Главная
ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
«Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13-15 декабря 2005 г.): Материалы Второй национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – 380 с. – ISBN 5-98845-002-4. – С. 12-13.
ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Рожкова Аасе М И (Норвегия), Корепанова И А (Москва)
- В современном мире происходят глобальные изменения, связанные с изменением способов коммуникации, отношения к окружающей среде, жизни в мультикультурной среде. Эти изменения затрагивают все сферы жизни человека. Как следствие, меняются требования к содержанию и форме образования, призванного подготовить человека реализовывать себя в изменяющемся мире.
- В существующих моделях выпускника ключевыми способностями, делающими человека успешным в меняющемся мире, являются: высокая чувствительность к инновациям, способность к самообразованию и саморазвитию, системный взгляд на ситуацию и способы анализа ситуации, умение работать в команде (специалистов смежных и других специальностей), умение использовать различные имеющиеся и постоянно появляющиеся информационные возможности, устойчивость к различного рода стрессовым воздействиям.Подробнее... Добавить комментарий
РАЗВИТИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМЫСЛОТЕХНОЛОГИЙ
«Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13-15 декабря 2005 г.): Материалы Второй национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – 380 с. – ISBN 5-98845-002-4. – С. 331-332.
РАЗВИТИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМЫСЛОТЕХНОЛОГИЙ
Ермаков П.Н, Абакумова И.В (Ростов-на-Дону)
За последнее десятилетие существенные изменения, затронувшие систему образования, произошли как во внешней (чисто организационной), так и во внутренней (научное осмысление проблем образования на уровне современного общепсихологического и общедидактического знания) сфере. Изменились структура образования, число учащихся в различных учебных заведениях, умножились типы учебных заведений и характер предоставляемых ими образовательных услуг, увеличилось число лиц, занятых преподавательской, управленческой, консультативной, обслуживающей, исследовательской деятельностью.
ВОЗМОЖНА ЛИ ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
«Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13-15 декабря 2005 г.): Материалы Второй национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – 380 с. – ISBN 5-98845-002-4. – С. 128-129.
ВОЗМОЖНА ЛИ ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Исенина Е.И. (Иваново)
Проблемы повседневной практики — произвол, эмоциональное, физическое и психическое насилие в школах заставляют задуматься о судьбе гуманистических и демократических реформ в школе, к которым общество так стремилось в конце 80-х.
Эти вопросы не случайны. По своей культуре, деятельности государства, ценностям общества Россия и Запад различны. В индивидуалистическом западном обществе основная ценность — индивидуальная уникальная личность. Основа государства на Западе — демократия. Россия относится к странам с коллективистской культурой и авторитарными установками. Можно привести ряд доводов в пользу возможности развития гуманизации обучения в наших школах
МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: ЧТО ВЫБИРАЮТ СТУДЕНТЫ
«Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13-15 декабря 2005 г.): Материалы Второй национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – 380 с. – ISBN 5-98845-002-4. – С. 306-307.
МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: ЧТО ВЫБИРАЮТ СТУДЕНТЫТуленина Н.В., Смирнова М.М. (Екатеринбург)
В связи с изменением социального строя — переходом к демократии — эволюционируют все сферы общественной жизни, в том числе и система образования. В ней наблюдается тенденция к изменению стиля обучения. В настоящее время сосуществуют две основные модели организации процесса обучения: моноактивная и интерактивная. Моноактивные методы являются преобладающими методами современного образования. А интерактивные методы, хотя и были разработаны давно, только сейчас постепенно начинают приобретать более широкое распространение.
Рассмотрим специфику каждой модели обучения и покажем необходимость применения обеих систем при преподавании психологии. С этой целью продемонстрируем особенности каждой из моделей и сравним их между собой.
Переход от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме
Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб.пособие - М: Издательский центр «Академия», 2003. -192 с. – с.85-98, 134-147.
Переход от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме.
Аксиологическая функция образования
Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» квалифицированных кадров, а с общим, социально-нравственным и профессиональным развитием личности.
Одной из первостепенных задач современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования, его отношения к человеку как субъекту познания, общения и творчества. Ее решение связано с рассмотрением аксиологических (ценностных) аспектов образования, его «человеческого измерения».
Аксиологические идеи: универсальность и фундаментальность, гуманистических ценности, единство целей и средств, приоритет идеи свободы.
Аксиологизация мирового образовательного пространства
Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб.пособие - М: Издательский центр «Академия», 2003. -192 с. – с.74-84
Аксиологизация мирового образовательного пространства
Тенденции мирового развития: 1) ускорение темпов развития общества; 2) переход к постиндустриальному, информационному обществу; 3) высокая мобильность капиталов и рабочей силы, рост конкуренции; 4) сокращение сферы применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда; 5) демократизация общества; 6) возникновение и рост глобальных проблем.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 544 с.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В вузе функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекции, практические занятия в их разновидности — семинары, лабораторные работы, практикум, НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. В дидактике эти формы трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения определенных дидактических задач. Процесс обучения сопровождается и завершается различными формами контроля.
