. При этом неправильное осознание половой принадлежности (или, точнее, неверное чувство половой принадлежности) значительно больше меняет структуру личности, чем нарушения направленности полового влечения, особенно в случаях активного мужского и пассивного женского гомосексуализма. При этом необходимо еще и специально подчеркнуть, что достаточно полное и ярко выраженное осознание половой принадлежности в норме происходит в первые три года жизни и в последующем абсолютно устойчиво к любого рода влияниям, тогда как половое влечение имеет более длительный период формирования и отличается в течение этого периода нет достаточно высокой устойчивостью к «смущающим» воздействиям. Здесь отчетливо проявляется онтогенетический принцип: чем ранее компонент личности формируется, тем большие дефекты личности оказываются связанными с его нарушением и тем менее они обратимы, и наоборот.
В сексологии до настоящего времени все еще принята схема Молля (1909), согласно которой существуют три фазы развития полового влечения: нейтральная (раннее детство), фаза недифференцированного влечения (чаще с 9—10 лет и длительно, иногда до 20 лет или немного старше), фаза дифференцированного влечения (характерная для взрослого человека). Попыток уточнения этой схемы до настоящего времени не было, однако она неверна, что мы и покажем ниже.
Прежде всего, даже маленький ребенок не является сексуально нейтральным. Первый довод в пользу этого — существование различий в поведении очень маленьких мальчиков и девочек. Второй довод — неодинаковое отношение ребенка любого возраста к детям своего и противоположного пола.
Было бы ошибкой думать, что половое влечение появляется как бы сразу на каком-то определенном этапе, например лишь в период полового созревания, как это утверждал, в частности, П. П. Блонский (1935). Оказавшись не в состоянии преодолеть педологические установки, он утверждал, что «нормальное» пробуждение полового влечения, т. е. в период полового созревания, возможно лишь при социализме, в других же формациях среда преждевременно эротизирует ребенка и половое влечение пробуждается раньше.
Половое влечение — это прежде всего особое отношение человека одного пола к человеку противоположного пола. Стимулом к такому отношению (а оно в свою очередь реализуется в соответствующей деятельности) являются определенные особенности представителей противоположного пола именно как таковых. Половое влечение проявляется сначала в относительно малоспецифичных формах, но затем его специфичность возрастает. Отсюда следует, что проявления полового влечения могут наблюдаться очень рано и, разумеется, в свойственной возрасту форме. Было бы грубой вульгаризацией подразумевать половое влечение маленького ребенка в форме, характерной для взрослого человека (см/ниже). Но некоторые особенности отношения даже маленького ребенка к другим детям могут расцениваться как проявления именно полового влечения; во всяком случае развитие как раз этих особенностей отношения в дальнейшем приводит к характерной специфичной его форме, которую и принято называть собственно половым влечением.
При оценке возможности существования у маленького ребенка полового влечения следует иметь в виду, что это влечение (отношение) реализуется в определенной деятельности, а маленький ребенок по возрасту в своей деятельности ограничен. И несомненно, что истинную степень специфичности отношения трудно распознать вследствие недостаточных возможностей его реализации.
В связи с этим следует подчеркнуть, что отставание возможностей реализации определенных побуждений от момента возникновения и выраженности самого побуждения — одна из важных закономерностей онтогенеза. С одной стороны, это источник различных конфликтов, с другой — объект педагогических усилий.
Вряд ли кто возьмется отрицать, что даже маленькие дети по-разному относятся к представителям своего и противоположного пола, по-разному ведут себя с ними. Но ведь специфичность отношения никак не может быть выведена из осознания собственной и других детей половой принадлежности. Отношение — это всегда результат интеграции собственного, внутреннего, и отражаемого внешнего.
Нередко можно наблюдать, как в младшей группе детского сада мальчик дерется с другими мальчиками, порой обижает их, девочек же он совершенно не трогает, а временами у него как будто просыпается чувство нежности к ним — начинает обнимать их и целовать. Вряд ли в трехлетием возрасте можно ожидать более специфических проявлений, но несомненно, что различия в отношении к представителям своего и противоположного пола — первая и ранняя форма проявления полового влечения.
