В ходе изучения темы дается определение телемеха­ники и проводится краткий исторический обзор ее раз­вития. Телемеханика занимается всем комплексом во­просов, связанных с управлением на расстоянии и конт­ролем состояния подвижных и неподвижных объектов. В историческом обзоре развития телемеханики следует подчеркнуть, что идея о передаче на расстоянии управ­ляющего или указательного сигнала впервые в мире была выдвинута и реализована в 1812 году русским ученым П. Л. Шиллингом, осуществившим при помощи электрического тока взрыв мины на расстоянии.

Для занятий кружка электронной автоматики следует выделить отдельное помещение, светлое, вентилируемое и достаточно просторное, чтобы разместить 15—16 рабо­чих мест и учебное оборудование. Необходимо также предусмотреть небольшое подсобное помещение-кладо­вую.

В таком специально оборудованном кабинете или ла­боратории в неделю могут заниматься до 6 кружков или около 100 ребят. Если предполагается организовать за­нятия только 2—3 кружков электронной автоматики, то в этом же помещении может также заниматься и радио- кружок.

Для проведения занятий кружка электронной автоматики можно использовать любую пригодную для этой цели мебель: конторские и письменные столы, книжные шкафы, полки, сту­лья или табуреты. Однако вся мебель должна быть по воз­можности простой и достаточно прочной. Часть мебели, при благоприятных ус­ловиях и всю ее, мо­жно изготовить са­мостоятельно, сила­ми внешкольного учреждения или да­же школы, где имеются столярные мастерские.

В лаборатории или кабинете электронной автоматики иа каждом рабочем месте необходимо иметь несколько различных источников электропитания: 220 в и менного тока для питания измерительной аппара­ты, сетевых электродвигателей и других электроприборов; 36 в переменного тока для питания электропаяльников; 12 и 24 в постоянного тока для испытания и налаживания транзисторных и релейных схем. Все питающие напряжения подводятся к специальным силовым щиткам. Для получения переменных и постоянных напряжений 36, 24 и 12 в необходима отдельная установка (нижающий трансформатор, выпрямитель с делите­ли и напряжения и т, д.).

Теперь, когда сказано достаточно подробно об организации учебной лаборатории для занятий кружков электронной автоматики, не лишним будет коснуться вопроса оборудования подсобного помещения, предназна­ченного для хозяйственных нужд кружка. Как уже бы­ло отмечено ранее, под кладовую можно использовать как отдельное подсобное помещение, расположенное территориально вблизи учебной лаборатории, так и отгоро­женную с помощью легкой перегородки или шкафов часть основного помещения. Вариант организации под­собного помещения представлен на плане рис. 1. В кла­довой хранятся материалы и детали, необходимые для занятий кружков в течение всего учебного года. Как правило, материальная часть приобретается в соответ­ствии с программой кружка и индивидуальными плана­ми педагогов; необходимые детали и материалы выда­ются им под конкретные, заранее запланированные ра­боты. Кроме того, в кладовой хранятся инструменты и приборы, которые руководителю кружка нужны не на каждом занятии. Иными словами, при оборудовании под­собного помещения под кладовую необходимы:

Постройка самых разнообразных приборов и уст­ройств автоматики на занятиях кружка требует нали­чия широкого ассортимента инструментов. Выбор и ко­личество инструментов будет зависеть от того, какие именно приборы вы задумали построить. Для начинаю­щих нужен самый минимум инструмента. Но для уча­щихся, которые намерены продолжить занятия в круж­ке 2-й и 3-й год и строить более сложную аппаратуру, необходимы самые разнообразные инструменты. Это ус­ловие является фундаментальным в организации работы кружков электронной автоматики. Необходимо также уделять внимание качеству инструментов. Приобретая инструменты для занятий кружка, учтите следующий совет: лучше приобрести меньше инструментов, но зато пусть они будут качественными. Цена отдельных инст­рументов немалая, да и закупить сразу весь необходи­мый комплект не всегда представляется возможным. В этом случае приобретайте инструменты периодически и постепенно.

Станки. В практической работе кружка электронной автоматики широко применяются станки: сверлильный, токарный, заточный, намоточный, полировальный, фре­зерный.

Сверлильный станок необходим в любом техническом кружке и предназначен для сверления, зенкования, раз­вертывания.

Широкое применение в кружках радиоэлектроники получили настольно-сверлильные станки. На них можно сверлить отверстия диаметром до 15 мм. Рекомендуе­мые типы сверлильных станков и их основные данные собраны в таблице 9.

Учебный процесс в технических кружках с полным основанием можно рассматривать с точки зрения совре­менного производства. Ничего, что каждый школьник в отдельности занимается в кружке всего только несколь­ко часов в неделю. Но и за эти немногие часы любой из них успевает окунуться в атмосферу настоящей лаборатории или цеха. На занятиях в кружках радиоэлектроники юные техники постоянно сталкиваются с теми же инструментами, станками, измерительными приборами, овладевают в большинстве случаев той же технологией, что и на «большом» производстве. Поэтому и опасностей, которым подвержен человек на современном производстве, в условиях кружка не меньше, а значительно больше, скольку речь идет о детях.

Широкое применение учебно-наглядных пособий и плнических средств обучения значительно повышает качество учебного процесса. Предметы и явления мож­но демонстрировать на занятиях кружка либо в непо­средственном их виде, либо с помощью их изображений на плакатах, чертежах, схемах и т. д., а еще лучше ши­роко использовать диапозитивы и учебные кинофильмы, 1 с. Возможности здесь у руководителя кружка, в полном смысле слова, неограниченные.

Самые разнообразные радиодетали и материалы на­учит применение в практической работе кружка электронной автоматики. Это, однако, не значит, что приобретать надо чуть ли не все детали — ведь тогда для них потребуется не кладовая, а целый склад с другой стороны, ограничив список материалов и деталей реко­мендуемыми схемами, мы тем самым не только услож­ним процесс их приобретения, но и свяжем творческую инициативу отдельных коллективов. Поясним эту мысль.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top