| Элементы сравнения | Моноактивная модель образования | Интерактивная модель образования 
 | 
| Педагогические цели | Усвоение предметно-дисциплинарных знаний 
 | Создание условий для развития личности | 
| Ролевые позиции педагога | · Ведущая роль · «Транслятор» (носитель информации) · Предметно-центрированная позиция · Директивный подход | · Распределение ролей (сотрудничество) · «Фасилитатор», «Посредник» · Личностно-ориентированная позиция · Гуманистический подход | 
| Функции педагога | · Трансляция (передача, сообщение) готовой информации и учебных действий · Забота о содержательной части | · Управление познавательной активностью · Организация диалогового общения, продуктивной деятельности · Углубление и расширение знаний 
 | 
| Ролевые позиции учащегося | · Объект формирующих воздействий педагога · «Когнитивный индивид» · «Приемник» и «дешифратор» учебной информации 
 | · Объект формирующих воздействий педагога · Субъект познавательной деятельности, общения, творчества | 
| Функции учащегося | · Пассивное восприятие и освоение преподносимой извне информации · Репродуктивная деятельность | · Организуемый извне поиск, обнаружение и использование информации · Активный самостоятельный поиск · Продуктивная деятельность · Общение, взаимодействие · Творчество 
 | 
| Психологическая основа учения | · Произвольность (исполнительность, дисциплинированность) · Конвергентное мышление · Внешняя мотивация (принцип «долженствования» в основе) | · Инициативность, активность · Креативность · Внутренние ресурсы личности · Дивергентное мышление · Внутренняя мотивация (личностно-смысловое отношение к учению) 
 | 
| Принципы обучения | · Наглядности · Научности · Доступности · Систематичности · Последовательности · Прочности знаний · Связи теории с практикой · Комплексности (эклектичности) | · Диалогичности · Сознательности · Контекстности (жизненной и профессиональной) · Системности · Продуктивности · Проектности · Вариативности · Саморазвития · Сочетания индивидуального и коллективного · Целостности | 
| Методы и формы обучения | · Преобладает фронтальная форма обучения · Наличие четких алгоритмов деятельности · Преобладание репродуктивных заданий · Сообщение, разъяснение, преподнесение, рассказ · Задание · Демонстрация (показ) · Передача фактологической информации 
 | · Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная формы работы · Исследовательские проекты · Ролевые игры · Постановка проблем и задач · Обсуждение, дискуссия, беседа · Совместное планирование · Консультирование · Увлечение личным примером и эмоциональным отношением · Опора на личный опыт учащихся · Преобладание продуктивных заданий над репродуктивными 
 | 
| Учебные действия | · Подражание · Дословное или смысловое восприятие · Механическое запоминание и воспроизведение информации · Повторение, тренировка, упражнение по готовым образцам и правилам | · Работа с разными источниками информации · Выбор вопросов и задач · Поиск информации и общих принципов · Осмысливание (осознание) информации · Рефлексия своих состояний · Обмен информацией, идеями, способами деятельности · Решение поставленных задач · Экспериментирование · Выбор и применение общих принципов и понятий · Творческая деятельность · Участие в обсуждении, дискуссии 
 
 | 
| Контроль и оценка | · Итоговый контроль деятельности · Внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил · Преобладает оценка со стороны педагога · Мотивация – за счет ожидания «приговора» (оценки педагога) | · Постоянный мониторинг (на основе обратной связи) · Преобладают самоконтроль и самооценка 
 | 
| Результаты обучения | · Накопление базовых знаний · Навыки конспектирования, анализа и выделения главного · Умение слушать и запоминать 
 | · Навыки критического мышления · Решение сложных (нестандартных) проблем · Сравнение альтернативных мнений · Принятие продуманных решений · Умение вести диалог, общаться · Умение работать в команде · Внутренний контроль в отношении всего поведения | 
| Возможности (преимущества) | · Развитие саморегуляции и дисциплинированности · Усвоение иерархической модели общественных отношений · Высокая социальная адаптабельность | · Усиление смыслов учения посредством сотрудничества · Обогащение мотивов учения и познания · Расширение мотивационной сферы личности · Появление мотивов творческой деятельности · Становление мотивов саморазвития и самореализации 
 | 
| Ограничения (недостатки) | · Отчуждение от учебных ценностей и задач · Сужение спектра познавательных мотивов · Обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от учебных · Несамостоятельность учащихся | · Недостаточное материальное обеспечение · Традиции и стереотипы применения методов обучения · Недостаток у педагогов опыта использования интерактивных методов обучения 
 | 
