Цели и задачи полового воспитания, как и любого дру­гого раздела коммунистического воспитания, полностью определяются интересами общества. Половое воспита­ние охватывает ту часть деятельности человека, которая сводится к понимаемому в самом широком смысле взаи­моотношению между представителями мужского и жен­ского пола. Задача полового воспитания привить об­щественно полезные установки в различных аспектах этих взаимоотношений.

Половое воспитание призвано содействовать выра­ботке таких установок личности, которые бы обеспечи­вали:

  • сохранение личного здоровья в широком его понимании;
  • создание полноценной здоровой семьи;
  • верную репродуктивную установку супругов — ус­тановку на такое количество детей в семье, которое в наибольшей степени отвечало бы интересам общества;
  • способность учитывать и уважать специфические половые особенности физического и психического харак­тера представителей противоположного пола в процессе трудовой деятельности.

Неверно было бы сводить задачи полового воспита­ния лишь к достижению «хорошего поведения» в школе, причем под этим «хорошим поведением» можно подразу­мевать разное. Некоторые родители бывают рады тому, что их сын или дочь все свободное время проводит дома, не проявляет интереса к сверстникам другого пола. Но не все понимают, что не всегда это хорошо. Даже такое бесспорно высокоценимое качество, как привязанность к своей семье, может иметь в случае нарушения меры, ког­да оно принимает характер сверхценной идеи, отрица­тельные последствия, так как затрудняет личностное об­щение с людьми, сводя его лишь к ролевому общению, и в конечном итоге затрудняет или даже делает почти невозможным создание собственной семьи.

Вопрос о репродуктивной установке супругов также нуждается в пояснении. Речь идет о том, чтобы необхо­димое обществу количество детей в семье сделалось бы потребностью супругов. Недостаточно лишь понимать, что, например, в данный момент интересам нашего об­щества в наибольшей степени отвечает семья, в которой три ребенка. Это число обеспечивает умеренно расши­ренное воспроизводство населения в противовес таким неблагоприятным тенденциям, как, с одной стороны, со­кращение населения, а с другой — демографический взрыв. Необходимые представления о должном числе де­тей в семье должны прививаться постепенно, начиная с дошкольного возраста, так, чтобы мысль об этом стала вполне естественной и само собой разумеющейся. Наблю­дающиеся в настоящее время неблагоприятные демо­графические тенденции (в первую очередь значитель­ное количество малодетных семей) в известной мере обусловлены и отсутствием целенаправленной педагоги­ческой деятельности. Призывы же к большему количест­ву детей, обращаемые ко взрослым людям, как показывает жизнь, бесполезны.

Вопрос о здоровой полноценной семье также заслу­живает некоторого пояснения. В формально статистиче­ском плане это означает снижение количества разводов, но не только. У каждого человека должно быть заложен­ное с детства твердое понимание значения семьи. Поло­жение о том, что семья — ячейка общества, конечно, со­вершенно верно, но оно должно быть конкретизировано. Семья — это основа жизненного благополучия человека.

Она способствует сохранению его здоровья, облегчает пе­ренесение различных невзгод, жизненных тягот и спо­собствует повышению продолжительности жизни. Всем хорошо известно, что необходимыми условиями для соз­дания здоровой семьи являются взаимная любовь, ува­жение и понимание супругов. Однако необходимо учиты­вать еще некоторые факторы. Это прежде всего сексу­альная адаптация супругов.

Известно, что чувства любви и взаимопонимания еще недостаточно для создания гармоничной семьи. Нормаль­ные сексуальные отношения играют важную роль, кото­рую мы разъясним следующим образом. Каждый чело­век представляет собой в психологическом отношении столь же целостное существо, как и его организм в био­логическом. Известно, что проникновение чужеродного белка во внутреннюю среду организма тут же вызывает защитную реакцию (иммунитет, отторжение трансплан­тата и т. д.). Если в биологическом отношении организм ограничен покровами (т. е. кожей и слизистыми), то ин­дивидуальные психологические границы существенно шире.

