Данный раздел последней главы нашей монографии назван «Система полового воспитания». Действительно, в нем мы постарались обосновать методологический фундамент, сформулировали цели и задачи полового воспитания, дали характеристику основных его недостатков. Этого достаточно, чтобы представить половое воспитание принципиально как научно разрабатываемую систему, и вполне оправдывает название раздела. Вместе с тем в нашу задачу не входила выработка каких-либо детальных рекомендаций по половому воспитанию, и в этом смысле практически систему полового воспитания еще предстоит разработать.
Последняя часть данного раздела содержит лишь некоторые относящиеся к половому воспитанию положения общего характера. Как следует из всего изложенного выше, половое воспитание — это специфический аспект воспитания, а также и определенный аспект других разделов коммунистического воспитания (например, эстетического, нравственного, художественного и др.). Нельзя растворять вопросы полового воспитания в общих вопросах обучения и воспитания, и вместе с тем вопросы полового воспитания должны найти себе место в преподавании учебных предметов (А. Г. Хрипкова, 1970).
Половое воспитание не только педагогическая, но и в первую очередь психологическая проблема (А. В. Петровский, 1966); оно является важным условием развития личности ребенка. Как подчеркивал А. Б. Залкинд (1930), ни один период детства небезразличен с точки зрения полового воспитания. Бесспорно, естественной основой полового воспитания, как и любого другого вида воспитания, является стремление ребенка быть более взрослым. Это находит свое яркое проявление в подражании старшим, а также потребности как можно скорее занять среди других людей равноправное положение, принимающей у подростка характер осознанного стремления; Следует обратить внимание на один момент: мы говорим, что важным в половом воспитании является использование подражания ребенка взрослым. Если понимать сексуальность взрослого человека в узкообывательском смысле, то подражание ребенка взрослым в отдельных моментах поведения как раз и было бы крайне нежелательным. Однако, как мы многократно подчеркивали, сексуальность взрослого человека нужно понимать именно как качественно человеческое понятие и не отождествлять ее с имеющей узкорепродуктивный характер сексуальностью животных.
Стремление ребенка к взрослости должно быть сознательно использовано в педагогических целях посредством специального подчеркивания, что стать взрослым можно не за счет хронологического возраста, а лишь научившись вести себя определенным образом.
Вопрос об отношении детей к возрасту интересен сам по себе. На всех этапах развития возраст является важным моментом в системе самоутверждения, в определенный момент приобретая значение самодовлеющего фактора. Лишь в последующем он теряет это значение и на первый план выходят более содержательные критерии. Примечательно, что особенно высоко оценивают возраст подростки. В этом находит свое отражение, пусть и неосознанное, ощущение важности происходящих изменений, когда каждый год, а чаще и более короткие промежутки времени несут с собой весьма значительные изменения. Второй причиной высокой оценки возраста у подростков является стремление стать наконец взрослым, стремление тем более острое, что оно действительно уже становится близким к осуществлению.
Положительные моменты полового воспитания альтернативны рассмотренным выше недостаткам, и поэтому содержание этого процесса в целом достаточно ясно. Мы лишь дополним здесь сказанное ранее. Одна из важнейших конкретных задач полового воспитания (а вместе с тем и его методологическая основа) — привитие ребенку понятия социальной сущности человека. К сожалению, в специальной философской и тем более педагогической литературе мы не встречали работ на эту тему. Вместе с тем лишь принципиальная философская разработка данной проблемы и овладение ее основами широкой педагогической общественностью позволят выработать конкретные педагогические рекомендации.
Важно подчеркнуть также, что правильного понимания собственной половой принадлежности еще недостаточно. Необходимо наполнять его общественно ценным содержанием, дать четкие представления, каким должен быть советский мужчина или советская женщина, с выполнением каких общественных, трудовых, семейных, моральных и других обязанностей это связано.
Школьнику должно быть привито уважение к представителям другого пола. Он обязан иметь понятие обо всем том ценном для общества, что дают представители того или иного пола. Школьник должен овладеть навыками общения с людьми другого пола. Это очень важный практический вопрос, так как именно неумение общаться с представителями другого пола ведет порой к хулиганству, употреблению спиртного и т. д.: известно, что многие подростки (да и взрослые мужчины) выпивают нередко для «храбрости», причем последней им не хватает как раз для свободного и естественного общения с представителями женского пола. Ясно, что невежество в вопросах общения — источник многих неблагоприятных явлений.
В качестве принципиального мы выдвинули положение, что удовлетворение полового влечения у человека как социального существа не сводится лишь к генитальному (контакту. Удовлетворению полового влечения служат разнообразные формы общения, которые вполне приемлемы для подростка. При этом следует подчеркнуть, что наиболее важное значение здесь имеет удовлетворение чисто психологической потребности, тем более что сексуальная система, свойственная взрослому человеку, еще не сложилась, а биологические моменты влечения (конкретно, стремление к детумесценции) в достаточной степени разрешаются за счет поллюций.
Эффективным и вполне педагогически приемлемым способом удовлетворения полового влечения у подростков являются танцы. Воспитание с помощью танцев позволяет решить ряд педагогических задач. Посредством танцев можно привить навыки общения и повышать его культуру. При хорошем музыкальном обеспечении танцы способствуют и повышению общей культуры человека, в первую очередь музыкальной.
