Цели и задачи полового воспитания, как и любого другого раздела коммунистического воспитания, полностью определяются интересами общества. Половое воспитание охватывает ту часть деятельности человека, которая сводится к понимаемому в самом широком смысле взаимоотношению между представителями мужского и женского пола. Задача полового воспитания привить общественно полезные установки в различных аспектах этих взаимоотношений.
Половое воспитание призвано содействовать выработке таких установок личности, которые бы обеспечивали:
- сохранение личного здоровья в широком его понимании;
- создание полноценной здоровой семьи;
- верную репродуктивную установку супругов — установку на такое количество детей в семье, которое в наибольшей степени отвечало бы интересам общества;
- способность учитывать и уважать специфические половые особенности физического и психического характера представителей противоположного пола в процессе трудовой деятельности.
Неверно было бы сводить задачи полового воспитания лишь к достижению «хорошего поведения» в школе, причем под этим «хорошим поведением» можно подразумевать разное. Некоторые родители бывают рады тому, что их сын или дочь все свободное время проводит дома, не проявляет интереса к сверстникам другого пола. Но не все понимают, что не всегда это хорошо. Даже такое бесспорно высокоценимое качество, как привязанность к своей семье, может иметь в случае нарушения меры, когда оно принимает характер сверхценной идеи, отрицательные последствия, так как затрудняет личностное общение с людьми, сводя его лишь к ролевому общению, и в конечном итоге затрудняет или даже делает почти невозможным создание собственной семьи.
Вопрос о репродуктивной установке супругов также нуждается в пояснении. Речь идет о том, чтобы необходимое обществу количество детей в семье сделалось бы потребностью супругов. Недостаточно лишь понимать, что, например, в данный момент интересам нашего общества в наибольшей степени отвечает семья, в которой три ребенка. Это число обеспечивает умеренно расширенное воспроизводство населения в противовес таким неблагоприятным тенденциям, как, с одной стороны, сокращение населения, а с другой — демографический взрыв. Необходимые представления о должном числе детей в семье должны прививаться постепенно, начиная с дошкольного возраста, так, чтобы мысль об этом стала вполне естественной и само собой разумеющейся. Наблюдающиеся в настоящее время неблагоприятные демографические тенденции (в первую очередь значительное количество малодетных семей) в известной мере обусловлены и отсутствием целенаправленной педагогической деятельности. Призывы же к большему количеству детей, обращаемые ко взрослым людям, как показывает жизнь, бесполезны.
Вопрос о здоровой полноценной семье также заслуживает некоторого пояснения. В формально статистическом плане это означает снижение количества разводов, но не только. У каждого человека должно быть заложенное с детства твердое понимание значения семьи. Положение о том, что семья — ячейка общества, конечно, совершенно верно, но оно должно быть конкретизировано. Семья — это основа жизненного благополучия человека.
Она способствует сохранению его здоровья, облегчает перенесение различных невзгод, жизненных тягот и способствует повышению продолжительности жизни. Всем хорошо известно, что необходимыми условиями для создания здоровой семьи являются взаимная любовь, уважение и понимание супругов. Однако необходимо учитывать еще некоторые факторы. Это прежде всего сексуальная адаптация супругов.
Известно, что чувства любви и взаимопонимания еще недостаточно для создания гармоничной семьи. Нормальные сексуальные отношения играют важную роль, которую мы разъясним следующим образом. Каждый человек представляет собой в психологическом отношении столь же целостное существо, как и его организм в биологическом. Известно, что проникновение чужеродного белка во внутреннюю среду организма тут же вызывает защитную реакцию (иммунитет, отторжение трансплантата и т. д.). Если в биологическом отношении организм ограничен покровами (т. е. кожей и слизистыми), то индивидуальные психологические границы существенно шире.