В психологическом отношении каждый человек окру­жен некой зоной, которая представляет собой как бы часть его индивидуального психологического пространст­ва. Проникновение в нее вызывает защитную реакцию  психологического плана, в чем-то аналогичную явлениям иммунитета при проникновении чужеродного белка во внутреннюю среду организма. С этим нетрудно согла­ситься, если вспомнить, например, что даже в беседе с другим человеком каждый из нас непроизвольно соблю­дает определенное расстояние. В любом общении чело­век чувствует себя комфортно лишь в случае, если вокруг него сохраняется такая свободная зона. В зависимо­сти от конкретных условий, индивидуальных особенно­стей эта зона может быть шире или уже. Но в любом случае человек ее имеет. Так вот, сексуальная адапта­ция супругов означает, что вместо двух зон, своей у каж­дого из супругов, возникает одна общая для них зона, в пределах которой у них нет защитной реакции друг от друга, но вторжение в которую постороннего человека вызывает защитную реакцию у обоих.

Известно, что одни и те же чувства различные люди выражают по-разному. Это различие затрагивает не только степень выраженности, но также и различные фор­мы выражения. Иногда эти различия имеют националь­ный характер, иногда — индивидуальный. Например, если мы с чем-то соглашаемся, то киваем головой, если возражаем — поворачиваем голову из стороны в сторо­ну. В некоторых же странах наоборот: кивок означает отрицание, поворот головы — согласие. У нас ребенок машет рукой вверх-вниз — «до свидания», в некоторых странах это же выражается размахиванием из стороны в сторону. В некоторых случаях на этой основе могут воз­никать различные недоразумения и между супругами. На­пример, нередко возникает стойкое взаимное раздраже­ние, которое, казалось бы, не имеет под собой никаких объективных оснований. Если супруги оказываются не­способными к постепенной взаимной адаптации, семье грозят осложнения. Ведь бывает так, что одному из суп­ругов кажется, будто другой над ним смеется, или недо­статочно внимателен, или что-то еще в подобном роде, а другой об этом не имеет никакого понятия и ему даже не приходит в голову, что его поведение может быть рас­ценено подобным образом. Поэтому важно понимать, что дело не только в том, чтобы испытывать одинаковые взаимные чувства, но и быть способным выражать их в адекватной и совместимой форме.

^Понятие здоровой семьи требует рассмотрения еще од­ной проблемы. В литературе по половому воспитанию иногда затрагивается вопрос о матерях-одиночках (см., например, В. Н. Колбановский, 1972). При этом данное явление неверно связывается с неправильным половым воспитанием, говорят о матерях-одиночках как угрозе крепкой семье.

Прежде всего, существование довольно значительно­го количества матерей-одиночек — это социальное явле­ние, обусловленное неодинаковым численным соотноше­нием мужчин и женщин соответствующего возраста.

В классово-эгоистическом обществе у этого явления были другие корни (например: он — «человек с положением», она — горничная, кухарка и т. п.). Необходимо отдавать себе отчет в том, что матери-одиночки как социальное явление были, есть и будут, пока не произойдет благо­приятного изменения в соотношении численности полов, а последнее, к сожалению, маловероятно.

Правом любой женщины, по тем или иным причинам не вышедшей замуж, является родить ребенка. Поэтому половое воспитание вообще не должно затрагивать вопро­са о матерях-одиночках как об общественном явлении, и тем более глубоко ошибочным было бы говорить о них как угрозе нормальным семьям. Здесь важно другое: пра­вильно ли матери-одиночки воспитывают своих детей, и в первую очередь дочерей? Мы уже говорили выше, что нередко матери прививают своим сыновьям негативизм к женскому полу. У женщин, потерпевших неудачу в брачно-семейных отношениях, наблюдается тенденция прививать чувство негативизма к мужскому полу своим дочерям. Подчеркнем, что такое воспитание снижает шан­сы у дочери в будущем достичь счастья в семье.

Что касается способности учитывать и уважать спе­цифические половые особенности представителей другого пола в процессе трудовой деятельности, то прежде всего их необходимо знать, понимать их значение и хорошо осознавать, что наличие таких половых особенностей весьма важно и полезно для общества. Незнание или не­желание (последнее — результат невоспитанности) учи­тывать эти специфические особенности ведет к ухудше­нию трудовой обстановки, существенно сказывается на настроении людей и производительности их труда, ведет к различного рода конфликтам.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизоваться

Рекомендуемые статьи

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top