Понятие половой принадлежности — важнейший элемент как сексуального развития, так и развития личности в целом, — к сожалению, не получило должного освещения в педагогической и психологической литературе. Выделение его в качестве самостоятельного элемента позволяет понять многие явления в развитии ребенка.
Как подчеркивалось в главе I, вне половой принадлежности не может быть человека, и ее осознание происходит очень рано. Даже в примитивных языках каждый предмет отнесен к определенному полу. Мышление и речь невозможны вне половых (родовых) форм.
Уже до года, как правило, дети довольно хорошо различают половую принадлежность взрослых людей. Важную роль при этом играет обучение, так как мать, показывая на того или иного человека, обязательно называет его «дядя» или «тетя», «мальчик» или «девочка».
Ребенок способен различать пол других людей не только по какому-то относительно простому признаку, например по очкам, если все «дяди», которых он видит, их носят, или по одежде, волосам и т. д., но и по чертам лица. Эта способность маленького ребенка решать столь сложную перцептивную задачу заслуживает внимания и высокой оценки.
Способность различать людей по полу выявляется у большинства грудных детей после 7—8 мес, но в отдельных случаях это наблюдается и раньше. Особенно отчетливо это видно в период, когда по разным причинам у грудного ребенка появляются элементы негативизма. При этом, как правило, ребенок избирательно боится посторонних мужчин или женщин или, напротив, оказываетпредставителям одного пола явное предпочтение. Именно появление такой реакции, хорошо известной педиатрам, но, по-видимому, неизвестной сексологам, и дает возможность довольно точно датировать овладение ребенком соответствующей системой признаков.
Различение половой принадлежности других людей — хронологически первый компонент самого этого понятия. Именно поэтому такие слова, как «дядя» и «тетя», означают для ребенка именно половую принадлежность, а не степень родства. Даже от младших школьников можно услышать: «Мой папа — дядя Леня» (разумеется, имя собственное здесь может быть любым).
К 3 годам дети хорошо знают собственную половую принадлежность. В этом также важную роль играет обучение, так как мать постоянно подчеркивает в обращении к ребенку: «ты мальчик» или «ты девочка» (как правило, в сочетании с эпитетом «плохой» или «хороший»). Сначала ребенок принимает это определение на веру, но в 2—4 года, чаще ближе к 3 годам, он начинает анализировать признаки собственной половой принадлежности.
В специальной сексологической литературе существует термин «половое любопытство» (А. М. Сводощ, 1974 и др.). Под этим подразумевается наблюдаемое у детей в 2—4 лет стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. Однако определение сексологов неверно. Дело в том, что к этому возрасту ребенок способен сравнивать свойства окружающих предметов и успевает уже изучить строение своего тела. Он знает назначение некоторых органов и частей тела — рук, ног, глаз, ушей, языка. В это время закладываются навыки коллективного общения, и ребенок начинает определять свое место среди других людей, более полно вживается в окружающий мир. Но это возможно лишь при постоянном сравнении себя с другими и постоянной оценке различий. При этом выясняется, что если глаза, руки, ноги есть у всех людей, то что-то есть не у всех, что по некоторым признакам все мальчики отличаются от девочек.
Так, трехлетний ребенок сначала полувопросительно-полуутвердительно обращается к отцу с вопросом относительно отсутствия у последнего грудных желез и наличия некоторых признаков, отсутствующих у матери, а затем с аналогичным вопросом к матери. Затем он уже утвердительно говорит «я — мальчик» или «я — девочка» и в случае, если это отрицается, например в шутку, взрослым, может привести в качестве доказательства факт о наличии или отсутствии соответствующего признака. При этом главное для ребенка — самому убедиться в своей половой принадлежности, свое внутреннее чувство; доказывать же другим, что он мальчик (девочка), ребенок будет лишь в случае явного отрицания характера принадлежности. Далее констатации факта в этом возрасте дело не идет, поскольку назначение наружных половых органов вполне объяснимо в этом возрасте экскреторными моментами. Лишь в последующем, когда осознается факт, например, эрекции и ее появление необходимостью мочеиспускания объяснить нельзя, встает и вопрос о назначении этих органов.
Истинным же половое любопытство становится лишь у подростков, в период, когда они осознают факт наличия особых отношений между мужчинами и женщинами, вытекающих из существующих между ними различий, в том числе и анатомических. При этом осознается парность, дополнительность полов, тот факт, что имеющиеся у мужчин и женщин особенности определенным образом дополняют друг друга, и на основе этого возникает необходимость — возможность каких-то особых отношений. Именно это и является объектом полового любопытства.
Интерес к собственному телу пробуждается вновь обычно у старших подростков, и отношения к половому любопытству это также не имеет. Это более высокий, чем у детей 2—4 лет, этап познания собственного тела, так как здесь оценивается уже комплекс признаков и к тому же меняются мотивы: в основе этого интереса лежит, во-первых, необходимость анализа происходящих изменений, столь характерных для данного возраста, а во- вторых, изменения системы ценностной ориентации в плане самоутверждения (особенности внешности в это время впервые становятся важным элементом этой системы) .
В норме естественно возникающее чувство половой принадлежности устойчиво ко всякого рода вторичным влияниям, и было бы неверным на основании опыта воспитания детей с гермафродитизмом говорить о возможности внушения определенной установки о половой принадлежности. У детей же с интерсексуальными признаками (а это довольно редкая форма эндокринной патологии) врачу совместно с родителями действительно приходится решать вопрос: как воспитывать ребенка — как мальчика или как девочку, причем педагогические мероприятия обязательно сочетаются с хирургическими и гормональными воздействиями, способствующими закреплению половой направленности.
Само по себе правильное осознание половой принадлежности далеко не всегда гарантирует поведение, соответствующее образцовым представлениям о деятельности человека определенного пола. Каждый школьник должен иметь твердое убеждение, что его половая принадлежность обусловливает для него необходимость совершенно определенного поведения. Задача педагогики здесь не только вырабатывать такое убеждение, но и способствовать формированию четкого представления о том, каким должен быть «настоящий мужчина» или «настоящая женщина».