Элементы сравнения |
Моноактивная модель образования |
Интерактивная модель образования
|
Педагогические цели |
Усвоение предметно-дисциплинарных знаний
|
Создание условий для развития личности |
Ролевые позиции педагога |
· Ведущая роль · «Транслятор» (носитель информации) · Предметно-центрированная позиция · Директивный подход |
· Распределение ролей (сотрудничество) · «Фасилитатор», «Посредник» · Личностно-ориентированная позиция · Гуманистический подход |
Функции педагога |
· Трансляция (передача, сообщение) готовой информации и учебных действий · Забота о содержательной части |
· Управление познавательной активностью · Организация диалогового общения, продуктивной деятельности · Углубление и расширение знаний
|
Ролевые позиции учащегося |
· Объект формирующих воздействий педагога · «Когнитивный индивид» · «Приемник» и «дешифратор» учебной информации
|
· Объект формирующих воздействий педагога · Субъект познавательной деятельности, общения, творчества |
Функции учащегося |
· Пассивное восприятие и освоение преподносимой извне информации · Репродуктивная деятельность |
· Организуемый извне поиск, обнаружение и использование информации · Активный самостоятельный поиск · Продуктивная деятельность · Общение, взаимодействие · Творчество
|
Психологическая основа учения |
· Произвольность (исполнительность, дисциплинированность) · Конвергентное мышление · Внешняя мотивация (принцип «долженствования» в основе) |
· Инициативность, активность · Креативность · Внутренние ресурсы личности · Дивергентное мышление · Внутренняя мотивация (личностно-смысловое отношение к учению)
|
Принципы обучения |
· Наглядности · Научности · Доступности · Систематичности · Последовательности · Прочности знаний · Связи теории с практикой · Комплексности (эклектичности) |
· Диалогичности · Сознательности · Контекстности (жизненной и профессиональной) · Системности · Продуктивности · Проектности · Вариативности · Саморазвития · Сочетания индивидуального и коллективного · Целостности |
Методы и формы обучения |
· Преобладает фронтальная форма обучения · Наличие четких алгоритмов деятельности · Преобладание репродуктивных заданий · Сообщение, разъяснение, преподнесение, рассказ · Задание · Демонстрация (показ) · Передача фактологической информации
|
· Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная формы работы · Исследовательские проекты · Ролевые игры · Постановка проблем и задач · Обсуждение, дискуссия, беседа · Совместное планирование · Консультирование · Увлечение личным примером и эмоциональным отношением · Опора на личный опыт учащихся · Преобладание продуктивных заданий над репродуктивными
|
Учебные действия |
· Подражание · Дословное или смысловое восприятие · Механическое запоминание и воспроизведение информации · Повторение, тренировка, упражнение по готовым образцам и правилам |
· Работа с разными источниками информации · Выбор вопросов и задач · Поиск информации и общих принципов · Осмысливание (осознание) информации · Рефлексия своих состояний · Обмен информацией, идеями, способами деятельности · Решение поставленных задач · Экспериментирование · Выбор и применение общих принципов и понятий · Творческая деятельность · Участие в обсуждении, дискуссии
|
Контроль и оценка |
· Итоговый контроль деятельности · Внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил · Преобладает оценка со стороны педагога · Мотивация – за счет ожидания «приговора» (оценки педагога) |
· Постоянный мониторинг (на основе обратной связи) · Преобладают самоконтроль и самооценка
|
Результаты обучения |
· Накопление базовых знаний · Навыки конспектирования, анализа и выделения главного · Умение слушать и запоминать
|
· Навыки критического мышления · Решение сложных (нестандартных) проблем · Сравнение альтернативных мнений · Принятие продуманных решений · Умение вести диалог, общаться · Умение работать в команде · Внутренний контроль в отношении всего поведения |
Возможности (преимущества) |
· Развитие саморегуляции и дисциплинированности · Усвоение иерархической модели общественных отношений · Высокая социальная адаптабельность |
· Усиление смыслов учения посредством сотрудничества · Обогащение мотивов учения и познания · Расширение мотивационной сферы личности · Появление мотивов творческой деятельности · Становление мотивов саморазвития и самореализации
|
Ограничения (недостатки) |
· Отчуждение от учебных ценностей и задач · Сужение спектра познавательных мотивов · Обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от учебных · Несамостоятельность учащихся |
· Недостаточное материальное обеспечение · Традиции и стереотипы применения методов обучения · Недостаток у педагогов опыта использования интерактивных методов обучения
|