При этом следует подчеркнуть, что музыкальная форма танца не имеет определяющего значения. Нет танцевальных ритмов, которые были бы плохими сами по себе. При хорошем исполнении вполне эстетичны и красивы твист, рок-н-ролл и др. И современная бит- и рок-бит-музыка также вполне приемлема. Ее распространение объясняется не только склонностью к моде как таковой. Хотя чисто музыкальный вклад авторов бит-музыки невелик, но эта форма массового танца соответствует ряду важных условий. Прежде всего это танец почти на одном месте, что важно, учитывая тесноту танцплощадок. Во-вторых, бит-ритмы, элементарно простые по хореографии, дают танцующим существенную физическую нагрузку, что также важно. Необходимо лишь, чтобы сопровождение танцев не превращалось в какофонию, да еще многократно усиленную современной аппаратурой. Во всяком случае танцы должны занять свое место в педагогическом процессе в качестве целенаправленно используемого средства.
Важным разделом полового воспитания является выработка правильной репродуктивной установки. Здесь положительное значение имеет семейная традиция. Большое педагогическое содержание заключено даже в таком простом объяснении ребенку, что со временем и у него будут свои дети, он станет папой (мамой) и тогда сразу же его папа и мама станут дедушкой и бабушкой. А со временем, когда у его детей появятся свои дети, и он станет дедушкой (бабушкой).
Ребенок должен явственно ощущать связь и преемственность поколений. Нужно специально подчеркивать, какое значение для любого человека имеют хорошие дети, о которых, пока они еще маленькие, заботятся родители, а когда дети вырастут, а их родители состарятся, то уже дети будут заботиться о них. Для ребенка уже с младшего школьного возраста, а может быть, и раньше должна стать естественной мысль, что со временем у него будет своя семья, дети. Не должны смущать подростка такие понятия, как замужество, женитьба, и должны потерять свое обидное содержание прозвища «жених» и «невеста».
В семье ребенок должен видеть различие между обязанностями матери и отца и понимать, что в основе такого их разделения лежат прежде всего интересы семьи в целом, а значит, и всего общества. Понятие хорошей семьи может стать для ребенка высокооцениваемым понятием, одним из важнейших элементов в системе его ценностной ориентации.
Существенным моментом полового воспитания являются ответы на вопросы ребенка. При этом необходимо давать правильное разъяснение, но в доступной для ребенка форме, и не вдаваться в подробности. При ответе на вопрос ребенка о его рождении следует учитывать мнение П. П. Блонского (1935), что этот вопрос для ребенка не имеет сексуального характера. Он спрашивает не о способе, которым он появился на свет (он не может себе представить, что его могло когда-то не быть), а скорее, как он попал в эту семью. Неверные ответы на этот вопрос нередко, как отмечает П. П. Блонский, возбуждают вопросы уже нежелательного характера.
Мы не разделяем мнения тех авторов, которые считают, что не следует давать ребенку каких-либо разъяснений по вопросам из области брачно-семейных отношений до тех пор, пока он сам об этом не спросит. Это неверно, в частности, и по той весьма простой причине, что многие дети (подростки), узнав нечто на их взгляд интересное, стремятся этим поделиться со сверстниками. В результате распространяются порой вздорные, а в большинстве случаев и вредные представления. Необходимо специально вырабатывать у ребенка верные установки, которые вместе с тем будут играть роль иммунитета против вредных влияний, причем этот иммунитет создается не какими-то абстрактными моральными утверждениями, а естественным разъяснением и ответами на интересующие ребенка конкретные вопросы. Сказки про аистов могут лишь подорвать его доверие к взрослым.
В целом, основные содержательные моменты полового воспитания можно отнести к трем группам: во-первых, это круг вопросов, связанных с половой принадлежностью ребенка, ее значением для него лично и для общества; во-вторых, это круг вопросов, связанных с семьей и отношениями в семье, их значением для ребенка и его родных, а также для всего общества; в-третьих, это вопросы собственно половой морали.
В системе полового воспитания существенное значение имеют и моменты гигиенического и профилактического характера. Важно лишь не сводить половое воспитание только к этим моментам. Прежде всего нельзя позволять себе в общении с детьми ласки раздражающего характера — особенно поцелуи в губы, шлепки и т. д. Следует всячески ограждать девушек от подруг, проявляющих к ним чрезмерную нежность (А. М. Свядощ, 1974). Аналогична рекомендация и в отношении юношей.
Детей нельзя наказывать укладыванием в постель, давать развиваться привычке долго валяться в постели без сна (особенно по утрам, так как с вечера ребенка порой трудно заставить спать и он, естественно, должен лежать в постели, пока не заснет, а не засыпать на ходу). Дети не должны носить слишком тесную одежду. Между тем на это родители порой не обращают внимания.
Полноценное половое воспитание возможно лишь при достаточно высокой квалификации в этих вопросах педагогов и родителей, при благоприятном отношении к нему широкой общественности. Нужны специальные пособия, лекции по проблемам полового воспитания для родителей, педагогов, руководителей педагогических коллективов. Необходимо включить раздел полового воспитания в программу педагогических институтов.