«Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13-15 декабря 2005 г.): Материалы Второй национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – 380 с. – ISBN 5-98845-002-4. – С. 306-307.
МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: ЧТО ВЫБИРАЮТ СТУДЕНТЫТуленина Н.В., Смирнова М.М. (Екатеринбург)
В связи с изменением социального строя — переходом к демократии — эволюционируют все сферы общественной жизни, в том числе и система образования. В ней наблюдается тенденция к изменению стиля обучения. В настоящее время сосуществуют две основные модели организации процесса обучения: моноактивная и интерактивная. Моноактивные методы являются преобладающими методами современного образования. А интерактивные методы, хотя и были разработаны давно, только сейчас постепенно начинают приобретать более широкое распространение.
Рассмотрим специфику каждой модели обучения и покажем необходимость применения обеих систем при преподавании психологии. С этой целью продемонстрируем особенности каждой из моделей и сравним их между собой.
Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» —действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Следовательно, при интерактивном обучении осуществляется взаимодействие преподавателя и студента.
При интерактивном обучении учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность осознать поступающую информацию и отрефлексировать свое состояние. Совместная деятельность студентов в процессе познания и освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен информацией, идеями, способами деятельности при сохранении ведущей роли педагога.
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию и совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивность исключает доминирование одного выступающего над другими, одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студенты овладевают навыками критического мышления, решения сложных проблем на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивания альтернативных мнений, принятия продуманных решений, участия в дискуссиях, общения с другими людьми. Для этого на занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие виды деятельности. Не исключена и фронтальная форма применения интерактивных методов. Так, с целью преодоления пассивности восприятия студентов на лекции возможно проводить проблемные лекции, которые активизируют внимание студентов, развивают критичность мышления, формируют навыки научного мышления. Однако у проблемной лекции есть и свои ограничения, такие как специфика материала, уровень знаний студентов и др. Но и монологическую лекцию можно сделать интерактивной. Достижению этого будут способствовать вопросы к студентам (пусть даже риторические), небольшие задания в ходе лекции, демонстрация опытов, привлечение студентов к работе у доски, опора на личный опыт студентов.
Кроме этого, ценность интерактивных методов заключается в том, что они способствуют включению студентов в жизнь учебного заведения, что было показано в исследованиях Дж.М.Брэкстона, Дж.Ф.Милема, А.Ш.Салливена, посвященных вопросу интеграции студентов в социальную среду образовательного учреждения.
Однако на сегодняшний день существуют факторы, препятствующие широкому внедрению интерактивных методов: недостаточное материальное обеспечение, традиции и стереотипы применения методов обучения преподавателями, недостаток у педагогов опыта проведения занятий в рамках этой модели.
В связи с этим в системе высшего образования продолжает преобладать моноактивная модель обучения, в основе которой лежит директивный подход. Моноактивная модель обучения представляет собой односторонний процесс трансляции информации студентам и предполагает последующее воспроизведение ими этих сведений. Система моноактивных методов направлена на передачу необходимого минимума теоретической информации с указанием источников для дальнейшего самостоятельного поиска, что способствует накоплению базовых знаний.
Характерной чертой моноактивной модели обучения является руководящая позиция преподавателя, в то время как степень активности студентов зависит от конкретного метода, используемого при проведении занятия. Говоря об этой модели обучения нельзя не упомянуть о том, что она опирается на произвольность высших психических функций и поведения, тем самым способствует развитию саморегуляции и дисциплинированности. Моноактивные методы, как правило, не предполагают развития творческого начала, но их применение формирует такие навыки, как: конспектирование, анализ и выделение главного, слушание и запоминание, что тоже необходимо для успешного обучения в вузе.
Что касается социального аспекта, то моноактивные методы способствуют усвоению иерархической модели общественных отношений.
Охарактеризовав моноактивные и интерактивные методы, попробуем выявить некоторые их отличительные черты. С этой целью ниже мы приведем сравнительную таблицу двух моделей обучения.
Таблица. Сравнительная характеристика моноактивной и интерактивной моделей обучения
Моноактивная модель обучения |
Интерактивная модель обучения |
Ведущая роль преподавателя |
Распределение ролей, сотрудничество |
Передача фактологической информации |
Присутствие элементов дискуссии |
Присутствие четких алгоритмов деятельности |
Творческое начало |
Исполнительность |
Инициативность |
Итоговый контроль деятельности |
Мониторинг |
Развитие произвольности |
Развитие креативности |
Преобладание внешней мотивации |
Создание внутренней мотивации |
307
Усвоение иерархической модели отношений |
Развитие партнерских отношений |
Восприятие готовой информации |
Самостоятельное конструирование новой информации |
Эксплуатация произвольных функций |
Опора на внутренние ресурсы учащихся |
Опора на конвергентное мышление |
Опора на дивергентное мышление |
Эмоциональная «отстраненность» от процесса обучения |
Эмоциональная включенность в процесс обучения |
Преимущественно одностороннее взаимодействие |
Бинарный тип взаимодействия |
Передача минимума информации |
Углубление и расширение знаний |
Забота о содержательной части |
Забота о понимании и «присвоении» знаний |
Спектр дисциплин, изучаемых современными студентами, разнообразен. Существуют дисциплины, которые требуют репродуктивного восприятия и запоминания. Однако специфику некоторых дисциплин, входящих в программу профессионального образования, трудно раскрыть, используя только моноактивные методы обучения, так как не всегда бывает достаточно простого механического запоминания и воспроизведения студентами информации. А для понимания сути предмета часто требуется активное участие учащегося в формировании знаний. Одной из таких дисциплин является психология. Для понимания сути проблем и путей их решения, которые изучаются в психологии, недостаточно только теоретических знаний, приобретаемых с помощью моноактивного подхода. В этом мы, будучи студентами психологического факультета, убедились на собственном опыте: имея достаточно большой багаж теоретических знаний, мы оказались перед проблемой их реального применения. Мы считаем, что для подготовки конкурентоспособных профессиональных психологов необходимо одновременное применение и моноактивных, и интерактивных методов. В будущем нам бы хотелось видеть гармоничное сочетание обеих моделей, которое может быть достигнуто путем увеличения доли интерактивных методов при преподавании психологии.