«Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13-15 декабря 2005 г.): Материалы Второй национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – 380 с. – ISBN 5-98845-002-4. – С. 331-332.
РАЗВИТИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМЫСЛОТЕХНОЛОГИЙ
Ермаков П.Н, Абакумова И.В (Ростов-на-Дону)
За последнее десятилетие существенные изменения, затронувшие систему образования, произошли как во внешней (чисто организационной), так и во внутренней (научное осмысление проблем образования на уровне современного общепсихологического и общедидактического знания) сфере. Изменились структура образования, число учащихся в различных учебных заведениях, умножились типы учебных заведений и характер предоставляемых ими образовательных услуг, увеличилось число лиц, занятых преподавательской, управленческой, консультативной, обслуживающей, исследовательской деятельностью.
В условиях динамически изменяющихся реалий современного мира, когда привычные ценностные нормы и стереотипы уже не могут служить путеводителем по жизни, человек может отыскать свой жизненный путь лишь при условии наличия особых ценностно-смысловых установок по отношению к самой жизни, к своему опыту, к событиям своей жизни. Школа становится тем общественным институтом, который не просто предлагает ученику определенную сумму знаний, но и дает ему первотолчок к саморазвитию, ту интенцию, благодаря которой человек будет искать и раскрывать смыслы своей жизни. Появился целый ряд психологических теорий, раскрывающих суть новой парадигмы и отвечающих запросам общества, живущего с ориентациями не на монистический идеологический стандарт, а на общечеловеческие ценности, открытость достижениям мировой пол и культурной цивилизации. В этой связи к современной высшей школе предъявляются особые требования в развитии профессионального самоопределения студентов.
Реформаторские усилия, потенциально способные реально преобразовать учебный процесс, дадут эффект лишь при условии их непосредственной направленности на ценностные ориентации учащихся. Это становится возможным лишь при осмыслении познания в обучении как процесса становления и развития смысловых образований личности, поскольку именно через механизм смыслообразования происходит личностное развитие, развитие на уровне жизненных ценностей. Однако если содержательный компонент в высшей школе обучения за последние годы все более и более становится смыслонасыщенным, ориентированным на развитие смысловой сферы студентов, то технологии обучения пока еще в основном носят или репрезентативный, или когнитивно-направленный характер. Это противоречие порождает необходимость поиска тех технологий в учебном процессе, которые позволят вывести его на уровень смысловой саморегуляции через смыслообразование и смысловыявление самих студентов и тем самым определят особенности их самоопределения в различных жизненных ценностях.
Подготавливая студентов к будущей профессионально-педагогической деятельности, необходимо изначально ориентировать их на смыслообразование как основной компонент мыслительной деятельности, и при этом сами студенты должны пройти через систему по формированию смыслодеятельности и смыслотворчества, обучаясь в вузе. Организация такого рода образовательного процесса возлагается, естественно, на педагогический персонал вузов.
332
Для выведения учебного процесса на личностно-смысловой уровень необходимо использовать образовательные технологии, непосредственно направленные на активизацию положительной динамики развития смысловой сферы студентов. По особенностям психологических механизмов, лежащих в основе этих технологий, они могут быть названы смыслотехнолигиями в учебном процессе. Смыслотехнологии должны пониматься не как отдельный методический прием или способ, решающий частнопредметную или локальную учебную задачу, а как нечто процессуально-целостное, воспроизводимое (экстраполируемое) в других дидактических условиях и дающее устойчивый, желаемый результат.
Реализация смыслотехнологий основана на уровневой иерархии — дидактические технологии (как технологии организации педагогического воздействия), психолого-дидактические технологии (как технологии активизации смыслообразования студентов) и как психологические технологии (как технологии изменения динамики личностно-смыслового развития). Эти проблемы разрабатываются и экспериментально апробируются в рамках нового подхода — смысловой дидактики (Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Фоменко В.Т.).
Данные по использованию смыслотехнологий в процессе подготовки студентов показали положительную динамику их личностного роста. Было выявлено, что в учебном процессе с их использованием более успешно, по сравнению с традиционными методами и образовательными технологиями, обеспечивается формирование смысловой саморегуляции, возможностью рефлексировать общую жизненную и профессиональную направленность. Смысловая саморегуляция является важнейшим фактором формирования профессионально-значимых ценностных ориентации как компонента смысложизненной концепции личности студента — будущего педагога, особенностей его профессионального самоопределения.