Главная
Тесты на определение профессиональной компетенции
ОглавлениеII ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ». 6
III ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НПО, СПО.. 10
IV ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. 12
VI ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЫ... 20
VII СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 22
X СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА.. 26
XI ВНУТРЕННИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЛЕДЖА.. 29
Положение «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников колледжа». 29
Правила внутреннего распорядка ЮУрГУ.. 30
Положение «О должностной инструкции». 31
Правила поведения обучающихся в колледже. 31
Правила приема на обучение по программам начального, среднего профессионального образования. 32
Положение «О Совете профилактики правонарушений». 33
Положение «О студенческом самоуправлении». 33
Положение «Об организации и проведении поэтапной аттестации». 34
Положение «О производственном обучении и производственной практике учащихся НПО». 35
Положение «О производственной (профессиональной) практике студентов СПО». 36
Положение «О планировании и организации самостоятельной работы». 37
Положение «О педагогическом совете». 37
Положение «Об управляющем совете». 38
Правила ведения журнала учебной группы.. 38
Положение «О порядке предоставления ДОУ». 39
ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ АТТЕСТУЕМОГО.. 40
Представленный сборник тестовых заданий предназначен для оказания методической помощи аттестующимся педагогическим и руководящим работникам в процессе подготовки к процедуре компьютерного тестирования по программе «Оценка уровня профессиональных знаний аттестуемого».
Настоящий сборник включает:
- 280 тестовых заданий по 11 направлениям нормативной документации;
- список литературы, рекомендованный для успешного прохождения аттестации на все квалификационные категории;
- оценку уровня профессиональных знаний аттестуемого, с указанием критериев оценки.
В Рособрнадзоре не рассматривают вопрос об отмене ОГЭ
При отмене экзаменов показатели результатов обучения могут быть снижены, сообщили в ведомствеВопрос об отмене Основного государственного экзамена для выпускников девятых классов не рассматривается. Об этом сообщили ТАСС в четверг в пресс-службе Рособрнадзора, комментируя законопроект по отмене ОГЭ, о подготовке которого ранее заявил зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев.
МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема «Мониторинг окружающей среды»
Тема «Мониторинг окружающей среды»
Тип занятия – приобретение новых знаний
Вид занятия – изучение нового материала
Форма организации учебного процесса - теоретическое занятие с элементами практического
Педагогическая технология: проблемное обучение с элементами природно-рефлексивной технологии саморазвития человека
Методы обучения: информационно-сообщающий, частично-поисковый, проблемный
Методические приемы: словесные, картографический, анализ, сравнение, наложение карт), проектная работа
Информационное и материально-техническое обеспечение
ЛИТЕРАТУРА
- Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.
- Вильчинская О.В., Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.
- Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2008.
Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.
- Экология. Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 1999.
- Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 1996
- Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс, 2009.
- Атлас по географии, 10 класс
ОБОРУДОВАНИЕ
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- мультимедийная доска;
- экран;
- классная доска;
- настенная карта.
МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине Степень с действительным показателем
Тема «Степень с действительным показателем»Тип занятия комбинированное
комбинированное, приобретения новых знаний, повторение и обобщение, контроля и коррекции
Вид занятия теоретическое с элементами практического
теоретическое, теоретическое с элементами практического, практическое, лабораторное
Форма организации учебного процесса групповая, фронтальная
парная, групповая, фронтальная ,деловая игра, ролевая игра, учебная дискуссия, тренинг, индивидуальный(групповой) проект, решение ситуативных(профессиональных/производственных) задач, конференция и т.п.
Методы обучения репродуктивный
Методические приемы: словесные, решение типовых задач, решение задач с элементами исследования
Информационное и материально-техническое обеспечение: проектор, карточки, презентация, ЦОР, электронный учебник ( А.Н. Колмогоров и др.)
