Данный раздел последней главы нашей монографии на­зван «Система полового воспитания». Действительно, в нем мы постарались обосновать методологический фун­дамент, сформулировали цели и задачи полового воспи­тания, дали характеристику основных его недостатков. Этого достаточно, чтобы представить половое воспитание принципиально как научно разрабатываемую систему, и вполне оправдывает название раздела. Вместе с тем в на­шу задачу не входила выработка каких-либо детальных рекомендаций по половому воспитанию, и в этом смысле практически систему полового воспитания еще предстоит разработать.

Последняя часть данного раздела содержит лишь не­которые относящиеся к половому воспитанию положения общего характера. Как следует из всего изложенного вы­ше, половое воспитание — это специфический аспект вос­питания, а также и определенный аспект других разделов коммунистического воспитания (например, эстетического, нравственного, художественного и др.). Нельзя раство­рять вопросы полового воспитания в общих вопросах об­учения и воспитания, и вместе с тем вопросы полового воспитания должны найти себе место в преподавании учебных предметов (А. Г. Хрипкова, 1970).

Половое воспитание не только педагогическая, но и в первую очередь психологическая проблема (А. В. Пет­ровский, 1966); оно является важным условием развития личности ребенка. Как подчеркивал А. Б. Залкинд (1930), ни один период детства небезразличен с точки зрения по­лового воспитания. Бесспорно, естественной основой по­лового воспитания, как и любого другого вида воспита­ния, является стремление ребенка быть более взрослым. Это находит свое яркое проявление в подражании стар­шим, а также потребности как можно скорее занять сре­ди других людей равноправное положение, принимающей у подростка характер осознанного стремления; Следует обратить внимание на один момент: мы говорим, что важ­ным в половом воспитании является использование под­ражания ребенка взрослым. Если понимать сексуальность взрослого человека в узкообывательском смысле, то под­ражание ребенка взрослым в отдельных моментах пове­дения как раз и было бы крайне нежелательным. Однако, как мы многократно подчеркивали, сексуальность взрос­лого человека нужно понимать именно как качественно человеческое понятие и не отождествлять ее с имеющей узкорепродуктивный характер сексуальностью животных.

Стремление ребенка к взрослости должно быть созна­тельно использовано в педагогических целях посредством специального подчеркивания, что стать взрослым можно не за счет хронологического возраста, а лишь научившись вести себя определенным образом.

Вопрос об отношении детей к возрасту интересен сам по себе. На всех этапах развития возраст является важ­ным моментом в системе самоутверждения, в определен­ный момент приобретая значение самодовлеющего фак­тора. Лишь в последующем он теряет это значение и на первый план выходят более содержательные критерии. Примечательно, что особенно высоко оценивают возраст подростки. В этом находит свое отражение, пусть и не­осознанное, ощущение важности происходящих измене­ний, когда каждый год, а чаще и более короткие проме­жутки времени несут с собой весьма значительные изме­нения. Второй причиной высокой оценки возраста у под­ростков является стремление стать наконец взрослым, стремление тем более острое, что оно действительно уже становится близким к осуществлению.

Положительные моменты полового воспитания аль­тернативны рассмотренным выше недостаткам, и поэтому содержание этого процесса в целом достаточно ясно. Мы лишь дополним здесь сказанное ранее. Одна из важней­ших конкретных задач полового воспитания (а вместе с тем и его методологическая основа) — привитие ребенку понятия социальной сущности человека. К сожалению, в специальной философской и тем более педагогической ли­тературе мы не встречали работ на эту тему. Вместе с тем лишь принципиальная философская разработка дан­ной проблемы и овладение ее основами широкой педаго­гической общественностью позволят выработать конкрет­ные педагогические рекомендации.

Важно подчеркнуть также, что правильного понима­ния собственной половой принадлежности еще недоста­точно. Необходимо наполнять его общественно ценным содержанием, дать четкие представления, каким должен быть советский мужчина или советская женщина, с вы­полнением каких общественных, трудовых, семейных, мо­ральных и других обязанностей это связано.

Школьнику должно быть привито уважение к пред­ставителям другого пола. Он обязан иметь понятие обо всем том ценном для общества, что дают представители того или иного пола. Школьник должен овладеть навыка­ми общения с людьми другого пола. Это очень важный практический вопрос, так как именно неумение общаться с представителями другого пола ведет порой к хулиган­ству, употреблению спиртного и т. д.: известно, что мно­гие подростки (да и взрослые мужчины) выпивают неред­ко для «храбрости», причем последней им не хватает как раз для свободного и естественного общения с представителями женского пола. Ясно, что невежество в вопросах общения — источник многих неблагоприятных явлений.

В качестве принципиального мы выдвинули положе­ние, что удовлетворение полового влечения у человека как социального существа не сводится лишь к гениталь­ному (контакту. Удовлетворению полового влечения слу­жат разнообразные формы общения, которые вполне при­емлемы для подростка. При этом следует подчеркнуть, что наиболее важное значение здесь имеет удовлетворение чисто психологической потребности, тем более что сексуальная система, свойственная взрослому человеку, еще не сложилась, а биологические моменты влечения (конкретно, стремление к детумесценции) в достаточной степени разрешаются за счет поллюций.

Эффективным и вполне педагогически приемлемым способом удовлетворения полового влечения у подрост­ков являются танцы. Воспитание с помощью танцев по­зволяет решить ряд педагогических задач. Посредством танцев можно привить навыки общения и повышать его культуру. При хорошем музыкальном обеспечении тан­цы способствуют и повышению общей культуры челове­ка, в первую очередь музыкальной.

