Половое воспитание может быть правильным по общему плану, но его задачи по разным причинам могут оказаться невыполненными. Важнее рассмотреть неверно направленное половое воспитание. Дефектным следует считать такое половое воспитание, которое дает ложное направление проявлениям сексуального развития ребенка или же подавляет их.
При этом следует подчеркнуть тесную связь этих двух результатов дефектного полового воспитания: подавление естественных проявлений сексуального развития обязательно приводит к неверной их направленности; в свою очередь, неверная направленность полового воспитания вызывает торможение естественных проявлений сексуального развития. Поэтому выделение этих двух недостатков полового воспитания условно и оправдано главным образом по принципу первичности того или другого из них.
Дефектное половое воспитание почти исключительно связано с некомпетентностью воспитателей. Мы выделяем следующие ее проявления. Во-первых, незнание педагогами и родителями особенностей сексуального развития ребенка и вследствие этого неверная реакция на проявления этого развития. Во-вторых, неверные собственные установки в плане взаимоотношений между представителями мужского и женского пола: негативизм или личная обида по отношению к другому полу и в результате этого общая аскетическая установка; потребительское отношение к другому полу. В-третьих, неверные установки в отношениях к детям: некоторые люди не хотят иметь детей, стремясь «жить для себя»; другие считают детей своей абсолютной собственностью, которой можно распоряжаться как угодно. Между тем даже новорожденный ребенок, как он мал и слаб он ни был, является человеком со своей собственной судьбой, существом, требующим не только ухода и заботы, но и уважения, пусть форма этого уважения и не такая, как в отношении взрослых людей. Быть может, кому-то покажется вульгарным по существу абсолютно верное утверждение: распоряжаться судьбой ребенка по своему усмотрению родители могут лишь в первые два месяца его внутриутробной жизни.
Ребенок требует уважения и ответственности родителей в процессе его воспитания. При этом следует подчеркнуть еще одно положение: неверно мнение, что воспитатель по своему усмотрению может «лепить» из ребенка то, что считает нужным. Эта точка зрения была свойственна средневековым просветителям, но встречается и сейчас. На самом деле, развитие личности происходит под влиянием внешних условий, но в существенной степени зависит и от врожденных склонностей и задатков. Поэтому спорно утверждение о том, что воспитание—это «формирование» личности. Воспитание — воздействие на личность в процессе ее развития. Уточнение касается полового воспитания в такой же степени, как и любого другого раздела коммунистического воспитания.
Как уже говорилось выше, одна из распространенных ошибок полового воспитания — подавление естественных проявлений сексуального развития, чрезмерная строгость воспитания. Мы покажем, как это в свою очередь приводит и к возникновению неверных установок личности.
Чрезмерная строгость полового воспитания подавляет, особенно у девушки, непосредственные моменты полового влечения, снижает эмоциональность и подменяет непроизвольные реакции рассудочной деятельностью, переводя все в область абстрактно-логических рассуждений и оценок. Здесь следует подчеркнуть, что нельзя смешивать непосредственное с непроизвольным. Поведение может (и должно быть) осознанным, но вместе с тем оно должно оставаться и непосредственным.
Чем же плохо торможение непосредственных реакций? Выше мы уже говорили, что поведение человека может быть естественным лишь в том случае, если между каждый раз заново обдумываемыми и непроизвольными его элементами сохраняется определенное соотношение. Если же обдумывать буквально каждый свой шаг и любой поступок, то поведение становится фригидным, непластичным и в конечном счете занудным. Ясно, что это не способствует успеху в личностных контактах. В голове у такого человека всегда тщательно продумываемая программа взаимоотношений с представителями другого пола, в которой предусмотрены мельчайшие детали поведения и всевозможные случаи жизни. Это плохо прежде всего потому, что любая жесткая программа не может охватить все разнообразие возможных ситуаций, и в конце концов начинает вырабатываться стереотипная, монотонная реакция на различные явления. Кроме того, следует учесть еще одно важное положение: строго говоря, не существуют или же трудно найти абстрактно-логические доводы в пользу сближения между мужчиной и женщиной. Во-первых, при желании можно обнаружить недостатки у любого человека и на этом основании отвергнуть его,, во-вторых, легко найти различные доводы против сближения: ведь всегда это связано с потерей времени, с различными хлопотами, здесь возможны различные неожиданности, в том числе и нежелательные, и, строго логически подходя к этому, оказывается проще вообще избегать контактов подобного рода.