Календарно-тематическое планирование занятий
Календарно-тематическое планирование занятий
по подготовке к ЕГЭ
в ***** учебном году
Предмет математика
Преподаватель Костылева Ирина Евгеньевна
Количество часов на год: 50
Количество часов в неделю:
Нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию программы :
1.Закон об образовании РФ,
2.Федеральный компонент государственного стандарта .Стандарт основного общего образования по математике// Приказ МО РФ « Об утверждении Федерального компонентагосударственных стандартов начального, общего,основного и среднего ( полного) общего образования № 1089 от 05.03.2004г.
Выгоранию на работе подвержены 75 процентов учителей
75 процентов учителей выгорают на работе. Таковы результаты масштабного тестирования, которое прошли более 38 тысяч педагогов со всей России в рамках интенсива "Я Учитель" Яндекс.Учебника. По данным экспертов, профессиональное выгорание среди преподавателей даже более распространено, чем среди предпринимателей, хотя бизнес считается более "тяжелой" средой, чем школа. Но в бизнесе состояние выгорания испытывают 50% сотрудников, а среди учителей - все 75%. При этом в острой фазе выгорания находятся 38% педагогов. Чем это грозит школе, кто и как может помочь учителю справиться? Рассказала руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника Ирина Савицкая. Ирина, что такое выгорание? Ирина Савицкая: Выгорание - это состояние хронического истощения эмоциональных, физических и волевых ресурсов. Человек в этом состоянии испытывает множество негативных переживаний, связанных с работой: изменяется отношение к ученикам, а утро в будний день перестает быть добрым. Выгорание может привести к самым разным последствиям, вплоть до неспособности справляться со своими профессиональными обязанностями ― а это большой риск для любого человека, для учителя тем более. Выгорание ведет не только к заметному ухудшению состояния здоровья и снижению настроения, но и к ошибкам в работе.Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза
Повышение квалификации имеет своей главной целью поступательное развитие личности обучающегося на основе совершенствования его профессиональной деятельности.Модель повышения квалификации реализуется при смене парадигмы когнитивной на личностно-ориентированную, поэтому нами сделан акцент на андрагогическую науку.
Личностно-ориентированное обучение имеет свои закономерности. По В.В. Серикову это:
- Элемент проектирования обучения - не фрагмент учебного материала, а «событие в жизни личности», дающее ей целостный жизненный опыт, в котором знание - часть его».
- Проектирование обучения есть совместная деятельность учителя и ученика.
- Стирание грани между содержательным и процессуальным аспектами обучения: процесс (диалог, поиск, игра) - источник личностного опыта.
- Обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека.
- Межличностное, межсубъектное общение среди участников учебной деятельности и становление внутреннего личностного мира педагога как части содержания образования.
- Текст как фрагмент приобретаемой культуры усваивается через контекст. Усваивается не фрагмент целостной жизнедеятельности (знания и умения!), а сама эта целостность, что предполагает, по меньшей мере, имитационно-игровое воспроизведение жизненных ролей и ситуаций.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Исследования автора в раскрытия сущности понятия ДО позволили определить его, как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.Каноническая дидактическая система в которой протекает традиционный образовательный процесс, как известно, состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления [84,49,113,124].
Анализ особенностей процессов дистанционного обучения (ДО) показывает, что дидактическая система, в которой он происходит, включает в себя 12 элементов. Дополнительно включенные элементы определены нами как нормативно-правовой, финансово-экономический и идентификационно-контрольный и маркетинговый. Безусловно, эти подсистемы присутствуют в неявной форме с той или иной степенью детализации и в канонической дидактической системе, но их значимость для нормального протекания педагогического процесса не столь принципиальна как при ДО.
Учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
Дистанционные образовательные технологии успешно сочетаются с организационными формами традиционной лекционно-семинарской системы обучения.
Под организационными формами обучения будем понимать системную характеристику процесса обучения с точки зрения места, времени, количества, особенностей взаимодействия участников образовательного процесса, соотношения управления и самоуправления, а также целей, содержания, технологий обучения и воспитания [7].