Наличие специфичных по возрасту проявлений полового влечения подтверждается и тем вполне очевидным фактом, что дети с интерсексуальными чертами вызывают насмешки, порой и неприязнь других детей уже в младшей группе детского сада. Трудно объяснить это наличием лишь внешних отличий, как таковых, так как все дети вообще достаточно отличаются друг от друга — цветом волос, глаз, ростом, степенью упитанности, темпераментом и т. д. Но не эти отличия вызывают неприязнь, а в первую Очередь характерные для интерсексуального развития, причем даже маленькие дети очень чутко их улавливают. Это вполне согласуется с тем бесспорным фактом, что и на взрослого человека наиболее отталкивающее впечатление производят те черты других взрослых людей, которые имеют характер интерсексуальности или сексуальной неопределенности.
Относительно более специфичной формой проявления полового влечения, чем просто различия в отношении к детям своего и противоположного пола, является кокетство, характерное для девочек уже раннего возраста. Элементы кокетства могут наблюдаться и у мальчиков, но как явление сексуального развития ребенка оно все же характерно именно для девочек.
Кокетство, или кокетливое поведение, — это комплексная непроизвольная поведенческая реакция, в основе которой лежит побуждение привлечь к себе внимание. За этим поведением стоит и темперамент, и выраженность полового влечения, и другие особенности, которые в отношении взрослой женщины определяются как «половой резонанс». У самых маленьких девочек эта реакция может наблюдаться как бы сама по себе, вне раздражителя, которому можно было бы приписать сексуальное значение (термин «сексуальный раздражитель» следует понимать здесь с учетом специфической возрастной реакции ребенка).
Половая активность мужчины и женщины в целом одинакова, но ее проявления различны. Активность женщины проявляется именно в стремлении привлечь к себе внимание. В этом заключен глубокий биологический смысл. Для мужчины привлечь к себе внимание вообще не так сложно, поскольку его половое поведение активно (порой, если не сказать больше). Активность женщины заключается в стремлении быть на виду, привлечь внимание, быть замеченной. Именно в этом смысле можно говорить об инициативе женщины во взаимоотношениях полов. Ведь для того, чтобы начать ухаживание, мужчина должен сначала обратить внимание на Женщину, а это во многом зависит от самой женщины, и в этом смысле инициатива начала определенных отношений оказывается принадлежащей ей, осознает она это или нет. Наибольшее разочарование и огорчение женщине доставляет ситуация, где на нее не обращают внимания именно как на женщину.
Эти особенности поведения появляются постепенно и на каждом этапе сексуального развития ребенка имеют разный характер. Помимо кокетства к ним относятся такие, свойственные в первую очередь женщине, явления, как стыдливость, застенчивость, у девочек определенного возраста — такая своеобразная реакция, как стремление к демонстрации половых органов (см. ниже).
Обычно стыдливость наблюдается после 5—6 лет, и сначала она выражена неотчетливо; в последующем чувство стыдливости усиливается по мере процесса полового созревания. Сначала она носит преходящий характер, проявляется периодически, а затем становится постоянной, причем степень ее зависит от индивидуальных особенностей, а также и от особенностей семейного быта: стыдливость не переходит нормальных границ и не превращается в жеманство, если в семье не придают излишнего значения случайному обнажению тела.
С проявлением вторичных половых признаков стыдливость становится более выраженной; сначала она выражена по отношению ко всем, но в дальнейшем — лишь по отношению к представителям противоположного пола. Стыдливость — характерная черта полового поведения девочек.
Близко к стыдливости стоит и застенчивость. Общее значение этих двух явлений сексуального развития девочки можно понять лишь в свете изложенного выше вопроса о значении для женщины привлечь к себе внимание мужчины. Сложность полового поведения женщины заключается в необходимости с достаточной степенью вероятности привлечь к себе внимание, но ни в коем случае при этом не быть подобно мужчине напористой, активной. Специфическая «женская» активность проявляется в виде стыдливости и застенчивости, смысл которых состоит в том, что хотя женщина и привлекает внимание мужчины, оказывается на виду, но как бы против своей воли, против своего желания. Истинный смысл застенчивости н стыдливости (но не жеманства) отчетливо виден в том, что именно эти качества женщины, ее поведения являются для мужчины выраженным сексуальным стимулом.