Для абстрактно-логического подхода характерно также создание определенного идеала, с которым каждый конкретный возможный объект личностного контакта и сравнивается. При этом часто девушка отвергает доступные объекты и стремится к таким, где она сама объективно не имеет шансов на успех, а время идет. Пожалуй, единственным случаем, когда абстрактно-логический подход оправдывает себя, причем оправдывает как паллиативное средство, так как многое в жизни уже упущено, это случаи, когда женщина уже не первой молодости, по различным причинам не сумев создать полноценной семьи, все же решает завести ребенка, чтобы не доживать свои годы в одиночестве.
Разумеется, не все люди в одинаковой мере устойчивы или неустойчивы к дефектным воздействиям педагогического плана. Важное значение имеет врожденная выраженность полового влечения и других проявлений сексуального развития, а также и личная привлекательность. Неверные педагогические установки могут быть преодолены как в результате выраженности собственного стремления к личностному общению, так и в результате настойчивости окружающих. В случае же, когда объективно девушка не является абсолютно привлекательной и оценка этих ее качеств не бесспорна и все обща, неверное половое воспитание резко снижает шансы на жизненный успех. В некоторых случаях дефектное половое воспитание весьма отрицательно сказывается и на судьбе вполне привлекательных девушек. Хотя половое воспитание — лишь один из аспектов воспитания, правильность или неправильность его в значительной мере определяет судьбу человека, и народная мудрость, выраженная в поговорке «не родись красивой, а родись счастливой», в существенной мере относится и к нему.
Значение непроизвольных реакций в поведении очень велико. Часто лучше получается то, что получается как бы само собой. Разумеется, это оправдано лишь в случае, если сознание контролирует какие-то узловые моменты, определяет какие-то существенные границы поведения. В пределах же этих рационально установленных границ продумывание каждого момента поведения лишь вредно. Сексологи отмечают, что выраженное половое влечение и чувство влюбленности влияет на процессы мышления и на критические способности. Как подчеркивает А. М. Свядощ (1974), это ведет к возникновению аффективно заряженных представлений, делающих мышление кататимным («любовь делает человека слепым»). Однако эта «ослепленность» целесообразна, так как способствует преодолению различного рода задержек, препятствующих сближению.
Таким образом, воспитание не должно быть слишком строгим и подавлять естественные проявления сексуального развития. Крайне вредно, когда родители, а как правило, это бывает мать и другие родственники женского пола, начинают выспрашивать у девушки (юноши вообще менее склонны к подобным разговорам): «а что он сказал»?, «а что ты ему ответила»? и т. п., до мельчайших деталей, и далее следует подробный инструктаж. Не следует проявлять такого любопытства, нужно предоставлять все естественному течению, разумеется, при условии, если выработаны основные, принципиальные установки.
Некоторые родители считают, что лучший способ полового воспитания — изоляция подростка от сверстников другого пола или сведение контактов к минимуму. Об одной из причин вредности этой точки зрения мы говорили в конце первого раздела данной главы. Другая причина заключается в том, что опыт общения с представителями другого пола накапливается с детства, и лишенный такого опыта человек всегда будет выглядеть в обществе неуклюжим. К тому же, как писал А. Молль, «девушке можно гораздо лучше привить умение отстоять себя и свою невинность не тогда, когда ее боязливо охраняют от всякого мужского взгляда, а скорее тогда, когда общество мужчин является для нее обычным и естественным». Кстати, бывают в жизни случаи, когда девушку вот так стараются уберечь от всего, а потом выясняется, что, собственно, никто к ней интереса и не проявляет.
Следует подчеркнуть, что правильное половое воспитание— это выработка устойчивости к отрицательным влияниям, а не полное их устранение как таковых. К этому случаю хорошо написано у средневекового немецкого поэта Себастьяна Брандта:
И в башню заточи, иная
родит младенца, как Даная.
А Пенелопу — без надзора —
хоть осаждали ухажеры,
но мужу двадцать лет она
в разлуке с ним была верна!
В первом разделе данной главы мы говорили о вреде, который наносит негативное отношение к другому полу подросткам мужского пола. Интересно, что в нормальной семье мать обычно настраивает сына против женщин и меньшее влияние в этом плане оказывает на дочь. В случае же, если женщина воспитывает своего ребенка одна, наиболее вредное влияние (разумеется, мы говорим лишь о случаях дефектного полового воспитания) она оказывает на свою дочь, прививая ей негативизм к мужскому полу. Подавление же естественного влечения к мужскому полу затрудняет не только само замужество, но и последующую сексуальную адаптацию, повышает вероятность дисгамии. Последнее, по данным А. М. Свядоща (1974), способствует возникновению женского пассивного гомосексуализма.