Организационные формы обучения в вузе — это лекции, практические занятия (семинары, лабораторные работы, практикумы), НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. Некоторые из этих форм организации учебной деятельности студентов можно адаптировать к системе дистанционного образования [4; 5]. Однако при этом традиционные организационные формы обучения приобретают ряд особенностей, трансформируются в части их организации и сфере психологического состояния обучающихся и преподавателей [7].
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОНОАКТИВНОЙ И ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
Элементы сравнения |
Моноактивная модель образования |
Интерактивная модель образования
|
Педагогические цели |
Усвоение предметно-дисциплинарных знаний
|
Создание условий для развития личности |
Ролевые позиции педагога |
· Ведущая роль · «Транслятор» (носитель информации) · Предметно-центрированная позиция · Директивный подход |
· Распределение ролей (сотрудничество) · «Фасилитатор», «Посредник» · Личностно-ориентированная позиция · Гуманистический подход |
Функции педагога |
· Трансляция (передача, сообщение) готовой информации и учебных действий · Забота о содержательной части |
· Управление познавательной активностью · Организация диалогового общения, продуктивной деятельности · Углубление и расширение знаний
|
Ролевые позиции учащегося |
· Объект формирующих воздействий педагога · «Когнитивный индивид» · «Приемник» и «дешифратор» учебной информации
|
· Объект формирующих воздействий педагога · Субъект познавательной деятельности, общения, творчества |
Функции учащегося |
· Пассивное восприятие и освоение преподносимой извне информации · Репродуктивная деятельность |
· Организуемый извне поиск, обнаружение и использование информации · Активный самостоятельный поиск · Продуктивная деятельность · Общение, взаимодействие · Творчество
|
Психологическая основа учения |
· Произвольность (исполнительность, дисциплинированность) · Конвергентное мышление · Внешняя мотивация (принцип «долженствования» в основе) |
· Инициативность, активность · Креативность · Внутренние ресурсы личности · Дивергентное мышление · Внутренняя мотивация (личностно-смысловое отношение к учению)
|
Принципы обучения |
· Наглядности · Научности · Доступности · Систематичности · Последовательности · Прочности знаний · Связи теории с практикой · Комплексности (эклектичности) |
· Диалогичности · Сознательности · Контекстности (жизненной и профессиональной) · Системности · Продуктивности · Проектности · Вариативности · Саморазвития · Сочетания индивидуального и коллективного · Целостности |
Методы и формы обучения |
· Преобладает фронтальная форма обучения · Наличие четких алгоритмов деятельности · Преобладание репродуктивных заданий · Сообщение, разъяснение, преподнесение, рассказ · Задание · Демонстрация (показ) · Передача фактологической информации
|
· Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная формы работы · Исследовательские проекты · Ролевые игры · Постановка проблем и задач · Обсуждение, дискуссия, беседа · Совместное планирование · Консультирование · Увлечение личным примером и эмоциональным отношением · Опора на личный опыт учащихся · Преобладание продуктивных заданий над репродуктивными
|
Учебные действия |
· Подражание · Дословное или смысловое восприятие · Механическое запоминание и воспроизведение информации · Повторение, тренировка, упражнение по готовым образцам и правилам |
· Работа с разными источниками информации · Выбор вопросов и задач · Поиск информации и общих принципов · Осмысливание (осознание) информации · Рефлексия своих состояний · Обмен информацией, идеями, способами деятельности · Решение поставленных задач · Экспериментирование · Выбор и применение общих принципов и понятий · Творческая деятельность · Участие в обсуждении, дискуссии
|
Контроль и оценка |
· Итоговый контроль деятельности · Внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил · Преобладает оценка со стороны педагога · Мотивация – за счет ожидания «приговора» (оценки педагога) |
· Постоянный мониторинг (на основе обратной связи) · Преобладают самоконтроль и самооценка
