Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб.пособие -  М: Издательский центр «Академия», 2003. -192 с. – с.85-98, 134-147.

 

Переход от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме.

Аксиологическая функция образования

Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготов­кой «обезличенных» квалифицированных кадров, а с общим, социально-нравственным и профессиональным развитием личности.

Одной из первостепенных задач современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования, его отношения к человеку как субъекту познания, общения и творче­ства. Ее решение связано с рассмотрением аксиологических (ценностных) аспектов образования, его «человеческого измерения».

Аксиологические идеи: универсальность и фунда­ментальность, гуманистических ценности, единство целей и средств, приоритет идеи свободы.

Исходя из аксиологических идей, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образова­ния:

  • развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
  • формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
  • обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и осуществления самореализации;
  • овладение средствами для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
  • создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций.

По своим целевым функциям гуманизация образования представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности. Гуманизация образования составляет и важнейшую характеристи­ку образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений меж­ду ними в педагогическом процессе. И наконец, гуманизация - ключевой момент нового педагогического мышления, утвержда­ющего полисубъектную сущность образовательного процесса, основным смыслом которого становится развитие личности, а его качество и мера — показателями работы системы образования.

Ведущим принципом в системе гуманистического образования является непрерывное общее и профессиональное развитие личности.

Аксиологические функции образования — ценностные характеристики, свойства образования, отражающие стратегию его дальнейшего развития и оказывающие су­щественное влияние на совершенствование общественных и государственных процессов, формирование личности.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top