Таким образом, знание естественных проявлений сексуального развития ребенка совершенно необходимо для правильного воспитания. Ни в коем случае нельзя подавлять в ребенке проявлений его половой сущности. Нельзя высмеивать стремление девочки к нарядам, косметике, украшениям и т. д. Задача воспитателя здесь — привить в этом хороший вкус и чувство меры, но ни в коем случае не подавлять этот интерес как таковой. Нельзя подавлять в ребенке интереса к представителям другого пола. Напротив, следует всячески укреплять гетеросексуальную направленность, причем совсем не обязательно, чтобы эта вполне определенная направленность была осознанной. Преждевременного осознания ребенком значения явлений сексуального развития следует избегать, как это мы уже неоднократно подчеркивали.
Одной из существенных ошибок полового воспитания является стремление сглаживать половые различия, стремление привить убеждение подростку, будто бы между мужчинами и женщинами нет существенных различий. Здесь следует остановиться еще на одном вопросе, связанном с представлением о половых различиях.
В некоторых работах по половому воспитанию встречается рекомендация прививать подростку «рыцарское» отношение к женщине. Эта рекомендация пуста по существу. Главное — это прививать подростку стремление соответствовать образцу «настоящего мужчины», который должен быть деятельным, инициативным, стойким к трудностям, способным найти выход из любого сложного положения и вместе с тем не мелочным, готовым помочь более слабому. Выражение же «рыцарское отношение» по сути сводит истинно глубокое уважение к женщине к внешним проявлениям этого уважения. Проявления галантности, подчеркнуто предупредительное отношение могут являться лишь способом завоевать успех, добиться у женщины определенной цели, причем такое поведение очень часто сочетается с глубоко потребительским, эгоистическим отношением к ней. Разве редки случаи, когда для того, чтобы добиться своего, мужчина готов чуть ли не становиться на колени перед женщиной, расточать самые пышные комплименты, а добившись, потом высмеивать женщину за то, что она уступила (нередкая курортная история!).
Следует учитывать также пытливость подростка. Ведь о рыцарских временах есть вполне определенные исторические сведения. Типичная история того времени сводится к тому, что сначала рыцарь (заметим, это сословное, а не этическое понятие!) добивается взаимности своей возлюбленной, а добившись, фактически запирает ее в своем замке. Отправляясь в очередной поход (очень хорошо сказал об этом Э. Фукс (1911): «…вся жизнь низшего дворянства была лишена всякой поэзии. Так или иначе большинство из них занималось разбоем и грабежом»), он запирает ее «на бергамский лад». Ясно, что в выражении «рыцарское отношение к женщине» никакого педагогического смысла быть не может.
Плохо, если половое воспитание сводится к мелочной опеке, но плохо также, если дело пускается на самотек. В этом случае в роли «воспитателя» совершенно неожиданно для родителей может оказаться какой-нибудь живущий рядом оболтус или вообще более старшие или более «информированные» подростки, а то и развращенные взрослые. Ошибку допускают педагоги и родители, когда они уходят от ответа на заданные ребенком вопросы. Как эмоционально в связи с этим писал Л. Кётчер, «такое направление воспитания лишь сильнее возбуждает сексуальное любопытство, заставляя тайно удовлетворяться сведениями, черпаемыми из самых грязных источников, и наталкивая под личиной внешней неприступной наивности и благопристойности на самые разнузданные фантазии и самые оскорбительные для истинной стыдливости тайные эксперименты». Кстати, по данным Н. С. Нешкова (1969), информацию о половой жизни получали от подруг 74,8% девочек, от родителей — 7,4%, от педагогов —17,8%. При этом из общего числа ничего не знали об опасности венерических заболеваний 63% девочек.
Плохо также, если родители дают неверные ответы на вопросы ребенка. Еще Молль (1909) приводил пример, как одной девочке 8 лет мать рассказывала про аиста, который приносит детей, а эта девочка при игре в «папу и маму» проявляла довольно верные и точные знания явлений, связанных с продолжением человеческого рода. Нужно признать, что сказку про аиста и сейчас рассказывают своим детям некоторые родители. В результате же, с одной стороны, дети оказываются лишенными иммунитета к непристойным представлениям, черпаемым ими «извне», а с другой, как в свое время писал А. Бебель, «девять десятых девушек, выходящих замуж, ничего не знают о материнстве и своих обязанностях в браке» (1905, с. 194).