Как утверждал С. Холл, «застенчивость женщины есть лишь стимул ко всяким проявлениям ухаживания» (1913, с. 66). Стыдливость имеет и другой, дополнительный смысл. Как писал Л. Кётчер, «чувство стыда возникло ради отстранения несвоевременного или нежелательного сближения с представителем другого пола. Оно представляет собою инстинктивное выражение того органического обстоятельства, что для любви теперь не время» (1911, с. 63).
В том же примерно возрасте, когда нарастает стыдливость, или немного позже у девочек наблюдается стремление привлечь к себе внимание демонстрацией своих половых органов детям того же возраста, иногда родственникам (6—8 лет). Это вполне нормальная реакция, за исключением тех случаев, когда это специально делается перед мальчиками значительно более старшего возраста, а тем более перед взрослыми мужчинами. Форма такой реакции обусловлена тем, что девочка ощущает инстинктивное стремление привлечь к себе внимание именно как представительница женского пола, но других способов для этого она еще не знает. Подобную реакцию не стоит рассматривать как патологическую.
В связи с изложенным выше стоит вспомнить вывод П. П. Блонского о том, что «девочка эротизируется именно тогда, когда она является объектом рассматривания; она предлагает себя рассматривать, и редко она эротизируется в качестве субъекта рассматривания» (1935, с. 54). Он же подчеркивает, что в «мужских воспоминаниях о дошкольных сексуальных впечатлениях доминируют зрительные (случайные или с подсматриванием), тогда как в женских воспоминаниях — это в большинстве случаев действия» (там же, с. 55).
В принципе стремление привлечь к себе внимание — специфически женская черта. Это подтверждается, в частности, и характером женской одежды (декольте, различные обтягивающие наряды). Стремление привлечь к себе внимание наблюдается и у некоторых мужчин, но, в отличие от женщины, это или проявление болезненного тщеславия, или же в той или иной степени переход к патологии; наиболее ярким проявлением этой патологии является наблюдающийся лишь у мужчин (и это не случайно) эксгибиционизм.
Следует отметить, что в течение длительного периода мальчики также проявляют интерес к мужчинам, но природа его совсем другая, чем у девочек. Если в основе кокетливого поведения лежит стремление привлечь к себе внимание, интерес к человеку как представителю другого пола, то в основе интереса мальчиков к взрослым мужчинам лежит интерес к их занятиям.
Примерно в том же возрасте, когда наблюдается демонстрация половых органов девочками, наблюдаются и игры с сексуальным содержанием. В этом возрасте (6-8 лет) полностью сохраняется интерес детей к игровой деятельности, причем она приобретает устойчивый ролевой характер. Этим объясняется появление таких хорошо известных игр, как «дочки-матери», «папы и мамы», в «доктора». Эти и им подобные игры носят характер системы действий, отражающих представление детей о содержании указанных ролей. В сексологической литературе они получили название «сексуальных», что не вполне верно, так как эти игры лишь этап в развитии игровой деятельности, ролевые игры с сексуальными элементами содержания. Естественно, что при этом обыгрываются наиболее доступные пониманию ребенка роли: «папа», «мама», «дочка», с которыми он постоянно встречается в семье и на исполнении которых семья по сути дела и строится. Игра в «доктора» также вполне понятна, так как детский врач — лицо, с которым ребенку нередко приходится встречаться с самого раннего возраста.
Таким образом, специальной сексуальной направленности в этих играх нет, и поэтому собственно «сексуальными» их называть нет оснований. Но в этих играх есть элементы сексуального характера. Дело в том, что в возрасте 6—8 лет еще сохраняется интерес к признакам половой принадлежности, к половым различиям. При этих играх, особенно при игре в «доктора», нередко все или почти все участники игры подвергаются довольно тщательному «обследованию». При этом, естественно, удовлетворяется любознательность ребенка в отношении половых различий.