|
Результаты обучения |
· Накопление базовых знаний · Навыки конспектирования, анализа и выделения главного · Умение слушать и запоминать
|
· Навыки критического мышления · Решение сложных (нестандартных) проблем · Сравнение альтернативных мнений · Принятие продуманных решений · Умение вести диалог, общаться · Умение работать в команде · Внутренний контроль в отношении всего поведения |
Возможности (преимущества) |
· Развитие саморегуляции и дисциплинированности · Усвоение иерархической модели общественных отношений · Высокая социальная адаптабельность |
· Усиление смыслов учения посредством сотрудничества · Обогащение мотивов учения и познания · Расширение мотивационной сферы личности · Появление мотивов творческой деятельности · Становление мотивов саморазвития и самореализации
|
Ограничения (недостатки) |
· Отчуждение от учебных ценностей и задач · Сужение спектра познавательных мотивов · Обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от учебных · Несамостоятельность учащихся |
· Недостаточное материальное обеспечение · Традиции и стереотипы применения методов обучения · Недостаток у педагогов опыта использования интерактивных методов обучения
|
Образец лучшей лекции
Задание 1.
Перечень показателей качества электронной лекции
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИИ |
|
Критерии оценки качества лекции |
Перечень показателей качества электронной лекции
|
научность (соответствие современному уровню развития науки) |
Непротиворечивость раскрываемых понятий Ссылка на авторов и источники научных концепций Использование современных трактовок понятий, с точки зрения современных научных исследований Сопоставление точек зрения различных научных школ на проблему, раскрываемую в лекции |
мировоззренческая сторона |
Фундаментальность представленных в лекции знаний, основанных на общенаучной парадигме, признаваемой большинством ученых |
наличие методологических вопросов, правильная их трактовка |
Раскрытие понятий с точки зрения методологии науки, современных концепций Раскрытие закономерности рассматриваемых явлений Целостность в раскрытии сущности рассматриваемой проблемы |
освещение истории вопроса |
Отражение этапов, периодов развития научной области |
показ различных концепций |
Наличие в лекции не менее 2-3 концепций |
связь с практикой |
Наличие ярких примеров Раскрытие рассматриваемых понятий, закономерностей на 2-3 примерах (примеры из различных сфер деятельности) Связь примеров с опытом слушателей |
связь с предыдущим и последующим материалом |
Понятная структура лекции Включение в лекцию блока, закрепляющего понятия предыдущей лекции Введение новых понятий с опорой на ранее изученные |
внутрипредметные, межпредметные связи |
Раскрытие сущности изучаемых понятий и явлений на примерах из различных научных областей Прослеживание причинно-следственных связей между понятия одной научной области (дисциплины) Доказательность теории с использованием средств и методов другой науки |
изложение материала, выходящего за пределы учебника |
Наличие в лекции материалов взятых из ведущих международных научных изданий Наличие в лекции ссылок на ведущие научные школы, занимающиеся проблематикой представленной в лекции |
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА |
|
четкая структура и логика изложения |
Наличие в лекции многоуровневой нумерации представленных блоков материала Изложение лекции от общего к частному или от частного к общему |
наличие плана, следование ему |
Отсутствие хаотичности в представленном лекционном материале
|
сообщение литературы к лекции |
Наличие списка литературы Наличие гиперссылок на Интернет-источники |
доступность и разъяснение новых терминов |
Наличие поясняющих схем, таблиц, помогающих слушателям лучше усвоить изучаемые понятия и явления |
доказательность |
Соблюдение структуры доказательства схеме: научный тезис - доводы, с помощью которых этот тезис обосновывается –вывод Наличие аргументов, учитывающих уровень знаний слушателей в той области науки, по которой читается лекция |
выделение главных мыслей |
Главные мысли выделяются лектором с помощью дикции, логических пауз, главные мысли в тексте выделяются цветом, подчеркиванием и т.п. |