В психологическом отношении каждый человек окружен некой зоной, которая представляет собой как бы часть его индивидуального психологического пространства. Проникновение в нее вызывает защитную реакцию психологического плана, в чем-то аналогичную явлениям иммунитета при проникновении чужеродного белка во внутреннюю среду организма. С этим нетрудно согласиться, если вспомнить, например, что даже в беседе с другим человеком каждый из нас непроизвольно соблюдает определенное расстояние. В любом общении человек чувствует себя комфортно лишь в случае, если вокруг него сохраняется такая свободная зона. В зависимости от конкретных условий, индивидуальных особенностей эта зона может быть шире или уже. Но в любом случае человек ее имеет. Так вот, сексуальная адаптация супругов означает, что вместо двух зон, своей у каждого из супругов, возникает одна общая для них зона, в пределах которой у них нет защитной реакции друг от друга, но вторжение в которую постороннего человека вызывает защитную реакцию у обоих.
Известно, что одни и те же чувства различные люди выражают по-разному. Это различие затрагивает не только степень выраженности, но также и различные формы выражения. Иногда эти различия имеют национальный характер, иногда — индивидуальный. Например, если мы с чем-то соглашаемся, то киваем головой, если возражаем — поворачиваем голову из стороны в сторону. В некоторых же странах наоборот: кивок означает отрицание, поворот головы — согласие. У нас ребенок машет рукой вверх-вниз — «до свидания», в некоторых странах это же выражается размахиванием из стороны в сторону. В некоторых случаях на этой основе могут возникать различные недоразумения и между супругами. Например, нередко возникает стойкое взаимное раздражение, которое, казалось бы, не имеет под собой никаких объективных оснований. Если супруги оказываются неспособными к постепенной взаимной адаптации, семье грозят осложнения. Ведь бывает так, что одному из супругов кажется, будто другой над ним смеется, или недостаточно внимателен, или что-то еще в подобном роде, а другой об этом не имеет никакого понятия и ему даже не приходит в голову, что его поведение может быть расценено подобным образом. Поэтому важно понимать, что дело не только в том, чтобы испытывать одинаковые взаимные чувства, но и быть способным выражать их в адекватной и совместимой форме.
^Понятие здоровой семьи требует рассмотрения еще одной проблемы. В литературе по половому воспитанию иногда затрагивается вопрос о матерях-одиночках (см., например, В. Н. Колбановский, 1972). При этом данное явление неверно связывается с неправильным половым воспитанием, говорят о матерях-одиночках как угрозе крепкой семье.
Прежде всего, существование довольно значительного количества матерей-одиночек — это социальное явление, обусловленное неодинаковым численным соотношением мужчин и женщин соответствующего возраста.
В классово-эгоистическом обществе у этого явления были другие корни (например: он — «человек с положением», она — горничная, кухарка и т. п.). Необходимо отдавать себе отчет в том, что матери-одиночки как социальное явление были, есть и будут, пока не произойдет благоприятного изменения в соотношении численности полов, а последнее, к сожалению, маловероятно.
Правом любой женщины, по тем или иным причинам не вышедшей замуж, является родить ребенка. Поэтому половое воспитание вообще не должно затрагивать вопроса о матерях-одиночках как об общественном явлении, и тем более глубоко ошибочным было бы говорить о них как угрозе нормальным семьям. Здесь важно другое: правильно ли матери-одиночки воспитывают своих детей, и в первую очередь дочерей? Мы уже говорили выше, что нередко матери прививают своим сыновьям негативизм к женскому полу. У женщин, потерпевших неудачу в брачно-семейных отношениях, наблюдается тенденция прививать чувство негативизма к мужскому полу своим дочерям. Подчеркнем, что такое воспитание снижает шансы у дочери в будущем достичь счастья в семье.
Что касается способности учитывать и уважать специфические половые особенности представителей другого пола в процессе трудовой деятельности, то прежде всего их необходимо знать, понимать их значение и хорошо осознавать, что наличие таких половых особенностей весьма важно и полезно для общества. Незнание или нежелание (последнее — результат невоспитанности) учитывать эти специфические особенности ведет к ухудшению трудовой обстановки, существенно сказывается на настроении людей и производительности их труда, ведет к различного рода конфликтам.