К этим играм, так же как и к другим проявлениями нормального сексуального развития, нет оснований относиться настороженно. Но следует их контролировать или вообще пресекать, если в играх участвуют дети с большими возрастными различиями, а также если кто-то из детей, пусть все они одного возраста, проявляет познания, значительно превышающие познания других участников игры.
Выше мы уже подчеркивали основной принцип отношения к элементам сексуального развития ребенка: сами по себе эти элементы (проявления) вполне нормальное явление, признак естественного процесса развития. Недопустимы лишь, во-первых, осознание ребенком какого-то особого значения этих элементов, во-вторых, их систематичность, признаки объединения в систему.
Начиная с возраста 5—7 лет, нередко и раньше, у девочек развивается более или менее осознанное стремление к украшениям, нарядам и т. д., причем, как и в других сторонах сексуального развития, многое зависит от природной индивидуальной склонности, а многое — и от характера воспитания. Важно подчеркнуть, что все это явления одного круга.
Согласно мнению Молля, разделяемому современными сексологами, вслед за фазой сексуальной индифферентности наступает фаза недифференцированного влечения, или юношеской интерсексуальности. Однако для ее выделения тоже нет оснований. Отдельные же явления интерсексуального характера у некоторых подростков возникают на фоне нормально направленного полового влечения более раннего возраста.
В пользу существования юношеской (вернее подростковой) интерсексуальности приводятся обычно хорошо известные случаи возникновения эрекции, например, при физическом напряжении, борьбе с товарищем, при тряске в автобусе и т. д. Введенное нами понятие элементарной сексуально значимой реакции и процесса созревания функциональной сексуальной системы отчетливо вскрывает неправомерность такой интерпретации указанных явлений у подростков.
У некоторых подростков, чаще 15—16 или даже 16— 17 лет, действительно могут наблюдаться преходящие явления гомосексуальной направленности. Само по себе рассмотрение причин возникновения гомосексуализма не входит в предмет данного изложения. Однако необходимо указать некоторые педагогические моменты. В основе неверной направленности полового влечения на этапе, близком к его реализации, лежит возникающий у некоторых подростков и носящий вторичный характер негативизм к женскому полу. Причиной его может быть неверное половое воспитание: нередки случаи, когда родители (обычно мать) всячески настораживают мальчика в отношении девочек и женщин. Порой подросток слышит от матери, что, женившись, можно попасть «под каблук» или что общение с женщинами может привести к заражению «дурной болезнью». В результате формируется неверная установка личности в столь важном аспекте.
Негативизм подростков может быть обусловлен и чрезмерной феминизацией школы: педагогический коллектив представлен почти исключительно женщинами на всех «руководящих» постах, как правило, девочки; oопределённый негативизм у подростка, естественно склонного к самоутверждению, вызывает и тот факт, что девочки раньше вступают в период полового созревания с хатрактерным ускорением роста, физического развития и т. д. На этом этапе возникает определенное отчуждение между мальчиками и девочками. Но при этом очень важно, что мальчики на время замыкаются в собственном круге, тогда как девочки уже приобретают более специфический интерес и к людям более старшего возраста.
Негативизм к женскому полу может дать неверное направление попыткам удовлетворения полового влечения; первые же специфические ощущения сексуального характера закрепляют эту неверную направленность формируется извращенный сексуальный стереотип (см.1 ниже).
Любовь — специфическая форма проявления полового влечения, как и другие его проявления, имеет возрастные особенности. Естественно, не следует проводить полной аналогии детской любви с любовью взрослого человека. В сексуальном развитии ребенка можно выделить ряд периодов, когда способность к любви и ее проявления становятся более отчетливыми.
