Представленный выше анализ проблемы пола не исчерпывает все ее аспекты, но достаточен для того, чтобы оценить содержательность понятия «пол человека». Дело в том, что человеку приходится существовать в особой среде, принципиально отличающейся от среды, в которой существуют любые другие, пусть и достаточно высоко организованные, животные. Это — социальная среда. Вне ее человека быть не может. Давно уже известно, что развивающееся вне социальной среды существо человеческого рода не становится человеком, а остается на уровне животного, несмотря на все человеческие задатки.
Любое проявление жизнедеятельности человека приобретает особый, социально значимый характер вследствие существования человека в социальной среде. Отдельные аспекты жизни человека могут рассматриваться как чисто биологические лишь с учетом того, что при этом «биологическое» сознательно вычленяется из общей проблемы в интересах более детального рассмотрения, но в принципе оно «снято» в процессе происхождения человека, именно поэтому возникла особая, специфически человеческая биология, физиология, патология.
Для понимания социального значения, казалось бы, наиболее частных, сугубо функциональных проявлений жизнедеятельности человека важен принцип целостности. Любое явление в организме человека не может рассматриваться само по себе, вне анализа человека как целого. А в свою очередь, человек в целом не может рассматриваться вне социальной среды.
Удовлетворение личных потребностей, естественные отправления, в том числе и удовлетворение полового инстинкта, рассматриваемые сами по себе, «носят животный характер», они не являются еще истинно человеческими, если они оторваны от общественной деятельности и ,превращены в «последние и единственные конечные цели» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, с. 564). Если же человек утрачивает свой человеческий образ в сфере социальной деятельности, то он не может утвердить себя как человек и в «личной жизни», где он, казалось бы, находится вне общества (О. Г. Дробницкий, Т. А. Кузьмина, 1967).
Вопрос о соотношении биологического и социального весьма актуален; он имеет прямое отношение ко многим важным проблемам, в первую очередь проблемам такого масштаба, как сущность человека и человеческого общества, возможность и способы его преобразования, взаимосвязь человека и общества, человека и природы и т. д. Прямое отношение к нему имеет и проблема пола и полового созревания.
Как справедливо указывал В. С. Дерябин, «период полового созревания есть в то же время и период психического созревания и развертывания высших духовных способностей. В это время начинает складываться настоящий облик человека и выявляются перспективы личности… Вместе с половой зрелостью начинает складываться психическая индивидуальность, происходит освобождение от родительского авторитета и от влияния ближайшего окружения и переход к самостоятельности взрослого человека» (1974, с. 108—109).
Широкая проблема «пол человека», взятая в процессе становления и развития, и является проблемой полового созревания. Поэтому правильно представить проблему полового созревания можно, лишь рассматривая во всех аспектах проблему пола, и наоборот.
Все изложенное в данной главе, на наш взгляд, достаточно убедительно характеризует фундаментальность понятия «пол человека» и принципиальную его несводимость к репродуктивным моментам, хотя в зависимости от аспекта рассмотрения они и могут оказываться на определенное время в центре внимания.
Вопрос о соотношении биологического и социального в приложении к проблеме пола и полового созревания не нашел еще методологически удовлетворительного решения. Если в 20-е годы высказывался ряд вульгаризаторских положений, справедливо подвергшихся критике, то в последующем эта проблема вообще почти не затрагивалась. Для высказываний, получивших известность в 20-е годы, характерна недооценка роли социальной среды, социальных отношений. «Все, что есть в теле и «душе» человека лучшего, все зависит от половых гормонов. Они именно и делают человека человеком» (А. В. Немилов 1929, с. 26). Ему принадлежит и следующее высказывание: «Развитие высших мозговых центров в степени, какой нет ни у какого другого живого существа, и развитие органов с внутренней секрецией опять в размерах, превосходящих всех других животных, вызвало у Homosapiens такой рост сознания, что он не только отделяет, но даже и противопоставляет себя остальной природе. Вряд ли необходимо специально анализировать ошибочность этих положений.
Диалектика «социального» и «биологического» ярко выявляется в проблеме полового созревания и полового воспитания. Совершенно ясно, что только содержательное понятие «пол человека» может служить основой для создания системы полового воспитания, и как половое у человека несводимо к репродуктивному, так и половое воспитание в принципе несводимо к сексологии и не может быть ею ограничено.
Половое созревание — сложный процесс, который можно рассматривать, делая акцент на том или ином его компоненте. При этом возможны различные, по-своему верные, но частные определения этого процесса. Необходимо, однако, определение, которое, будучи достаточно общим и содержательным, отражало бы методологический подход к проблеме. Такого определения пока дано небыло. Имеющиеся в литературе определения полового созревания характеризуются кардинальным недостатком: их авторы не делают различия в подходе к половому созреванию у человека и животных. Это — грубый биологиЗМ? так как, несмотря на значительное количество хоДных моментов, в половом созревании человека есть V принципиальные особенности, обусловленные социальной его природой.
В качестве примера представим следующие определения полового созревания, заимствованные из специально посвященной половому развитию книги Б. Т. Донована, Дж. Дж. ван дер Верф Тен Боша, вышедшей в русском переводе (1974, с. 9).
«Пубертатный период представляет собой этап индивидуального развития, характеризующийся главным образом способностью половых желез вырабатывать функционально активные гаметы, а также способностью и возможностью индивидуума участвовать в процессах размножения» (F. Crew, 1931). «Пубертатный период, или период полового созревания, характеризуется появлением конституциональных изменений, обеспечивающих полную дифференцировку полов. В этот период впервые появляются вторичные половые признаки и увеличиваются репродуктивные органы» (F. Marshall, 1922). «Половое созревание — это период, когда впервые появляется репродуктивная функция, т. е. начинают выделяться половые клети» (S. Asdell, 1946), «Пубертатный период… такой этап развития организма, когда половые железы выделяют гормоны в количестве, достаточном для того, чтобы вызвать ускорение роста первичных и появление вторичных половых признаков» (В. Т. Donovan, J. J. van der Werff Ten Bosch, 1965).
Легко убедиться, что оперативными единицами этих определений являются частные элементы — половой гормон, половая клетка, половой орган, или же половое созревание сводится только к собственно репродуктивной Функции, что недостаточно, а потому и неверно, когда и поскольку речь идет о человеке. И наконец, явно смешиваются период и процесс полового созревания, что является логической ошибкой.
Единственное понятие, соотносимое с половым созреванием,— понятие пола, через которое половое созревание и должно определяться. Понятие пола достаточно содержательно и включает все те моменты, которые использованы в представленных выше определениях полового созревания, однако оно содержит и еще многое характерное для человека как социального существа, что и было показано выше.
В принципе любой процесс наиболее полно может быть определен не столько по своим признакам (проблема различения— практическая проблема, в данном контексте не имеющая существенного методологического содержания) и даже не столько по своему механизму, сколько по тому результату, на который он как бы направлен. Поэтому: половое созревание — процесс, в результате которого организм достигает наибольшей степени выражения своей принадлежности к мужскому или женскому полу.