наличие приемов закрепления |
Наличие в лекции: - закрепляющих упражнений, - тестов для самопроверки, - примеров с разбором решений и др. |
подведение итогов |
Наличие в конце лекции: - резюме, - выводов, - вопросов. |
применение наглядных пособий, ТСО |
Уместность использования пособий и ТСО Своевременность использования пособий и ТСО Отсутствие одновременного использования нескольких ТСО перегружающих понимание изучаемой проблемы |
применение лектором опорных материалов |
Наличие в лекции схем, таблиц, выделенных определений понятий Наличие заранее заготовленных раздаточных материалов для слушателей |
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РУКОВОДСТВА |
|
требование конспектировать и контроль выполнения |
Наличие обратной связи Наличие критериев оценки выполнения заданий Наличие баллов в системе оценивания заданий |
обучение студентов методике записи лекции |
Наличие методических рекомендаций по составлению конспектов лекций |
помощь в конспектировании |
Выделение главных мыслей в лекции Наличие рекомендаций для слушателей (на какие вопросы следует обратить особое внимание) |
активизация мышления |
Наличие в лекции проблемных вопросов, занимательных задач, развивающих заданий |
использование приемов поддержания внимания |
Использование в лекции приемов удержания внимания: интересные примеры, изменение высоты голоса, мимики преподавателя |
побуждение задавать вопросы |
Применение в лекции заведомо нераскрытых терминов, побуждающих слушателей задавать вопросы Применение в лекции логических пауз, во время которых лектор обращается к слушателям с просьбой задать вопрос |
разъяснение особо трудных вопросов |
Предусмотренность в лекции разделов с четким алгоритмом, разъясняющим трудный вопрос Изложение трудного вопроса с опорой на уровень (подготовленность) слушателя к изучению трудных вопросов Наличие в лекции материалов подготавливающих слушателей к изучению нового сложного вопроса |
наличие заданий на самостоятельную работу по учебнику |
Соответствие заданий самостоятельной работы стандартным требованиям, предъявляемым к времени выполнения, сложности и уровню образования Наличие пояснений к выполнению заданий для самостоятельной работы Однозначность понимания текста задания слушателями |
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА |
|
знание предмета |
|
умение установить контакт |
Умение лектора понимать состояние аудитории через опосредованные средства (письменные сообщения, стиль вопросов от слушателей, длительные паузы и т.д.) Умение лектора адекватно отреагировать на сложившееся эмоциональное состояние аудитории |
эмоциональность |
Искренность Сдержанность Экспрессивность Эмоциональное взаимодействие с аудиторией |
поставленный голос |
Способность лектора достигать максимальной силы голоса Способность голоса выдерживать значительные нагрузки Яркое и сильное звучание речи Широкий звуковысотный диапазон речи Длительность дыхания |
хорошая дикция |
Плавность и слитность произнесения слов Чёткость и ясность произношения Приемлемая манера выговаривать слова |
ораторское мастерство |
Убеждающее воздействие Владение техникой речи Большой запас слов Свободное владение речью Коммуникабельность |
культура речи |
Владение языковой нормой устного и письменного языка Умение использовать выразительные языковые средства Правильное произношение слова Коммуникативная целесообразность Богатство речевых оборотов |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕКЦИИ |
|
информационная ценность |
Достаточная новизна знаний Отсутствие в лекции банальных утверждений, общих рассуждений, не требующих размышления, Развивающее содержание лекции Наличие нескольких познавательных уровней: репродуктивного, реконструктивного, эвристического |
воспитательный аспект |
Соответствие стиля изложения лекции общепринятым нормам и культурным ценностям общества |
достижение дидактических целей |
Наличие показателей, по которым оценивается эффективность самостоятельной работы слушателей (достижение слушателями образовательного эффекта, становление компетентностей) как индикаторов качества лекции |