«Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13-15 декабря 2005 г.): Материалы Второй национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – 380 с. – ISBN 5-98845-002-4. – С. 306-307.

МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: ЧТО ВЫБИРАЮТ СТУДЕНТЫ

Туленина Н.В., Смирнова М.М. (Екатеринбург)

В связи с изменением социального строя — переходом к демократии — эволюционируют все сферы общественной жизни, в том числе и система образования. В ней наблюдается тенденция к изменению стиля обучения. В настоящее время сосуществуют две основные модели организации процесса обучения: моноактивная и интерактивная. Моноактивные методы являются преобладающими методами современного образования. А интерактивные методы, хотя и были разработаны давно, только сейчас постепенно начинают приобретать более широкое распространение.

Рассмотрим специфику каждой модели обучения и покажем необходимость применения обеих систем при препода­вании психологии. С этой целью продемонстрируем особенности каждой из моделей и сравним их между собой.

Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» —действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Следовательно, при интерактивном обучении осуществляется взаимодействие преподавателя и студента.

При интерактивном обучении учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность осознать поступающую информацию и отрефлексировать свое состояние. Совместная деятельность студентов в процессе познания и освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен информацией, идеями, способами деятельности при сохранении ведущей роли педагога.

Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию и совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивность исключает доминирование одного выступающего над другими, одного мнения над другим. В ходе диалогово­го обучения студенты овладевают навыками критического мышления, решения сложных проблем на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивания альтернативных мнений, принятия продуманных решений, участия в дискуссиях, общения с другими людьми. Для этого на занятиях организуется индивидуальная, парная и группо­вая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источни­ками информации, используются творческие виды деятельности. Не исключена и фронтальная форма применения инте­рактивных методов. Так, с целью преодоления пассивности восприятия студентов на лекции возможно проводить проблемные лекции, которые активизируют внимание студентов, развивают критичность мышления, формируют навыки научного мышления. Однако у проблемной лекции есть и свои ограничения, такие как специфика материала, уровень знаний студентов и др. Но и монологическую лекцию можно сделать интерактивной. Достижению этого будут способствовать вопросы к студентам (пусть даже риторические), небольшие задания в ходе лекции, демонстрация опытов, при­влечение студентов к работе у доски, опора на личный опыт студентов.

Кроме этого, ценность интерактивных методов заключается в том, что они способствуют включению студентов в жизнь учебного заведения, что было показано в исследованиях Дж.М.Брэкстона, Дж.Ф.Милема, А.Ш.Салливена, посвященных вопросу интеграции студентов в социальную среду образовательного учреждения.

Однако на сегодняшний день существуют факторы, препятствующие широкому внедрению интерактивных методов: недостаточное материальное обеспечение, традиции и стереотипы применения методов обучения преподавателями, не­достаток у педагогов опыта проведения занятий в рамках этой модели.

В связи с этим в системе высшего образования продолжает преобладать моноактивная модель обучения, в основе ко­торой лежит директивный подход. Моноактивная модель обучения представляет собой односторонний процесс трансля­ции информации студентам и предполагает последующее воспроизведение ими этих сведений. Система моноактивных методов направлена на передачу необходимого минимума теоретической информации с указанием источников для даль­нейшего самостоятельного поиска, что способствует накоплению базовых знаний.

Характерной чертой моноактивной модели обучения является руководящая позиция преподавателя, в то время как степень активности студентов зависит от конкретного метода, используемого при проведении занятия. Говоря об этой модели обучения нельзя не упомянуть о том, что она опирается на произвольность высших психических функций и пове­дения, тем самым способствует развитию саморегуляции и дисциплинированности. Моноактивные методы, как правило, не предполагают развития творческого начала, но их применение формирует такие навыки, как: конспектирование, анализ и выделение главного, слушание и запоминание, что тоже необходимо для успешного обучения в вузе.

Что касается социального аспекта, то моноактивные методы способствуют усвоению иерархической модели общественных отношений.

Охарактеризовав моноактивные и интерактивные методы, попробуем выявить некоторые их отличительные черты. С этой целью ниже мы приведем сравнительную таблицу двух моделей обучения.

 

Таблица. Сравнительная характеристика моноактивной и интерактивной моделей обучения

 

Моноактивная модель обучения

Интерактивная модель обучения

Ведущая роль преподавателя

Распределение ролей, сотрудничество

Передача фактологической информации

Присутствие элементов дискуссии

Присутствие четких алгоритмов деятельности

Творческое начало

Исполнительность

Инициативность

Итоговый контроль деятельности

Мониторинг

Развитие произвольности

Развитие креативности

Преобладание внешней мотивации

Создание внутренней мотивации

307

 

Усвоение иерархической модели отношений

Развитие партнерских отношений

Восприятие готовой информации

Самостоятельное конструирование новой информации

Эксплуатация произвольных функций

Опора на внутренние ресурсы учащихся

Опора на конвергентное мышление

Опора на дивергентное мышление

Эмоциональная «отстраненность» от процесса обучения

Эмоциональная включенность в процесс обучения

Преимущественно одностороннее взаимодействие

Бинарный тип взаимодействия

Передача минимума информации

Углубление и расширение знаний

Забота о содержательной части

Забота о понимании и «присвоении» знаний

 

Спектр дисциплин, изучаемых современными студентами, разнообразен. Существуют дисциплины, которые требуют репродуктивного восприятия и запоминания. Однако специфику некоторых дисциплин, входящих в программу профессионального образования, трудно раскрыть, используя только моноактивные методы обучения, так как не всегда бывает достаточно простого механического запоминания и воспроизведения студентами информации. А для понимания сути предмета часто требуется активное участие учащегося в формировании знаний. Одной из таких дисциплин является психология. Для понимания сути проблем и путей их решения, которые изучаются в психологии, недостаточно только теоретических знаний, приобретаемых с помощью моноактивного подхода. В этом мы, будучи студентами психологического факультета, убедились на собственном опыте: имея достаточно большой багаж теоретических знаний, мы оказались перед проблемой их реального применения. Мы считаем, что для подготовки конкурентоспособных профессиональных психологов необходимо одновременное применение и моноактивных, и интерактивных методов. В будущем нам бы хотелось видеть гармоничное сочетание обеих моделей, которое может быть достигнуто путем увеличения доли интерактивных методов при преподавании психологии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизоваться

|
Copyright © 2021 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top