При этом следует подчеркнуть, что музыкальная фор­ма танца не имеет определяющего значения. Нет танце­вальных ритмов, которые были бы плохими сами по себе. При хорошем исполнении вполне эстетичны и красивы твист, рок-н-ролл и др. И современная бит- и рок-бит-музыка также вполне приемлема. Ее распространение объ­ясняется не только склонностью к моде как таковой. Хотя чисто музыкальный вклад авторов бит-музыки не­велик, но эта форма массового танца соответствует ряду важных условий. Прежде всего это танец почти на одном месте, что важно, учитывая тесноту танцплощадок. Во-вторых, бит-ритмы, элементарно простые по хореогра­фии, дают танцующим существенную физическую нагруз­ку, что также важно. Необходимо лишь, чтобы сопровож­дение танцев не превращалось в какофонию, да еще мно­гократно усиленную современной аппаратурой. Во вся­ком случае танцы должны занять свое место в педагоги­ческом процессе в качестве целенаправленно используе­мого средства.

Важным разделом полового воспитания является вы­работка правильной репродуктивной установки. Здесь положительное значение имеет семейная традиция. Боль­шое педагогическое содержание заключено даже в таком простом объяснении ребенку, что со временем и у него будут свои дети, он станет папой (мамой) и тогда сразу же его папа и мама станут дедушкой и бабушкой. А со временем, когда у его детей появятся свои дети, и он ста­нет дедушкой (бабушкой).

Ребенок должен явственно ощущать связь и преемст­венность поколений. Нужно специально подчеркивать, ка­кое значение для любого человека имеют хорошие дети, о которых, пока они еще маленькие, заботятся родители, а когда дети вырастут, а их родители состарятся, то уже дети будут заботиться о них. Для ребенка уже с младше­го школьного возраста, а может быть, и раньше должна стать естественной мысль, что со временем у него будет своя семья, дети. Не должны смущать подростка такие понятия, как замужество, женитьба, и должны потерять свое обидное содержание прозвища «жених» и «невеста».

В семье ребенок должен видеть различие между обя­занностями матери и отца и понимать, что в основе тако­го их разделения лежат прежде всего интересы семьи в целом, а значит, и всего общества. Понятие хорошей семьи может стать для ребенка высокооцениваемым по­нятием, одним из важнейших элементов в системе его ценностной ориентации.

Существенным моментом полового воспитания явля­ются ответы на вопросы ребенка. При этом необходимо давать правильное разъяснение, но в доступной для ре­бенка форме, и не вдаваться в подробности. При ответе на вопрос ребенка о его рождении следует учитывать мнение П. П. Блонского (1935), что этот вопрос для ре­бенка не имеет сексуального характера. Он спрашивает не о способе, которым он появился на свет (он не может себе представить, что его могло когда-то не быть), а скорее, как он попал в эту семью. Неверные ответы на этот вопрос нередко, как отмечает П. П. Блонский, возбужда­ют вопросы уже нежелательного характера.

Мы не разделяем мнения тех авторов, которые счита­ют, что не следует давать ребенку каких-либо разъясне­ний по вопросам из области брачно-семейных отношений до тех пор, пока он сам об этом не спросит. Это неверно, в частности, и по той весьма простой причине, что многие дети (подростки), узнав нечто на их взгляд интересное, стремятся этим поделиться со сверстниками. В результа­те распространяются порой вздорные, а в большинстве случаев и вредные представления. Необходимо специаль­но вырабатывать у ребенка верные установки, которые вместе с тем будут играть роль иммунитета против вред­ных влияний, причем этот иммунитет создается не каки­ми-то абстрактными моральными утверждениями, а ес­тественным разъяснением и ответами на интересующие ребенка конкретные вопросы. Сказки про аистов могут лишь подорвать его доверие к взрослым.

В целом, основные содержательные моменты полового воспитания можно отнести к трем группам: во-первых, это круг вопросов, связанных с половой принадлеж­ностью ребенка, ее значением для него лично и для об­щества; во-вторых, это круг вопросов, связанных с семь­ей и отношениями в семье, их значением для ребенка и его родных, а также для всего общества; в-третьих, это вопросы собственно половой морали.

В системе полового воспитания существенное значе­ние имеют и моменты гигиенического и профилактическо­го характера. Важно лишь не сводить половое воспита­ние только к этим моментам. Прежде всего нельзя позво­лять себе в общении с детьми ласки раздражающего ха­рактера — особенно поцелуи в губы, шлепки и т. д. Сле­дует всячески ограждать девушек от подруг, проявляю­щих к ним чрезмерную нежность (А. М. Свядощ, 1974). Аналогична рекомендация и в отношении юношей.

Детей нельзя наказывать укладыванием в постель, давать развиваться привычке долго валяться в постели без сна (особенно по утрам, так как с вечера ребенка по­рой трудно заставить спать и он, естественно, должен ле­жать в постели, пока не заснет, а не засыпать на ходу). Дети не должны носить слишком тесную одежду. Меж­ду тем на это родители порой не обращают внимания.

Полноценное половое воспитание возможно лишь при достаточно высокой квалификации в этих вопросах пе­дагогов и родителей, при благоприятном отношении к не­му широкой общественности. Нужны специальные посо­бия, лекции по проблемам полового воспитания для ро­дителей, педагогов, руководителей педагогических кол­лективов. Необходимо включить раздел полового воспи­тания в программу педагогических институтов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top