ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дата «___»_____________год. Школа ______класс _____Время_________________

Учебный предмет__________________________ Ф.И.О. педагога________________

Тема учебного занятия____________________________________________________

  1. Сформулируйте учебно-воспитательную цель учебного занятия и проследите динамику ее достижения: а) достигается на протяжении всего урока; б) достигается на некоторых этапах урока; в) не представляется возможным определить цель данного занятия.
  2. Организация содержания учебного материала:
  • отбор наиболее значимого материала;
  • структурирование учебного материала;
  • отбор примеров и доказательств, учитывающих социальный опыт учащихся;
  • отбор задач и заданий разной степени сложности, направленных на развитие мышления, воображения, учебной мотивации, активной жизненной позиции учащихся и т.п.
  • Выбор методов обучения на данном занятии:
  • направленные на первичное овладение знаниями (информационно-развивающие, продуктивные);
  • направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков (репродуктивные, творчески-продуктивные).
  • соответствие выбора методов обучения основным педагогическим принципам организации образовательного процесса (социальной обусловленности и научности обучения; практической направленности подготовки; целеустремленности, системности и последовательности; доступности и высокого уровня трудности; сознательности, активности и мотивированности обучаемых; дифференцированного и индивидуального подхода в обучении; комплексности и единства обучения и воспитания).
  1. Выбор форм организации учебно-воспитательного процесса на данном занятии:
  • преобладают фронтальные формы работы на занятии;
  • преобладают индивидуальные формы работы;
  • сочетание групповых форма работы с индивидуальными формами обучения;
  • степень самостоятельности учащихся в учебной деятельности.
  1. Наличие средств обучения (учебная литература, наглядные пособия, ТСО, учебное оборудование, дидактические материалы и др.).
  2. Характер контроля и оценки знаний:
  • Опрос: фронтальный, индивидуальный, дифференцированный, письменный, устный;
  • поправки к ответу;
  • дополнение к ответу;
  • анализ ответа учащихся;
  • критерии оценок;
  • использование педагогических тестов.

VII.     Познавательная деятельность учащихся на занятии:

  1. Мышление:
  • что побуждало учеников к мыслительной деятельности; создавались ли проблемные ситуации и как это делалось;
  • какие приемы мыслительной деятельности проявились у школьников и каков их уровень;
  • как педагог контролировал решение учащимися мыслительных задач на различных этапах занятия и в чем проявлялась его помощь на каждом из них.
  1. Память:
  • какие особенности воспроизведения учебного материала проявились у школьников и как учитель руководил этим процессом;
  • какие случаи забывания материала обнаружились на занятии и каковы их причины;
  1. Воображение:
  • какие образы должны были быть созданы учащимися на данном занятии для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса;
  • какие недостатки формирования образов обнаружились у учащихся и каковы их причины;
  • какие условия способствовали эффективности деятельности воображения детей.
  • Психологическая структура педагогического взаимодействия:
  1. Позиции учителя и учащихся: а) одноуровневые (равные); б) субординированные (неравные).
  2. Ведущие мотивы педагога: а) ориентация на взаимодействие (на контакт); б) ориентация только на выполнение задачи учебного занятия.
  3. Цели учителя в педагогическом взаимодействии: а) повысить инициативность, ответственность, самостоятельность, чувство собственного достоинства ученика; б) подавить инициативность, ответственность, самостоятельность, чувство собственного достоинства ученика.
  4. Способы поведения педагога на уроке:

а) – слышит учащихся;

  • относится к ним как к ценности (уважает их интересы, чувства, желания);
  • принимает отношение, тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере;
  • побуждает учащихся к деятельности;
  • обращается к учащимся по имени;
  • объясняет, развивает собственные идеи и идеи учащихся;
  • одобряет действие или поведение ученика;
  • шутит с целью снять напряжение, разрешить конфликтную ситуацию;
  • признает право учащихся на самостоятельное принятие любого решения.

б) – Не слышит учащихся;

  • относится к ним как к средству для достижения своих целей (учитывает только свои интересы);
  • не признает их права на самостоятельное принятие любого решения;
  • обращается к учащимся: по фамилии, смешанно, делает индивидуальные исключения;
  • распоряжается учащимися (отдает команды, указания, которые ученики должны выполнить);
  • манипулирует учащимися (угрозы, давление, попытки разжалобить и др.);
  • делает дисциплинарные замечания;
  • допускает критические замечания директивного характера в раздраженном, повышенном тоне;
  • апеллирует к авторитету учителя.
  1. Способы поведения учащихся на занятии:

а) – свободное обращение к учителю;

  • свободное выражение собственного мнения, идей, предложений;
  • ответы учащихся по собственной инициативе;
  • заинтересованность содержанием урока.

б) – ответы только на обращение учителя (свобода высказывания собственных идей ограничена);

  • безразличие, скука;
  • агрессивные формы поведения;
  • молчание, замешательство.
  1. Соотношение речи:
  • Соотношение речи учителя и учеников практически равны;
  • грамотность (орфоэпическая, грамматическая), литературность речи учителя;
  • грамотность речи учеников;
  • эмоциональная выразительность речи учителя (темп, ритм, интонации, образные средства и т.п.).
  1. Соответствие ситуации педагогического общения на данном занятии критерию эффективного взаимодействия (когда взаимодействующие добиваются своих целей и при этом сохраняют позитивное отношение друг к другу): а) соответствует; б) не соответствует.

 

  1. ВЫВОД: Оценка результативности учебного занятия с точки зрения степени достижения целей развития познавательной, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы учащихся в условиях образовательного процесса.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top