В юношеском возрасте родители должны отвечать на вопросы, касающиеся половой жизни. Разумеется, это нужно делать лишь в общих чертах, так как вопросы собственно сексологии — тема для разговора взрослых людей. Однако следует отметить, что некоторые родители считают необходимым и возможным прививать взгляды на половую жизнь как на нечто аморальное, греховное, будто бы унижающее «настоящую чистую любовь». Небезынтересно в связи с этим и мнение Ксенократа (IV в. н. э.): «…счастье состоит в выполнении всех естественных актов и состояний, а также в обладании добродетели, свойственной человеку» (цит. по И. И. Мечникову, 1904).
Нередко матери внушают своим дочерям неверное представление о значении так называемого целомудрия. В связи с этим необходимо отметить, что правильное половое воспитание направлено, в частности, и на предотвращение преждевременного и раннего начала половой жизни, однако при этом нельзя превращать понятие целомудрия в некую сверхценную идею, когда прививается представление о целомудрии как о достоинстве, которое значимо само по себе как таковое. Как писал в связи с этим литературный критик М. Тригорин, «большинство, считая целомудрие каким-то непреложным требованием, ломает свою природу в угоду этому бессодержательному понятию».
Нужно прививать юноше (девушке) установку на то, что конкретно сексуальные отношения — далеко не все в комплексе отношений между любящими друг друга мужчиной и женщиной. В основе всего этого гармоничного комплекса лежит чувство любви и взаимного уважения, а сексуальные отношения составляют лишь его часть. Специально же выделять их, к тому же превращая понятие целомудрия для девушки в предмет своеобразной спекуляции, неразумно. В конечном итоге это приводит или к появлению «старых дев», положению, в котором женщина часто вызывает сочувствие, или же к появлению матерей-одиночек, в случае, если женщина все же находит в себе мужество и моральные силы в конце концов родить ребенка, пусть и не в рамках официальных семейных отношений.
Для того чтобы покончить с этим вопросом, мы напомним еще, что указанные вредные взгляды на половую жизнь и значение так называемого целомудрия — наследие средневековых религиозных догм и по происхождению они имеют классовый характер.
В древнем мире, и в частности в Греции, половая жизнь находилась «под покровительством богов» и оценивалась очень высоко. Под влиянием же церковных установок (вспомним принципы целибата, первородного греха и т. д.) выработалось аскетическое мировоззрение; все, что связано с продолжением рода, стало считаться греховным, нечистым, высшая добродетель связывалась с безбрачием и целомудрием (св. Иероним призывал «срубить лес брака топором девственности»). Здесь как раз к месту будут слова Юлиана Маркузе: «…аскетизм представляется в свете исторического анализа наиболее типичной формой антисоциальной жизнедеятельности». Характеризуя значение монастырей, он писал также и о том, как «поток нравственного разложения разливался из этого источника мнимого спасения души».
По сути дела и теперь еще мы испытываем влияние аскетических установок, хотя форма этого влияния изменилась. Во всяком случае именно этим можно объяснить, что вопросы полового воспитания все еще оказываются недостаточно разработанными, а сексологическая помощь в сравнении с общим уровнем медицины находится почти в первобытном состоянии. Как отмечал еще Л. Я. Сосюра, «в течение веков на вопросах пола наросла кора ложного стыда, лицемерия и предрассудков». В свою очередь, П. П. Блонский писал о «ханжах, среди которых масса тайных развратников». В 1906 г. была, например, опубликована анкета, где в числе прочих вопросов был и такой: «На каком году совершено первое падение?». В связи со всем этим следует добавить также, что и стремление к сохранению формальных признаков девственности может мирно уживаться с самым изощренным развратом.
Отмечая типичные недостатки отношения к половому воспитанию, к сексологии, мы хотим подчеркнуть, что все эти вопросы в нашей стране должны разрабатываться совсем с других позиций, чем это происходит сейчас в капиталистических странах, особенно в странах так называемой сексуальной революции. Вещи нужно называть своими именами, но там, где это объективно необходимо. Чужда нам и атмосфера всеобщего скандала, связанного с «вопросами пола». Недопустимо «смакование» различных подробностей и моментов сугубо интимного характера, рекламный характер литературы по половому воспитанию и т. д. Вместе с тем неприемлемо положение, когда, как отмечает И. А. Трутнев (1964), такие слова, как «половая жизнь», шокируют многих учителей и родителей.