Первый период — возраст около 3 лет. Обычно в это время ребенку очень нравится какой-нибудь мальчик или девочка (причем всегда мальчику — девочка, девочке — мальчик). Это может быть любовь к сверстнику или ребенку более старшего возраста. Характерный пример. Девочка 3 лет, приехав к бабушке, проявляет большой интерес к соседскому мальчику 12 лет. Она постоянно расспрашивает о нем, просит рассказывать о нем мать или бабушку. В его присутствии явно смущается, краснеет, опускает глаза.
Второй период — возраст 7—8 лет. Чувство любви в это время также обычно малоосознанно. Оно проявляется во взаимной нежности, подарках, выраженном стремлении к общению. Иногда наблюдается своеобразное сочетание чувства нежности и стремления причинять (как правило, мысленно) какую-либо обиду, боль, причем сама мысль об этом, не говоря уже и о ее реализации, резко усиливает чувство нежности и жалости (своеобразная амбивалентность). Заслуживает внимания момент воздействия на объект любви, действенный характер этого чувства.
Третий период — возраст 12—13 лет. Для любви в этом возрасте характерны элементы фетишизма. Сохраняется и свойственное предыдущим периодам стремление к общению, порой жгучий интерес к объекту любви. Особое внимание обращается на какой-то компонент внешности, например волосы особой длины или цвета, ноги. Интересна иррадиация чувства любви — может очень нравиться какая-нибудь девочка (мальчик), а заодно и ее подруга (товарищ), причем не в ущерб чувству к «основному» объекту, а именно благодаря ему. Наблюдается стремление к общению, совместным играм, взаимной помощи. В течение всего периода любви — постоянные мысли об объекте, и никакие отключения здесь невозможны. Могут быть и проявления ревности, стремление подражать объекту любви, у девочек желание быть побежденной в игре определенным мальчиком.
Следующий период — возраст 15—17 лет и несколько позже — юношеская любовь. Ее характеризует тенденция к личностному общению, взаимному уединению — совместные прогулки, разговоры, обсуждение разных проблем. Главное здесь — познание личности объекта любви, это уже почти «взрослая» любовь.
Половое влечение нормального взрослого человека сложное многокомпонентное явление, побудительная основа специфической деятельности, которую принято называть половым поведением. В определенном смысле половое влечение — это программа полового поведения плюс стимул к ее реализации, половое же поведение — реализация программы и одновременно признак ее наличия.
Общие особенности перечисляемых ниже компонентов полового поведения человека — это, во-первых, их направленность на лицо противоположного пола, некоторые специфические половые особенности которого и служат стимулом к такому поведению, и, во-вторых, при стремлении в принципе к осуществлению по возможности всей программы в полном объеме, возможность удовлетворения и при частичном ее осуществлении.
Компоненты полового поведения:
- Наблюдение (вернее, рассматривание).
- Общение (непосредственный контакт типа совместной деятельности, разговор и другие формы общения, содержание которых зависит от характерологических особенностей конкретного человека, его личностных? свойств).
- Прикосновение (объятия, поцелуи и т. д.).
- Генитальный контакт.
В удовлетворении полового влечения многое зависит от установки личности (не только общей установки личности в сфере половых отношений, но и конкретной установки на ближайший период времени), и в этом, в частности, проявляется специфический характер полового влечения и поведения у человека. Хотя, как говорилось выше, наиболее полное удовлетворение достигается в случае реализации всех перечисленных пунктов (при этом второй и третий выражают стремление к контректации, а четвертый к детумесценции), несомненное удовлетворение может быть и при частичной их реализации, — если такой была установка, которая, в свою очередь, вырабатывается с учетом конкретных условий, возможностей и не определяется полностью выраженностью влечения.
Наряду с общими для мужчин и женщин моментами полового поведения есть и специфические. Так, для женщины в существенно большей степени, чем для мужчины, имеют значение ситуации, когда она пользуется вниманием (именно как женщина, а не только вниманием во обще), «имеет успех», что в определенной степени реализует стремление к «половой отдаче» (не следует понимать это стремление прямолинейна и вульгарно). Для мужчины же большее значение имеет возможность ухаживания, та или иная степень реализации стремления к «половому обладанию».
