ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Дата «___»_____________год. Школа ______класс _____Время_________________
Учебный предмет__________________________ Ф.И.О. педагога________________
Тема учебного занятия____________________________________________________
- Сформулируйте учебно-воспитательную цель учебного занятия и проследите динамику ее достижения: а) достигается на протяжении всего урока; б) достигается на некоторых этапах урока; в) не представляется возможным определить цель данного занятия.
- Организация содержания учебного материала:
- отбор наиболее значимого материала;
- структурирование учебного материала;
- отбор примеров и доказательств, учитывающих социальный опыт учащихся;
- отбор задач и заданий разной степени сложности, направленных на развитие мышления, воображения, учебной мотивации, активной жизненной позиции учащихся и т.п.
- Выбор методов обучения на данном занятии:
- направленные на первичное овладение знаниями (информационно-развивающие, продуктивные);
- направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков (репродуктивные, творчески-продуктивные).
- соответствие выбора методов обучения основным педагогическим принципам организации образовательного процесса (социальной обусловленности и научности обучения; практической направленности подготовки; целеустремленности, системности и последовательности; доступности и высокого уровня трудности; сознательности, активности и мотивированности обучаемых; дифференцированного и индивидуального подхода в обучении; комплексности и единства обучения и воспитания).
- Выбор форм организации учебно-воспитательного процесса на данном занятии:
- преобладают фронтальные формы работы на занятии;
- преобладают индивидуальные формы работы;
- сочетание групповых форма работы с индивидуальными формами обучения;
- степень самостоятельности учащихся в учебной деятельности.
- Наличие средств обучения (учебная литература, наглядные пособия, ТСО, учебное оборудование, дидактические материалы и др.).
- Характер контроля и оценки знаний:
- Опрос: фронтальный, индивидуальный, дифференцированный, письменный, устный;
- поправки к ответу;
- дополнение к ответу;
- анализ ответа учащихся;
- критерии оценок;
- использование педагогических тестов.
VII. Познавательная деятельность учащихся на занятии:
- Мышление:
- что побуждало учеников к мыслительной деятельности; создавались ли проблемные ситуации и как это делалось;
- какие приемы мыслительной деятельности проявились у школьников и каков их уровень;
- как педагог контролировал решение учащимися мыслительных задач на различных этапах занятия и в чем проявлялась его помощь на каждом из них.
- Память:
- какие особенности воспроизведения учебного материала проявились у школьников и как учитель руководил этим процессом;
- какие случаи забывания материала обнаружились на занятии и каковы их причины;
- Воображение:
- какие образы должны были быть созданы учащимися на данном занятии для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса;
- какие недостатки формирования образов обнаружились у учащихся и каковы их причины;
- какие условия способствовали эффективности деятельности воображения детей.
- Психологическая структура педагогического взаимодействия:
- Позиции учителя и учащихся: а) одноуровневые (равные); б) субординированные (неравные).
- Ведущие мотивы педагога: а) ориентация на взаимодействие (на контакт); б) ориентация только на выполнение задачи учебного занятия.
- Цели учителя в педагогическом взаимодействии: а) повысить инициативность, ответственность, самостоятельность, чувство собственного достоинства ученика; б) подавить инициативность, ответственность, самостоятельность, чувство собственного достоинства ученика.
- Способы поведения педагога на уроке:
а) – слышит учащихся;
- относится к ним как к ценности (уважает их интересы, чувства, желания);
- принимает отношение, тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере;
- побуждает учащихся к деятельности;
- обращается к учащимся по имени;
- объясняет, развивает собственные идеи и идеи учащихся;
- одобряет действие или поведение ученика;
- шутит с целью снять напряжение, разрешить конфликтную ситуацию;
- признает право учащихся на самостоятельное принятие любого решения.
б) – Не слышит учащихся;
- относится к ним как к средству для достижения своих целей (учитывает только свои интересы);
- не признает их права на самостоятельное принятие любого решения;
- обращается к учащимся: по фамилии, смешанно, делает индивидуальные исключения;
- распоряжается учащимися (отдает команды, указания, которые ученики должны выполнить);
- манипулирует учащимися (угрозы, давление, попытки разжалобить и др.);
- делает дисциплинарные замечания;
- допускает критические замечания директивного характера в раздраженном, повышенном тоне;
- апеллирует к авторитету учителя.
- Способы поведения учащихся на занятии:
а) – свободное обращение к учителю;
- свободное выражение собственного мнения, идей, предложений;
- ответы учащихся по собственной инициативе;
- заинтересованность содержанием урока.
б) – ответы только на обращение учителя (свобода высказывания собственных идей ограничена);
- безразличие, скука;
- агрессивные формы поведения;
- молчание, замешательство.
- Соотношение речи:
- Соотношение речи учителя и учеников практически равны;
- грамотность (орфоэпическая, грамматическая), литературность речи учителя;
- грамотность речи учеников;
- эмоциональная выразительность речи учителя (темп, ритм, интонации, образные средства и т.п.).
- Соответствие ситуации педагогического общения на данном занятии критерию эффективного взаимодействия (когда взаимодействующие добиваются своих целей и при этом сохраняют позитивное отношение друг к другу): а) соответствует; б) не соответствует.
- ВЫВОД: Оценка результативности учебного занятия с точки зрения степени достижения целей развития познавательной, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы учащихся в условиях образовательного процесса.