На протяжении всей истории высшей школы с момента зарождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, именно лекция закладывает основу научных знаний
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ
ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Специальность: 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания
(технические дисциплины, уровень высшего образования)»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Астрахань
Работа выполнена на кафедре теоретической и общей электротехники
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор
Зайнутдинова Лариса Хасановна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Латышев Владимир Леонидович
доктор педагогических наук, профессор
Везиров Тимур Гаджиевич
доктор технических наук, профессор
Петрова Ирина Юрьевна
Ведущая организация: Институт информатизации образования
Российской академии образования
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется переходом к инновационной модели развития науки, техники, технологий. Определены девять приоритетных направлений научно-технической политики страны на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу. При этом наивысший приоритет получило направление информационно-телекоммуникационных технологий и электроники. В этих условиях решающее значение приобретает проблема информатизации образования.
В настоящее время информатизация образования рассматривается как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, как погружение человека в новую интеллектуальную среду. К перспективным направлениям информатизации образования отнесены (Концепция модернизации Российского образования до 2010 года): разработка и оптимальное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а именно электронных образовательных изданий и ресурсов (ЭОИР), и расширение масштабов их внедрения в учебный процесс.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Дата «___»_____________год. Школа ______класс _____Время_________________
Учебный предмет__________________________ Ф.И.О. педагога________________
Тема учебного занятия____________________________________________________
- Сформулируйте учебно-воспитательную цель учебного занятия и проследите динамику ее достижения: а) достигается на протяжении всего урока; б) достигается на некоторых этапах урока; в) не представляется возможным определить цель данного занятия.
- Организация содержания учебного материала:
- отбор наиболее значимого материала;
- структурирование учебного материала;
- отбор примеров и доказательств, учитывающих социальный опыт учащихся;
- отбор задач и заданий разной степени сложности, направленных на развитие мышления, воображения, учебной мотивации, активной жизненной позиции учащихся и т.п.
- Выбор методов обучения на данном занятии:
- направленные на первичное овладение знаниями (информационно-развивающие, продуктивные);
- направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков (репродуктивные, творчески-продуктивные).
- соответствие выбора методов обучения основным педагогическим принципам организации образовательного процесса (социальной обусловленности и научности обучения; практической направленности подготовки; целеустремленности, системности и последовательности; доступности и высокого уровня трудности; сознательности, активности и мотивированности обучаемых; дифференцированного и индивидуального подхода в обучении; комплексности и единства обучения и воспитания).
Методические указания по реализации научно-методической работы управленческо-педагогических работник
Методические указания разработаны с целью:- самоорганизации научно-методической работы управленческо-педагогического персонала;
- оказания помощи управленческо - педагогическим работникам в разработке и оформлении научно-методической работы с учетом установленных единых норм;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
|
ВЫБОР ТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ |
|
АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ |
|
ВИДЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ |
|
РЕФЕРАТ |
|
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ |
|
ДОКЛАД |
|
СТРУКТУРА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ |
|
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ |
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ |
|
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
|
ОТДЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
|
Приложение 1. Примерный перечень научно-методических тем |
|
Приложение 2. Список рекомендованной литературы |
|
Приложение 3. Рекомендации по работе с источниками. |
|
Приложение 4. Образец оформления титульного листа. |
|
ВВЕДЕНИЕ
К причинам, побуждающим управленческо - педагогический персонал образовательных учреждений создавать научно-методические разработки, можно отнести:
- потребность в саморазвитии;
- потребность поделиться накопленным опытом, наблюдениями, педагогическими находками, открытиями;
- отсутствие, недостаточность или просто неудовлетворительный уровень учебно-методической информации по каким – либо вопросам профессиональной деятельности;
- необходимость в позиционировании результативности своей деятельности и самоутверждении среди коллег.
Перечень этот, безусловно, можно продолжить. Но независимо от причин, из-за которых педагог или административный работник пишет научно - методическую разработку, он совершает акт творчества и поднимается на более высокую ступень профессионального мастерства.
Таким образом, научно-методическую работу педагога или административного персонала следует рассматривать как деятельность, по которой, в определенной мере, можно судить о его профессиональном уровне.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ2 Цели и задачи Организации научно-исследовательской деятельности студентов 4
3 Формы научно-исследовательской деятельности.. 6
4 Функциональные обязанности участников НИД.. 9
5 Организация студенческой научной деятельности.. 12
6 требования к содержанию научно-исследовательской работы... 18
7 Требования к оформлению научных работ студентов.. 22
1 Общие положения
1.1 Настоящие методические рекомендации об организации научно-исследовательской работы студентов в ТКС разработаны в соответствии с требованиями закона Российской Федерации «Об образовании», государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, Типовым положением об образовательном учреждении СПО, учрежденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 года № 543, Положением о научном обществе студентов в ТКС ЮУрГУ.
1.2 Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) – это комплекс мероприятий учебного, научного, методического и организационного характера, обеспечивающий обучение всех студентов методам научных исследований применительно к избранной специальности в рамках учебного процесса и вне его.
1.3 Система НИРС — одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов через освоение студентами в процессе обучения основ профессионально-творческой деятельности, приемов (методов) выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности, инициативы.
1.4 Учебный процесс в среднем специальном учебном заведении должен отвечать требованиям мировых стандартов и представлять собой синтез обучения, производственной практики и научно-исследовательской работы, в связи с чем организация НИРС в ТКС ЮУрГУ является обязательной, органически неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов, способных творческими методами решать профессиональные, научные и социальные задачи, применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, и входит в число основных задач колледжа, решаемых на базе единства учебного и воспитательного процессов.