Для удовлетворения полового влечения существенна возможность находиться в ситуации, которую можно обозначить как сексуально значимую. Присутствие на разного рода вечерах, в том числе вечерах танцев, не обязательно означает осознанное стремление к генитальному контакту (напротив, как раз последнее в качестве самоцели — признак или низкого уровня развития личности, или же развращенности), и не все их участники пользуются «успехом» в желаемой ими степени, однако само личностное общение именно с представителями противоположного пола уже дает определенное удовлетворение и своеобразную разрядку.
Вопрос об удовлетворении полового влечения до настоящего времени не получил принципиальной разработки и трактуется неверно. Распространено мнение, будто бы удовлетворение полового влечения возможно лишь в случае достижения оргазма, при генитальном контакте. У сексологов существует понятие «петтинг». Под ним, согласно Г. В. Васильченко (1969), А. М. Свядощу (1974) и другим, подразумевается преднамеренное вызывание оргазма искусственным возбуждением эрогенных зон при двустороннем, но не генитальном контакте; другое определение петтинга (A. Kinsey, 1948) отличается от этого лишь исключением момента преднамеренности. Не вдаваясь в обсуждение значения этого вопроса для сексологии, мы хотим лишь подчеркнуть ошибочность положения сексологов, согласно которому удовлетворение полового влечения всегда связано с оргазмом, вызван он генитальным или экстрагенитальным путем. Последнее имеет значение для женской сексологии, поскольку вследствие диффузной возбудимости женского организма оргазм может быть вызван, в отличие от мужчины, раздражением различных рефлексогенных зон, в том числе во время танца. Однако и для женщин, как и для мужчин, неоргастические моменты имеют главное значение при личностном общении с представителями другого пола.
Правильное понимание возможностей и способов удовлетворения полового влечения имеет важное педагогическое значение, что, собственно, и побудило нас обратиться к рассмотрению этого вопроса. Выше были показаны специфические возрастные проявления полового влечения. Естественно, что необходимо существуют и специфические возрастные особенности и возможности удовлетворения. Последнее особенно важно в подростковом возрасте, поскольку у подростков половое влечение постепенно принимает форму осознанного стремления к контакту с представителями противоположного пола. Важно, чтобы форма этого контакта, а следовательно, и удовлетворения полового влечения была педагогически приемлемой. Мнение, что подростки должны подавлять свое половое влечение, как таковое, глубоко неверно и основано на ошибочном убеждении, что процесс удовлетворения полового влечения обязательно сводится к генитальному контакту, а также и на непонимании того принципиального факта, что не может быть полноценной личности вне половой принадлежности, а последнее, в свою очередь, определяет, хочется этого кому-нибудь или нет, и отношение ко всем явлениям среды и конкретные особенности поведения.
В представленной выше схеме компонентов удовлетворения полового влечения ее пункты расположены по нарастанию степени близости контакта. Наиболее ярко специфически человеческие черты полового поведения и особенности личности раскрываются в общении, хотя, разумеется, ряд личностных особенностей находит свое отражение и в выраженности тенденции к осуществлению всех указанных компонентов и во внимании и времени, которое избирательно уделяется каждому из них. Содержание полового влечения и, соответственно, его проявления определяются свойствами личности, выраженность влечения — соотношением активности половых желез и чувствительности к половым гормонам центральной нервной системы и исполнительных органов.
Стремление к общению и половое влечение тесно связаны: в основе их лежит потребность в дополнении. С одной стороны, некоторые моменты общения — проявление и одновременно реализация полового влечения, с другой, половое влечение — один из компонентов общего стремления человека к общению, часть которого представлена стремлением к специфическому половому общению. Здесь важно подчеркнуть, что разработка вопросов удовлетворения полового влечения необходима для повышения культуры общения и поведения человека в целом. Полноценное этическое и эстетическое воспитание также невозможно вне полового воспитания, причем половое влечение может быть использовано в качестве положительного стимула. Известно, например, что отрицательные явления, в частности употребление спиртных напитков, в существенной части обусловлены неумением подростка вести себя в обществе, особенно в женском.